Как вспоминает мой собеседник, адыг, прибывший из Косово, ныне — администратор аула Мафэхабль Мухамед Хасани, молодому поколению легче было уезжать из бывшей Югославии, покинуть дома, на пороге которых уже пылала война. — И до этого многие выражали желание вернуться на землю предков, и вспыхнувшая война только ускорила этот процесс, — говорит Мухамед.
Он вспоминает, как им содействовал официальный представитель Адыгеи Газий Чемсо, генерал-лейтенант МЧС России Муса Дзыбов, посольство РФ в Югославии, МИД России, все официальные лица, от которых зависело содействие возвращению косовских адыгов. Мухамед приехал в Адыгею в 1998 году вместе со своими родителями, родными. Его отец ушел из жизни в возрасте 98 лет, мама — в 86 лет, они упокоились на своей исторической родине. — Когда уезжали навсегда из поселения Доне Становце в Косово, где прожили несколько поколений семьи Хасани и других косовских адыгов, нашим семьям содействовали в том, чтобы возможно было взять с собой самое необходимое, пКак вспоминает мой собеседник, адыг, прибывший из Косово, ныне — администратор аула Мафэхабль Мухамед Хасани, молодому поколению легче было уезжать из бывшей Югославии, покинуть дома, на пороге которых уже пылала война.
— И до этого многие выражали желание вернуться на землю предков, и вспыхнувшая война только ускорила этот процесс, — говорит Мухамед.
Он вспоминает, как им содействовал официальный представитель Адыгеи Газий Чемсо, генерал-лейтенант МЧС России Муса Дзыбов, посольство РФ в Югославии, МИД России, все официальные лица, от которых зависело содействие возвращению косовских адыгов.
Мухамед приехал в Адыгею в 1998 году вместе со своими родителями, родными.
Его отец ушел из жизни в возрасте 98 лет, мама — в 86 лет, они упокоились на своей исторической родине.
— Когда уезжали навсегда из поселения Доне Становце в Косово, где прожили несколько поколений семьи Хасани и других косовских адыгов, нашим семьям содействовали в том, чтобы возможно было взять с собой самое необходимое, помимо документов и каких-то носильных вещей. Кому-то даже удалось переправить в Россию мини-тракторы. Эта техника обеспечивала благополучие семей. В Косово у каждой адыгской семьи было в собственности порядка пяти гектаров земли, трудились на ней от зари до зари. У большинства были свои мини-тракторы и сеялки. Люди хотели трудиться и на земле в России, — говорит Мухамед Хасани.
Он много делает для своего родного аула Мафэхабль и сам обрел в Адыгее личное счастье. Его жена Зарема — из Шовгеновского района.
Сегодня его дети учатся в республиканской гимназии: старший сын Муамер в 9-м классе, дочь Сельма — в 4-м. Младшим дочерям Джанете и Эсме два года и один год соответственно.
Муамер уже владеет адыгейским, русским, турецким языками, изучает английский. Юноше есть с кого брать пример — его отец владеет шестью языками, в том числе албанским и сербским.
Мухамед Хасани в первые годы адаптации в Адыгее смог наладить общение и взаимопонимание между теми репатриантами из Косово, которые еще не полностью знали язык предков и говорили или на турецком языке, или на арабском. Позже языковые барьеры были преодолены — адыги из Косово познали родной язык, а также изучали русский.
— Сейчас в Мафэхабле проживает порядка 250 жителей. Стараемся сделать все для того, чтобы аул считался образцовым, в том числе в нравственном отношении, — рассказывает Мухамед.
По его словам, местный участковый рад тому, что за долгие годы не было ни одного вызова полиции на территорию аула. Если же возникают небольшие разногласия на бытовой почве, все решается без разрастания ссоры в какой-либо конфликт.
Как отметил Мухамед Хасани, ежегодно в аул приезжают делегации репатриантов — из Америки, Иордании, Турции, Германии, Израиля и других стран — чтобы самим увидеть единственный в России аул репатриантов. Мухамед Хасани, ставший имамом аульской мечети, надеется на то, что в Мафэхабле, где уже есть мечеть и медпункт, появится и своя школа.
Сегодня в ауле порядка 30 детей, которым приходится ездить на учебу в Майкоп.
Среди жителей Мафэхабля много специалистов разных профессий: врачи, юристы, инженеры, офицер УФСИН, строители. Женщины занимаются домашним хозяйством, детьми.
У имама мечети аула Мафэхабль два высших духовных образования. Он окончил университет исламских наук в Иордании, затем заочно — Северо-Кавказский исламский университет имени Абу Ханифа.
Является помощником муфтия Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края. Входит в экспертный совет при Комитете РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ, в актив общественного движения Адыгэ Хасэ.
Мухамед от имени адыгов из Косово, в том числе проживающих в Мафэхабле, поблагодарил всех, кто поддержал их со дня возвращения на историческую родину и поддерживает по сей день.
Это Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов, председатель Комитета РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ Аскер Шхалахов, руководитель Центра адаптации репатриантов Асхад Гучетль и многие другие.
Свежие комментарии