Связь жилищного пространства с лесным была присуща традиционной культуре западных адыгов. Известно, что адыгский термин унэ использовался для обозначения и дома и усадебного комплекса. Традиционное жилище второй половины XIX - первой половины XX в. имело с одной или нескольких сторон крытую навесом кровли террасу.
Терраса в любом случае находится всегда там, где и вход в дом, то есть в жилище, по правилам, общим для всего Северного Кавказа, входят со стороны усадьбы. Такое положение дает возможность считать террасу одновременно и помещением дома и частью усадьбы. В усадьбах XIX в. терраса делалась, чтобы создать переходное пространство от внешнего своего мира (леса, использовавшегося как усадьба) к внутреннему своему миру (жилищу). Позднее эта функция сохранилась, но в пределах закрытой усадьбы сельского дома, где были только ограниченные градации внутреннего пространства: двортерраса-дом. Подобное решение зависело в прямую от перехода жителей Северо-Западного Кавказа на систему орган Почему черкесы строили терассу перед домом?Связь жилищного пространства с лесным была присуща традиционной культуре западных адыгов. Известно, что адыгский термин унэ использовался для обозначения и дома и усадебного комплекса. Традиционное жилище второй половины XIX - первой половины XX в. имело с одной или нескольких сторон крытую навесом кровли террасу. Терраса в любом случае находится всегда там, где и вход в дом, то есть в жилище, по правилам, общим для всего Северного Кавказа, входят со стороны усадьбы.
Такое положение дает возможность считать террасу одновременно и помещением дома и частью усадьбы. В усадьбах XIX в. терраса делалась, чтобы создать переходное пространство от внешнего своего мира (леса, использовавшегося как усадьба) к внутреннему своему миру (жилищу). Позднее эта функция сохранилась, но в пределах закрытой усадьбы сельского дома, где были только ограниченные градации внутреннего пространства: двортерраса-дом. Подобное решение зависело в прямую от перехода жителей Северо-Западного Кавказа на систему организованных поселений с плотно граничащими усадьбами. Если раньше сыновья уходили во внешнее пространство для строительства собственного дома, то теперь им оставалось создавать свое пространство на отцовской усадьбе.
В архаической традиции все жилое пространство разбивалось на отдельные помещения, а само оно было частью природного ландшафта. В условиях модернизации общества и быта возникла тенденция концентрации всех локусов жилого пространства под единой кровлей, выражением этой тенденции стал дом с крытой террасой. Сопоставляя планировку поселений разного времени, можно, предположить, что принципиально изменилась пространственная функция усадьбы дома западных адыгов, если ранее она была частью освоенного лесного пространства, то позднее с образованием селений российского периода усадьба стала сугубо продолжения дома. Лес же в ходе всех изменений, связанных с включением жилищной сферы адыгов в пространство современной цивилизации, был выведен за пределы культурного пространства.
Свежие комментарии