Введение: "зубами за рукоятку". Читая материалы по истории Кавказской войны, опубликованные в течение XIX века, весьма часто встречаешь любопытный прием, который, по словам авторов материалов, использовался как пешими, так и конными горцами при атаке: удержание кинжала или шашки зубами, чтобы освободить руки для другого (как правило, огнестрельного) оружия.
Сама возможность удержать таким образом острую и довольно длинную полосу стали, которая могла весить весьма прилично (до 1000 г), уже вызывает недоверие. А если прибавить еще напряженную боевую обстановку, сложный рельеф местности и быстрое движение атакующего, то невозможность такого "финта" представляется очевидной. Однако, судя по всему, все эти соображения не смущали авторов, пишущих о нем. И если уверенность в возможности такого приема у гражданских исследователей еще более или менее можно понять (например, краевед Г. Прозрителев писал: "Во время борьбы горская конница после залпа бешено устремлялась на противника, и каждый воин, держа обнаженную шашку в правой руке и в левой повод лошади, стискивал кинжал зубами за рукоятку"), то уверенность военных историков-офицеров, которые принимали непосредственное участие в некоторых боевых экспедициях вызывает удивление. Еще удивительнее то, что кинжал или шашку/саблю, если верить авторам, могли держать в зубах не только кавказцы, но и турки, туркмены и даже русские.....Введение: "зубами за рукоятку".
Читая материалы по истории Кавказской войны, опубликованные в течение XIX века, весьма часто встречаешь любопытный прием, который, по словам авторов материалов, использовался как пешими, так и конными горцами при атаке: удержание кинжала или шашки зубами, чтобы освободить руки для другого (как правило, огнестрельного) оружия. Сама возможность удержать таким образом острую и довольно длинную полосу стали, которая могла весить весьма прилично (до 1000 г), уже вызывает недоверие. А если прибавить еще напряженную боевую обстановку, сложный рельеф местности и быстрое движение атакующего, то невозможность такого "финта" представляется очевидной. Однако, судя по всему, все эти соображения не смущали авторов, пишущих о нем. И если уверенность в возможности такого приема у гражданских исследователей еще более или менее можно понять (например, краевед Г. Прозрителев писал: "Во время борьбы горская конница после залпа бешено устремлялась на противника, и каждый воин, держа обнаженную шашку в правой руке и в левой повод лошади, стискивал кинжал зубами за рукоятку"), то уверенность военных историков-офицеров, которые принимали непосредственное участие в некоторых боевых экспедициях вызывает удивление. Еще удивительнее то, что кинжал или шашку/саблю, если верить авторам, могли держать в зубах не только кавказцы, но и турки, туркмены и даже русские...
Горцы: "С гиком и с шашками в зубах".
Так, военный историк, капитан А. Юров в статье "Три года на Кавказе (1837-1839)", описывая штурм аула Аргуани, удерживаемого мюридами Шамиля, пишет: "видя, что огонь нас не останавливает, горцы произвели контратаку. С шашками наголо и с кинжалами в зубах они врывались в средину нашего строя и гибли на штыках" (Юров А. Три года на Кавказе (1837-1839) // Кавказский сборник, Том 9. 1885). Он же в статье, касающейся более позднего периода, описывая штурм русского укрепления горцами в 1841 году, пишет: "горское скопище, под предводительством первостепенного натухайского узденя Мамсыра-Супако, неожиданно бросилось на укрепление, гарнизон которого оказался однако вполне готовым к встрече непрошенных гостей. Ожесточенно, с шашками наголо и с кинжалами в зубах, ринулись горцы на штурм" (Юров А. 1840, 1841 и 1842 годы на Кавказе // Кавказский сборник, Том 10. 1886). С ним вполне созвучен не менее известный историк Кавказской войны М. Рукевич в статье "Адагумский отряд", описывая бой, имевший место в 1856 году: "Иногда горцы отдельными партиями переходили в наступление и с гиканием и криками "Алла!" бросались в рукопашную. Это не были правильные приступы, а разновременные попытки отдельных групп отчаянных храбрецов, обрекших себя на смерть, судя по белым перевязям на их папахах, Вид этой обезумившей толпы был действительно грозен. С пистолетом в. одной руке, саблей в другой, иногда с кинжалом в зубах, кидались они на наших стрелков" (Рукевич М. Адагумский отряд // Кавказский сборник. Т. 17, 1896.). Не о кинжалах, а о шашках в зубах бросившихся в атаку горцев пишет боевой офицер К. Гейнс (начавший воевать на Кавказе в 1856 году поручиком, а закончивший в 1863 году штабс-капитаном) в "Материалах для истории покорения западного Кавказа. Пшехский отряд, с октября 1862 по ноябрь 1864 года": "Горцы приостановились на минуту, сомкнулись в более плотную массу и затем, с гиком и с шашками в зубах, выскочили из засады, дали залп и кинулись в рукопашную на отдыхавших казаков" (Гейнс К. Материалы для истории покорения западного Кавказа. Пшехский отряд, с октября 1862 по ноябрь 1864 года// Военный сборник. № 4, 1866)
Удивительным смотрится то, что практически единственным автором, который прямо опроверг наличие такого приема, можно считать черкеса, ротмистра Хагондокова, который, прибыв на Кавказ в 1862 году (он не был дома 15 лет, со дня поступления в кадетский корпус, приехал повидаться с родными (район Майкопа) и заодно принял участие в экспедиции против абадзехов вместе с отрядом милиции), записал: "ни со стороны абадзехов, ни с нашей, я не видал ни одного всадника, который бы наскакивал на неприятеля с шашкой в зубах, как то повествуют многие. Это несправедливо" (Записки черкеса // Военный сборник, № 3. 1867). При этом следует обратить внимание на его пассаж, отметивший, что об этом приеме "повествуют многие".
Турки: "Держа в зубах кинжал, обоюду изощренный".
Еще интереснее то, что этот прием описывается не только в исполнении горцев практически по всей Кавказской линии и чуть ли не с момента начала Кавказской войны. Так, весьма нередки изображения турок с ятаганами в зубах (на период Русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов). Существуют и письменные источники, указывающие на использование турками этого приема. Например, Р. Цебриков в своем дневнике, относящемся к осаде Очакова русскими войсками в 1788 году, записал: "Турки выходят из крепости, устремляются с неописанною яростию на наших гренадеров, держа в зубах кинжал, обоюду изощренный (ятаган? - ИО), в руке острый меч и в другой оружие, имея в прибавок на боку пару пистолетов" (Цебриков Р. Вокруг Очакова. 1788 г. (Дневник очевидца) / Русская старина. № 9, 1895). Впрочем, существуют и более ранние источники, датированные 1623 годом, в которых описаны восставшие янычары, бегавшие по Стамбулу "с саблями в зубах".
Русские: "Выхватив из зубов шашку".
Но еще удивительнее смотрится упоминание этого приема в исполнении русских кавалеристов. Так, А. Сливинский, описывая бой русской кавалерии с австрийцами у деревни Ярославице 8 августа 1914 года, упоминает такой эпизод: "Вот, недалеко от нас, улан, нанизавши на пику одного австрийца и не успев освободить пики от нависшаго на ней груза, защищается от удара другого, выхватив из зубов шашку, бьет подскочившего врага по голове и покончив таким образом с двумя, уносится дальше в поисках новой добычи" (Сливинский А. Конный бой 10-й кавалерийской дивизии генерала графа Келлера 8/21 августа 1914 года у д. Ярославице). Следует отметить при этом, что, если удержание зубами кавказской шашки, кинжала или даже ятагана, которые могли весить хотя бы относительно вменяемо для этого действа, еще можно рассмотреть хотя бы теоретически, то удержание в зубах драгунской шашки образца 1881 года, длиной около 100 см и весом около 1000 г представляется совершенно невероятным. Ну или можно только позавидовать силе челюстей и крепости зубов русских драгун...
Об особенностях фехтования кавказским кинжалом в XIX веке вы можете прочитать здесь.
Об особенностях фехтования кавказской шашкой вы можете прочитать здесь.
Понравилась статья? Поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии