Гигиена – одно из важных направлений медицинской деятельности, изучающее влияние факторов внешней среды, условий жизни и труда на организм человека с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий, необходимых для поддержания здоровья. Название «гигиена» (hygienos (греч.) – здоровье, приносящий здоровье), произошло от имени древнегреческой богини здоровья Гигиеи, дочери древнегреческого бога врачевания Асклепия.
Как самостоятельное научное направление гигиена начала развиваться только в XIX веке. Однако зачатки гигиенических норм и правил существовали уже в древних обществах. Народная медицина в своем многовековом опыте наряду с приемами лечения накапливала и методы предупреждения болезней.Гигиена – одно из важных направлений медицинской деятельности, изучающее влияние факторов внешней среды, условий жизни и труда на организм человека с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий, необходимых для поддержания здоровья. Название «гигиена» (hygienos (греч.) – здоровье, приносящий здоровье), произошло от имени древнегреческой богини здоровья Гигиеи, дочери древнегреческого бога врачевания Асклепия. Как самостоятельное научное направление гигиена начала развиваться только в XIX веке. Однако зачатки гигиенических норм и правил существовали уже в древних обществах. Народная медицина в своем многовековом опыте наряду с приемами лечения накапливала и методы предупреждения болезней.Исследования показывают, что уже в ранние периоды существования человеческого общества имелись зачатки народной гигиены в области питания, устройства и содержания жилища, одежды, здоровой пищи и воде, уходе за детьми. То, что уже на догосударственном уровне имелись весьма внушительные достижения в вопросах гигиены, факт несомненный и бесспорный. А в более поздних цивилизациях, таких как Эллада и, особенно, Древний Рим, гигиена уже возводится в ранг государственных приоритетов [1]. Конечно, по-прежнему бушевали эпидемии, уносящие десятки и сотни тысяч человеческих жизней, что объясняется несовершенством методов лечения и профилактики, их опосредованностью уровнем экономики, научного знания и технологическими возможностями. Тем не менее, стремление к чистоплотности, к здоровому образу жизни становится значимым признаком цивилизованности общества.
Гигиенический опыт многих народов охватывает широкий круг знаний в области здоровьесбережения. Это обычаи и навыки поведенческого и физиотерапевтического характера (гимнастика, режимы сна, питания, труда), различные виды традиционного искусства, способствующие стабилизации и гармонизации психики и нервной системы, гигиенические особенности любых сторон традиционной материальной культуры (жилище, одежда, орудия труда и т. д.). Всё это представляет бесценный опыт и заслуживает пристального исследовательского внимания.
В данной статье мы хотели бы рассмотреть традиционный опыт адыгов в области гигиены окружающей среды и здоровьесбережения.
О том, что уже в древних обществах придавали большое значение факторам внешней среды и их влиянию на здоровье человека сообщил в своем трактате «О воздухах, водах и местностях» основоположник научной медицины Гиппократ (460-377 гг. до н. э.). В своей работе автор, связав гигиену с медициной, дает рекомендации по профилактике заболеваний и способам продления жизни: «если кто придет в незнакомый ему город, он должен обратить внимание на его положение для того, чтобы знать каким образом он расположен к ветрам или восходу солнца. Ибо не одни и те же свойства имеет город, лежащий к северу и лежащий к югу, а также расположенный на восходе солнца или на закате.
Также и на то следует обратить очень большое внимание, как обстоит в городах дело по отношению к водам, пользуются ли они болотными мягкими водами или жесткими вытекающими с высоты и каменистых мест или же солеными и неудобными для варения. И на самую землю надо обращать внимание: голая ли она и лишенная вод или заросшая и орошенная, и расположена ли она на местности углубленной и удушливой от жаров или же на высокой и холодной, и на образ жизни людей, какой они охотнее ведут: преданы ли питью, ядению и праздности или же любят заниматься физическими упражнениями и трудами, много едят и не пьют» [2: 275].
Рассматривая традиционный гигиенический опыт адыгов, обращает на себя внимание понимание важности профилактических мероприятий в отношении факторов окружающей среды в поддержании здоровья. Природа даровала адыгам здоровый, живительный воздух и воду. Французский путешественник, врач Ферран писал: «Страна Черкесская прекрасна, изобилует плодоносными деревьями, орошается прекрасными водами, но нисколько не возделана. Воздух здесь благорастворенный и чрезвычайно здоровый. Полагаю, что от этого происходит цветущая красота черкесов, которая незаметна у других татар» [3: 111]. Интериано, в свою очередь, отмечал высокие качества питьевой воды: «а пьют они воду из своих источников полезную для пищеварения» [4: 51].
Действительно, территория Черкесии была богата водными ресурсами: это различные виды поверхностных водоемов (бурные горные реки и озера, болота) и подземные источники пресной, минеральной и термальных вод. «Черкесские земли вообще изобилуют водами и кормовыми травами, довольно лесисты и способны к хлебопашеству» [5: 42], – отмечал С. Броневский. Вода необходима для удовлетворения, в первую очередь, физиологических потребностей, кроме того – для гигиенических и хозяйственно-бытовых нужд.
Адыги четко различали качество воды по органолептическим показателям, в соответствии с чем ее и использовали. Высокие требования предъявляли к воде, употребляемой в пищу: она должна была быть идеальной по вкусовым качествам, прозрачности и не иметь цвета; таким критериям отвечала в основном родниковая, колодезная вода. В пищу не употребляли воду из открытых водоемов, а при необходимости выбора, предпочтение отдавалось только проточной речной. Колодцы строились в чистом месте вдалеке от хозяйственных построек, туалета, содержались в чистоте, закрывались крышками. Запрещалось выбрасывать мусор и загрязнять территорию вокруг колодца. В доме воду хранили в закрытой ёмкости, из которой брали кружкой и пили. Считалось не гигиеничным пить воду непосредственно из общей емкости.
Это правило иногда нарушали дети в качестве шалости или за неимением под рукой соответствующей посуды. Часто можно было наблюдать, как дети, играющие рядом с колодцем, подбегали к набранному хозяйкой ведру воды и начинали пить. Хозяйка, всполошившись, ругала детей, приговаривая, что так делать нельзя; воду выливали и набирали снова. Простоявшую сутки воду уже пить не полагалось, её заменяли свежей. Колодцы периодически очищались («псынэр атхъущтыгъэ») – интенсивно вычерпывалась вода, вычищался ил скопившийся на дне, затем давали воде набраться и отстояться [6].
Адыги умели находить родники, и по всей Черкесии до самых высоких мест водоснабжение было родниковое, колодезное. По свидетельству С. Васюкова, «Признаки существования аулищ в горной части участка дают возможность предполагать, что и горная часть не лишена воды (родников), но её нужно найти. После черкесов оставшиеся колодцы если не были забыты, то заросли, заглохли совершенно» [7: 54]. Весьма сложная ситуация с водоснабжением сложилась в крае после Кавказской войны у новых поселенцев, имевших другие культурные традиции в отношении питьевой воды и родниковых источников.
Русский военный инженер М. Владыкин писал: «Упомяну про факт, за достоверность которого ручается единогласное подтверждение его всеми здешними жителями: это – сильное обмеление, после войны, всех здешних горных речек, бегущих в Кубань. Народ приписывает это засорению родников; одни говорят, что их нарочно завалили и замяли черкесы перед выселением в Турцию; другие все сваливают на небрежность казаков. Черкесы, как и вообще все магометане, действительно, отличались особенною заботливостью об отделке родников и водопоев; русские же поступают совершенно напротив. Мне показывали несколько затоптанных и грязных луж, из которых, в настоящее время, еле-еле сочилась вода, а прежде лужи эти были прекрасно обделанными родниками; но, все-таки, мне кажется, истинная причина обмеления рек это – истребление лесов» [8: 98-99].
Адыгам также были известны лечебные свойства большого разнообразия минеральных вод, которыми они широко пользовались. Исследователь Кубанский области Л.В. Македонов уделил значительное внимание одному из природных богатств края – минеральным водам, относительно которых он писал: «Но наибольшую и едва ли не лучшую достопримечательность Кубанских предгорий представляют собою многочисленные источники минеральных вод. В настоящее время пользуются некоторой известностью только Псекупские серные воды. По отзывам некоторых врачей, Псекупские серные воды выше Пятигорских и действуют особенно хорошо при застарелых ревматизмах. Кроме этих видных источников, серные ключи находятся еще около ст. Ширванской, в ущелье за ст. Баракаевской и на берегу р. Курджипс, близ ст. Нижгородской, Майкопского района. Жители ст. Нижегородской называют их «пороховыми» ключами: судя по черному налету на камнях около источников, они рассказывают легенду, что здесь черкесы делали порох. Кроме серных вод, во многих местах, по преимуществу в горных ущельях и долинах между верховьями рp.: Белой, Лабы и Урупа, находятся железистые и углекислые источники (в юртах ст.ст.: Ширванской, Царской, Баракаевской и друг.), есть горько-соленые и просто соленые источники; из последних замечательны три источника в юрте ст. Преградной с чисто-соленой водой без горечи. Из этих источников жители поят скот, который пьет соленую воду очень охотно.
Много встречается источников с водою не исследованного состава. Холодные источники с чистой, приятного вкуса водой находятся повсюду. При выселении своем из горной полосы, горцы часто забивали источники и родники с хорошей питьевой водою. Такие забитые источники случайно открываются еще и в настоящее время (в юртах ст.ст.: Кутаисской, Прусской и друг.), и, вероятно, много их еще не открыто. Родники встречаются не только в ущельях, но и на горах значительной высоты, как, напр., родники на горах около Михайловского монастыря… Интересен «соленый» колодезь, выкопанный еще «азиатами»: можно выпаривать соль; черкесы поят здесь свои стада» [9: 47].
О том, как адыги еще до Кавказской войны использовали термальные воды для оздоровления, пишет и горный инженер Кубанской области Е. Юшкин: «Псекупские минеральные воды были известны очень давно прежде жившим здесь абадзехам и, по рассказу здешних жителей, издавна употреблялись горцами при лечении различных болезней; это доказывается, между прочим, и тем, что два из главных источников (в последствии Александровский и Михайловский, ещё туземцами были отделаны деревянными срубами. С 1864 г. они окончательно перешли во владение русских» [10].
Очень ценны для рассматриваемой нами темы материалы известного ученого, одного из основоположников геологического изучения Кавказа Г.В. Абиха: «…Там на одной из высших ступеней долины реки Малки, в теснинах правого берега, прямо против пенящегося водоворота находится упомянутый источник, возле самого мало возвышенного берега потока на высоте 7800 футов над уровнем моря. Окружность бассейна ярко окрашена цветом темно-оранжевым и желтой охры, такого же цвета и осадки на прилегающей к источнику местности. Так как минерализация этих железистых вод, весьма ценных и посещаемых горцами под именем Теплого Нарзана, еще не были исследованы…» [11].
Широкое использование в оздоровительной практике нарзанных вод черкесским населением подтверждает и другой исследователь доктор В.А. Щуровский: «Разбили лагерь на правом берегу Малки. В одну из прогулок мы посетили Горячий Нарзан. Многие туземцы обоего пола приезжают сюда лечиться, причем живут под открытым небом и в очень неблагоприятной обстановке. На этом туземном курорте практиковал местный знахарь, любимым средством которого были кровососные банки. Горячий источник протекает через два искусственных водоема, выложенных камнями, и вливается в реку Малку. Здесь же больные пользуются своеобразным потогонным лечением: на дне ямы раскладывают костер и когда он выгорает, стелют солому, пациент ложится в яму и покрывается бурками» [12:57].
Наряду с нарзанными, также широко использовались и мацестинские воды, об использовании которых сообщает С. Васюков: «В 10-12 верстах от Сочи Мацеста и Агура – реки с серными источниками. Они находятся в первобытном состоянии и ими пользуются туземцы, которые приезжают с гор и располагаются лагерем для лечения. Понятно, целебная слава этих источников распространена далеко по Кавказу и число больных, приезжающих лечиться, год от года растет. Мне кажется, что вследствие такой, чисто народной, туземной популярности сернистых источников близ Сочи в будущем, когда, несомненно, будет здесь устроены помещения, поселятся доктора, так образуется лечебный пункт» [13: 122].
Таким образом, адыги, имея богатые и разнообразные водные ресурсы, использовали их рачительно с учетом их свойств и полезности, предъявляя при этом самые высокие требования к питьевой воде.
Литература:
1. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учеб. пособ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 351 с.
2. Гиппократ. Избранные книги. Перевод с греческого В.И. Руднева. – М.-Л.: Биомедгиз, 1936. – 691 с.
3. Ферран Путешествие из Крыма в Черкесию, через земли ногайских татар, в 1709 году // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. – Нальчик, 1974.
4. Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование.//Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. – Нальчик, 1974.
5. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Извлечение по центральному и Северному Кавказу. – Нальчик. Изд. Центр «Эль-Фа», 1999.
6. Полевой материал. Собран автором в а. Адамий 1990 г.
7. Васюков С. «Край гордой красоты». Кавказское побережье Черного моря. – С-Петербург 1902.
8. Владыкин М. Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу Ч. II. – М., 1885.
9. Македонов Л. В. В горах Кубанского края. Быт и хозяйство жителей нагорной полосы Кубанской области. – Воронеж, 1908. – 248 с.
10. Псекупские минеральные воды (исторический, геолого-технический очерк). Составлен горным инженером Кубанской области Е. Юшкиным. – Екатеринодар, 1909.
11. Абих Г. Краткие сведения о некоторых мало известных минеральных водах на северном склоне Кавказа. – Тифлис, 1874.
12. Семь недель по перевалам Западного Кавказа. Д-ра В.А. Шуровского // Ежегодник Русского горного общества V. 1905. – М., 1906.
13. Васюков С. Указ. соч.
Вестник науки АРИГИ №14 (38) с. 171-174.
Свежие комментарии