Несмотря на рациональность этих подходов, на практике они не часто приносили успех и не стали для адыгов эффективным противоядием против русского штыкового боя. По своей сути, они не являлись тактической инновацией, позволявшей выйти из кризиса. Они представляли собой попытку приспособления, а не реформации, традиционной черкесской тактической системы к совершенно новым вызовам эпохи Кавказской войны.
Заимствование черкесами штыкового боя у русских было в принципе невозможно, т.к. не было условий для его прививки к их военной системе и культивации в ее рамках. Во-первых, легкое черкесское ружье, в отличие от тяжелого русского, было неприспособленно для рукопашного боя. Оно было достаточно хрупким и легко ломалось от сильного удара. Мало того, его изящная и миниатюрная конструкция исключала возможность крепления штыка. Во-вторых, основным носителем штыкового боя была пехота, тогда как у черкесов главным родом войск была конница. На ее главенстве в бою была построена вся адыгская тактич Заимствование черкесами штыкового боя у русских было в принципе невозможноНесмотря на рациональность этих подходов, на практике они не часто приносили успех и не стали для адыгов эффективным противоядием против русского штыкового боя. По своей сути, они не являлись тактической инновацией, позволявшей выйти из кризиса. Они представляли собой попытку приспособления, а не реформации, традиционной черкесской тактической системы к совершенно новым вызовам эпохи Кавказской войны.
Заимствование черкесами штыкового боя у русских было в принципе невозможно, т.к. не было условий для его прививки к их военной системе и культивации в ее рамках. Во-первых, легкое черкесское ружье, в отличие от тяжелого русского, было неприспособленно для рукопашного боя. Оно было достаточно хрупким и легко ломалось от сильного удара. Мало того, его изящная и миниатюрная конструкция исключала возможность крепления штыка.
Во-вторых, основным носителем штыкового боя была пехота, тогда как у черкесов главным родом войск была конница. На ее главенстве в бою была построена вся адыгская тактическая система. Штык и кавалерия - это две совершенно несовместимые вещи. Внедрение штыкового боя требовало вывести на первые роли пехоту, а конницу - на вторые, что автоматически разламывало всю тактическую систему черкесов.
В-третьих, штыковой бой был основан на коллективных действиях солдат, возможных за счет боевого строя. У черкесов он был в зачаточном состоянии. Поэтому они практиковали одиночный рукопашный бой, в рамках которого штык был не столь эффективным оружием.
В заключении отметим, из-за кризиса рукопашного боя черкесы и другие кавказские горцы систематически терпели поражения от русских пехотинцев в ближнем бою и не могли нанести им серьезного урона. Основной причиной этого кризиса был русский штыковой бой. Преимущества русского штыка над черкесской шашкой крылись в превосходствах длины радиуса боевого действия и колющего удара над рубящим. Для разрешения этой проблемы адыги пытались расстроить российскую пехоту, посредством внезапных атак, ложного отступления и заманивания пехотинцев на неровный ландшафт. Несмотря на рациональность этих приемов, их эффективность была крайне низкой, что не позволило успешно решить данную проблему. Объективно говоря, у черкесов не было никаких возможностей для ее решения, ибо их военная система фундаментально отличалась от российской военной системы.
Свежие комментарии