По мнению В.В. Бартольда, к которому присоединяется И.К. Коновалова, при иной расстановке графем эти термины допускают прочтение в виде ал-Абхаз с элементом аз, который, как мы убедились, является этническим термином зихско-адыгского происхождения...
По мнению В.В. Бартольда, к которому присоединяется И.
К. Коновалова, при иной расстановке графем эти термины допускают прочтение в виде ал-Абхаз с элементом аз, который, как мы убедились, является этническим термином зихско-адыгского происхождения.Для лучшего понимания такого рода этнонимического обмена невозможно переоценить значение, которое имеет этнический термин азе-га. Судя по материалам Л.Я. Люлье и Ад. Берже он использовался адыгами для обозначения всех абхазоязычных племен. В этом качестве он применяется и сейчас представителями черкесской диаспоры в Турции, а именно - по отношению ко всем представителям абхазской и абазинской диаспоры. А в современном адыгейском языке сохраняется слово адзыгъ в значении «абхаз». Таким образом, фактически азами называли и называют абхазцев не только шапсуги. Это был и остается общий для всех адыгов термин для обозначения абхазов, для всего абхазоязычного населения Кавказа.
С другой стороны, этнический термин аз лежит в основе абхазского названия адыгов, на что указывал еще П.К. Услар. «Абхазцы, - пишет он, - называют Азухо, то есть азами, племя Адиге, живущее от них к северу, к стороне Кубани». Трудно сказать, является ли это, как считал Услар, «очевидным доказательством» того, что «страна по Кубани в незапамятные времена называлась Азией». Но сам факт внутреннего единства абхазо-адыгских народов сомнений не вызывает. «Очевидным доказательством» этого единства является, кроме всего прочего, практика взаимных названий и обозначений с элементом зы/аз/зг.
Источник
Свежие комментарии