В научной литературе о садзах существуют указания на садз/джигетское происхождение фамилии “Агумаа”. Так, например, в сборнике “Вопросы этно-культурной истории Западной Абхазии или Джигетии” под ред. Д.К. Чачхалиа читаем: “Образование фамилий посредством окончания «ма» на каком-то этапе было характерно для целого ряда особенно западно-абхазских фамилий (Чазмаа, Герзмаа, Козмаа, Агумаа, Чамаа)”.
В монографии “Садзы” Ш.Д. Инал-ипа сообщает, что на всей садзской (отчасти садзско-убыхской) территории, как и во внутренней Абхазии, было множество «аных». При этом следует отметить, что эти аныхи связывались, как правило, с названием фамилии или рода, поклоняющегося определенному божеству, имя которого не произносилось и с течением времени стиралось из памяти (Инал-ипа, 2014. С. 229). Так одной из увлекательнейших загадок периода моей жизни 1995 - 2019 ГТ. был поиск на исторической земле Садз/ Джигети (Бытха - Кудепста - Мзымта - Псоу) святилища рода Агумаа, на которое указывает проф. Инал-ипа, приводя при этом следующие варианты названия:...
В научной литературе о садзах существуют указания на садз/джигетское происхождение фамилии “Агумаа”. Так, например, в сборнике “Вопросы этно-культурной истории Западной Абхазии или Джигетии” под ред. Д.К. Чачхалиа читаем: “Образование фамилий посредством окончания «ма» на каком-то этапе было характерно для целого ряда особенно западно-абхазских фамилий (Чазмаа, Герзмаа, Козмаа, Агумаа, Чамаа)”. В монографии “Садзы” Ш.Д. Инал-ипа сообщает, что на всей садзской (отчасти садзско-убыхской) территории, как и во внутренней Абхазии, было множество «аных». При этом следует отметить, что эти аныхи связывались, как правило, с названием фамилии или рода, поклоняющегося определенному божеству, имя которого не произносилось и с течением времени стиралось из памяти (Инал-ипа, 2014. С. 229). Так одной из увлекательнейших загадок периода моей жизни 1995 - 2019 ГТ. был поиск на исторической земле Садз/ Джигети (Бытха - Кудепста - Мзымта - Псоу) святилища рода Агумаа, на которое указывает проф. Инал-ипа, приводя при этом следующие варианты названия:
1.Вархных /Фархных (где-то вблизи тех же мест, что Ли-ашвных и Ахных - т.е. около Адлера)
2. АРХНЫХ (ШАРХНЫХ) — святилище ВАРХ, ему поклонялись Агумаа (между Гагрой и Сочи)
С возникновением веры в аныха, как мистической силы, наши предки создавали свои сакральные пространства и ландшафты - вовлеченную в мировоззренческо-культовую деятельность, одухотворенную божествами часть природной среды. Этот особый вид творчества современная наука определяет термином иеротопия. Проф. Ш.Д. Инал-ипа указывает, что святилиш,е Варх (Юархных) географически локализуется между Сочи и Гагра, “где-то” вблизи мыса Адлер. Вполне очевидно, что информанты учёного имели ввиду отнюдь не города, а топографические пункты - ориентиры до-городской эпохи XIX в., -урочище по р. Соча (абх. Шача) и скальный карниз Га-гыра (абх. “Местность, запирающая берег”). Особый интерес для людей рода Агумаа может представлять семантический анализ - т.е. выявление смысла названия легендарного святилища. “Варх” или “Юарх”, возможно, -имя сакральной силы (духа, божества), вполне созвучное, например, уже знакомым нам именам “Лых” (в Лых-ных) или “Лап” (в Лапр-ных). Кстати, в чеченском языке “Варх” - мужское имя. Попытки расшифровки (Пархных (Юархных) с помощью абхазско-русского словаря Н.В. Касландзия позволяют сделать следующие приближения:
Варх - А-вархара - нареч. вдоль: (пример:) акәара иаваршәны вдоль речки, сбоку от чего-либо.
Фарх - А-фархь сущ., - кәа 1. хворост, сухие тонкие сучья или стволы 2. прил. худой, сухой, тощий;
А-фархьмца сущ. огонь из сухих сучьев афархьмца - вспыльчивость, А-фархьра сущ. худоба, сухощавость.
Юарх - (Ҩарханы: лицом вверх; А-шархара перех. гл. (иҩаирхеит) повернуть, поворачивать вверх.
По мнению этнографа, филолога и лингвиста Давида Дасания, слово “Юархных” означает “Святилище горного потока”. Мои поиски родового святилища, находившегося по семейному преданию ориентировочно между р. Худапсы (Кудепста) и р. Хашпсы (Хашупсе), привели меня в 2004-м на Псоу - реку, никогда ранее в истории (до сталинской “автономизации” малых народов и произвола в начертании границ) не бывавшую этнической границей западно-абхазской народности асадзуаа. Конечно же, мне было известно, что аныха вообще может не быть чётко локализованным местом (см. об этом у Р.М. Барцыц). а просто быть рощей, поляной, холмом, источником и т.п., хотя и простейшие артефакты, как элементы оборудования культовых мест, для абхазских святилищ также не редкость (при известном запрете жрецов убирать на пути к аныха упавшие деревья). Поэтому, обходя дубравы на холмах, я старался смотреть на мир глазами моих прадедов: какой склон, какая складка местности, какая группа камней глянулась бы им для расположения Юарх-ных. И однажды апааимбар указал мне путь. Поднимаясь на вершину первого к востоку от Псоу холма Карангатской террасы, я встретил пожилого человека, случайно обратившего моё внимание на две шарообразных, буровато-ржавого окраса окаменелости размером с кулак. Несколько экземпляров интересной находки я не поленился подобрать, поместил в багажник автомобиля, а потом (за явной ненадобностью) выложил на пол в гараже и мог забыть о них... если бы их не увидел мой друг В.А. Рябов, краснодарский историк, исследующий доказательства нахождения в районе нынешнего Цандрыпша Зихской (Никопской VI века) епархии Константинопольского патриархата (зихи по-абхазски азаху, по-грузински джики). По поводу найденного мною на холме скопления сферообразных окаменелостей он высказал мнение, что в период со второй половины II тысячелетия до н.э. способ добычи железа из бурых руд уже был известен на Северном Кавказе и особенно активно использовался в основном с XI века до н.э. по IV век н.э. при производстве украшений и парадного оружия, когда железо, сменившее бронзу, считалось дорогим металлом. Кроме того, этот бурый железняк-лимонит предки зихов (они же предки народности асадзуаа) могли использовать и в культовых целях, поклоняясь божеству железа и кузнечного дела. В.А. Рябов сообщил мне, что когда-то видел подобные петрефакты в Сухуме в фондах Абхазского государственного музея в виде экспонатов под названием “Шары Шашвы”. Незамедлительно я отправился в Сухум, однако, моя поездка положительных результатов не дала. Сотрудники музея развели руками: “Шьашьуа - айе! Но у нас никаких “шаров” нет. Надо будет спросить у такого-то (имярек), когда он появится на работе. Может, он видел, кто взял?” Вот так мои поиски и могли бы закончиться, если бы... апааимбар вновь не подтолкнул меня.
Дальше - по пословице “Не было бы счастья, да несчастье помогло”. Люди, бежавшие от войны 1992-1993 гг. из Очамчиры на Псоу, пользуясь хронической слепотой и патологической импотенцией государства, стали после 2008-го года самочинно устраивать в дубовой роще на холме могилы своих усопших, и «шары Шашвы» они принялись замешивать, экономя на щебне, в бетон надгробий и в основания оград. Мне пришлось мобилизовать силы школьников Гячрыпшской средней школы, где тогда работал заместителем директора, и спасать это наследие то ли истории, то ли природы. Мои друзья Давид Канделаки и Давид Дасания, с улыбкой сославшись на адат, присвоили мне замечательный титул Юархных Ахылапшъю - Хранитель Святилиш,а Варх. В конце ноября 2017-го года ученик восьмого класса Даня Пеньков обнаружил на юго-восточном склоне высоты едва заметный холмик, в котором под слоем грунта оказалось значительное и явно рукотворное сосредоточение “шаров Шьашьуа”. А на второй день расчистки этого кладезя бурого железняка мы извлекли из векового праха три находки, интересных своей (извиняюсь за неологизм) “органоморфностью”. Все три каменных предмета были единой геологической породы розоватого цвета, без следов искусственной обработки, однако лежали с “шарами” все вместе. Возможно, Агәхаҳә (термин, подаренный Давидом Дасания) и два других предмета (ещё ожидающих лингвистического озарения наших филологов) (м.б., афаллосхаҳә?) использовались далёкими предками в культовых целях, а возможно в первобытных литотерапевтических или психотерапевтических практиках. Так наукой установлено, что в старину у селения Верхний Чегем в соседней с нами Балкарии, а ещё в Ингушетии знахари использовали подобные предметы при целительстве от бесплодия. А в Татарии, Башкирии, Хакассии, на Алтае, не говоря уже о прибалтийских эстах и даже древних славянах, с их языческим культом Ярило, гуннах-хуйну, японцах, корейцах, - подобным предметам поклонялись. Общеизвестно, что период почитания людьми камня, а также поклонения рощам, родникам, горам и холмам продлился не одну тысячу лет. Для мировоззренческо-культовой деятельности, - духовного взаимодействия со стихиями природы, а также непостижимыми силами мира, в который переходили души предков, - жрецы-аныхапааю подбирали особый сакральный ландшафт - одухотворенную божествами часть природной среды. Нередко такой ландшафт с комплексами культовых сооружений, люди создавали сами (парк дольменов в с. Отхара, кромлех в с. Эшера, с. Анухва, с. Хуан и др.), и литопарки, т.е. “парки камней” или “сады камней” - принятое в сакральной археологии условное обозначение для разных по функции и времени объектов из камня. Для моих поисков святилища Юархных (Варх) или будущего места его реконструкции было ценным примечание археолога Л.С. Марсадолова о том, что в сакральный “литокомплекс”, как правило, входят не только камни и священные рощи, но и водоемы - озера, реки, ручьи и другие объекты (Марсадолов, 2016). Так я обратил своё внимание на скопление родников на левом берегу Псоу, образующих во время весеннего паводка ключевое озеро с месторождением ила, прозванное Молодильным. В размышлениях о событиях, возможно произошедших в отдалённые времена в дубраве на вершине первого холма к востоку от устья Псоу, мне вспомнились известные науке археологии случаи ликвидации в древности святилищ по решению жрецов и старейшин, чтобы враг-захватчик не мог надругаться над святынями. Так, например, в Тартессе (Испания, I век до н.э.) учёные предполагают два случая ликвидации жрецами святилищ (в Канчо Роано и Турунуэло у реки Гуадиана) под угрозой вторжения финикийцев-карфагенян, либо, по другой версии, кельтов, хлынувших в Иберию с севера. Данные комплексных исследований позволили археологам полагать, что они обнаружили свидетельства церемоний прощания со святилищами. И нам в Абхазии и соседней Адыгее хорошо известно (нпр., по рапортам офицеров царской армии XIX в.), как под натиском колонизаторских войск и угрозой захвата селения наши прадеды, вынужденно оставляя жилища, поджигали их и уходили в горы, захватив лишь самое необходимое. Можем ли мы исключать, что жрецы садзов или их предков зихов не могли поступать со своими святилищами подобным образом? Ведь мы всегда слышим, как аныхапааю - жрецы Апсны, завершая моление перед лицом аныха, произносят следующие сакральные слова:
- Аныха, храни нас! Анцьуа, Великий, Всемогущий, храни нас! Помоги передать потомкам наши заветные, освящённые временем святилища неприкосновенными, неоскверненными!
Другие новости:
В чём состоит отличие выставочных произведений декоративно-прикладного искусства от изделий массового производства?
Признаки, говорящие о том, что мужчина к вам неравнодушен
Никогда бы не подумала, что форма груди влияет на сексуальный темперамент.
Как распространялся Ислам в Кабарде в 20 веке
Мятеж в Кабардино-Балкарской ССР в 1992 году.
Сражение возле Каракашкатау
Источник
Свежие комментарии