На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Два мощнейших удара шашкой по рассказам очевидцев (первая половина XIX века)

Одна из тем, которая довольно живо обсуждается современными любителями холодного оружия, это тема про силу удара длинноклинковым оружием. Чаще всего обсуждение начинается знаменитым отрывком из "Повести о разорении Рязани Батыем", рассказывающем о том, как Евпатий Коловрат сек "силу татарскую" и рассек Хостоврула "на-полы до седла", а заканчивается не менее знаменитым "баклановским ударом", которым, с легкой руки М.

Шолохова, казак Чубатый учил Григория Мелехова ("А баклановский удар знаешь? Гляди! Чубатый выбрал росшую в палисаднике престарелую березку, пошел прямо на неё, сутулясь, целясь глазами. Его длинные, жилистые, непомерно широкие в кисти руки висели неподвижно. Гляди! Он медленно заносил шашку и, приседая, вдруг со страшной силой кинул косой взмах. Березка, срезанная на два аршина от корня, падала, цепляя ветвями голые рамы окон, царапая стену дома" (к сожалению, писатель не указал диаметр ствола "престарелой березки", что дает сегодня простор для фантазии дискуссантам)). Упоминание ударов, подобных удару Евпатия Коловрата, можно встретить и в более документальной литературе XIX века, хотя и крайне редко. Именно поэтому два случая, имевших место в ходе Кавказской и Крымской войн, да к тому же еще вполне документальных, представляются весьма любопытными...

Два мощнейших удара шашкой по рассказам очевидцев (первая половина XIX века)

Одна из тем, которая довольно живо обсуждается современными любителями холодного оружия, это тема про силу удара длинноклинковым оружием. Чаще всего обсуждение начинается знаменитым отрывком из "Повести о разорении Рязани Батыем", рассказывающем о том, как Евпатий Коловрат сек "силу татарскую" и рассек Хостоврула "на-полы до седла", а заканчивается не менее знаменитым "баклановским ударом", которым, с легкой руки М. Шолохова, казак Чубатый учил Григория Мелехова ("А баклановский удар знаешь? Гляди! Чубатый выбрал росшую в палисаднике престарелую березку, пошел прямо на неё, сутулясь, целясь глазами. Его длинные, жилистые, непомерно широкие в кисти руки висели неподвижно. Гляди! Он медленно заносил шашку и, приседая, вдруг со страшной силой кинул косой взмах. Березка, срезанная на два аршина от корня, падала, цепляя ветвями голые рамы окон, царапая стену дома" (к сожалению, писатель не указал диаметр ствола "престарелой березки", что дает сегодня простор для фантазии дискуссантам)). Упоминание ударов, подобных удару Евпатия Коловрата, можно встретить и в более документальной литературе XIX века, хотя и крайне редко. Именно поэтому два случая, имевших место в ходе Кавказской и Крымской войн, да к тому же еще вполне документальных, представляются весьма любопытными.

Первый случай имел место 1 сентября 1832 года во время перехода русского отряда от Герменчуга к Автурам. Он описан у Ф. Торнау в его "Воспоминаниях кавказского офицера": "Первого сентября мы двинулись от Герменчуга к селению Автури и опять в лесу имели сильную перестрелку; тут наши казаки отбили сотни две рогатой скотины, которую неприятель не успел загнать в лес. При этом случае моздокский казак показал пример необыкновенной ловкости и силы. Трехлетний бык впереди стада стрелой несся в лес, казаки и татары напрасно старались его догнать". Догнать его смог тот самый моздокский казак-линеец (укрепление Моздок было основано в 1765 году, а в 1769 году ее гарнизон состоял из кабардинцев и казаков, называясь Моздокской Горской казачьей командой - ИО), как пишет Ф. Торнау в своих "Воспоминаниях", на "доброй лошади". И не только догнать, но и одним ударом шашки срубить ему .... (цензура для алгоритма ЯДзена - ИО). Результат удара отнесли командиру корпуса, который приказал подарить казаку три червонца "за его молодецкую силу". При этом, как пишет Ф. Торнау, "дело случилось на моих глазах".

Почти наверняка линеец рубил шашкой кавказского образца. К сожалению, более подробных ее характеристик предположить невозможно, поскольку эти шашки на период конец XVIII - первая треть XIX веков могли иметь самые разные размеры и вес. Ничего не говорится и о физических кондициях казака. Однако следует отметить искусное владение шашкой: казак нанес удар на полном ходу, проскакивая мимо цели.

Второй случай имел место 14 ноября 1853 года перед самым выходом Нижегородского драгунского полка в поход на войну. Он описан у князя Амилахвари в его "Записках": "ночью случился другой эпизод, весьма любопытный, показывающий все то же приподнятое настроение войска. Огромный буйвол, принадлежавший, кажется, тому же священнику, который встретил нас с двумя стариками, забрел в драгунскую коновязь, перепугал лошадей, и сам перепугался до того, что, как бешеный, начал метаться по лагерю; несколько человек были им опрокинуты". Тогда унтер-офицер-нижегородец по фамилии Василенко из взвода, которому относился и сам Амилахвари бросился к нему и одним взмахом шашки срубил ... (цензура для алгоритма ЯДзена - ИО). Как писал князь Амилахвари, "удар сам по себе был богатырский, но теперь, в виду предстоявших событий, которые могли потребовать и силы мышц, и ловкости, и доброй на диво отточенной шашки, обстоятельство это показалось всем почему-то необычайно знаменательным". Как и в первом случае, результат удара отнесли для показа князю Бебутову, и он подарил унтер-офицеру червонец. Следует обратить внимание на то, что Василенко, по словам Амилахвари, был из его взвода.

К сожалению, Амилахвари ничего не говорит о том, насколько силен был драгун, но зато вполне четко можно представить оружие, которым он рубил. Это была знаменитая шашка обр. 1834 года, которая ныне известна как "нижегородка". Это оружие заслужило не только признание самих драгун (вплоть до того, что они, недовольные качествами новой шашки обр. 1881 года, просили вернуть им привычное оружие), но и признание иностранцев. Так, В. Федоров отмечал, что боевые качества этой шашки высоко оценил французский эксперт. Следует отметить, что эта шашка имела общую длину 96,79 см, длину клинка 86,56 и вес 1134 г.

Удивительные по результатам удары мифологизировались не только сказителями и писателями, приписываясь тем, кто вряд ли их выполнял. Так, А. Дюма в своей книге "Путешествие на Кавказ" писал что горцы были очевидцами того, как А. Ермолов, "высоченного роста, прекрасно сложен, силен, как житель севера, легок и ловок, как житель юга", не только делал тоже самое, что и вышеупомянутые казак и драгун, но и"в несколько минут усмирял необъезженного коня" и "попадал пулей в монету, подброшенную в воздух". Следует отметить, что никто другой, кроме "горцев" А. Дюма, не отметил этих достижений генерала Ермолова. Однако два описанных выше случая вряд ли можно отнести к молве и легендам.

[img]"[/img]

О корнях некоторых мифов о шашках вы можете прочитать здесь.

О том, возможны ли удары шашкой, описанные в романе "Тихий Дон", вы можете прочитать здесь.

Понравилась статья? Поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх