На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Вспоминая Елисеева

Из автобиографических воспоминаний полковника Кубанского казачьего войска Фёдора Ивановича Елисеева, которые не так давно были опубликованы на Кубани. Особый интерес представляют вспоминания про учёбу в «Майкопском механико-техническом училище Имени Императора Александра III» в 1905 и последующие годы.

Особо тёплые воспоминания вынес Фёдор Иванович о черкесах и осетинах Кубанской области, с которыми проходил обучение. Ряд выдержек из его воспоминаний о кунаках Кубанских казаков и традициях добрососедства казаков и кавказцев.

Из автобиографических воспоминаний полковника Кубанского казачьего войска Фёдора Ивановича Елисеева, которые не так давно были опубликованы на Кубани. Особый интерес представляют вспоминания про учёбу в «Майкопском механико-техническом училище Имени Императора Александра III» в 1905 и последующие годы. Особо тёплые воспоминания вынес Фёдор Иванович о черкесах и осетинах Кубанской области, с которыми проходил обучение. Ряд выдержек из его воспоминаний о кунаках Кубанских казаков и традициях добрососедства казаков и кавказцев. «На привал мы остановились в Хакуриновском ауле. Никогда я не забуду того чарующего впечатления, какое произвел он на меня тогда. В этот аул, со временем, так и причислили меня среди друзей в его обитатели, когда я молодым офицером «увлекался азиатизмом», от которого и теперь не отстал, то на вопрос друзей «какого аула», я отвечал – Хакуриновского. Со временем я так и был прозван - «азиат из Хакуриновского аула». Боязнь черкесов в станицах была ещё жива тогда. Я их не раз видывал у себя в станице с табунами лошадей, прибывавших к нам «по-мирному», но здесь мы приближались к их постоянным жилищам. Я почему-то ждал, что они даже могут на нас напасть и ограбить. Мы ехали леском на уставших лошадях. Вдали виднелся чёрный бор. То у аула были вековые дубы. Вот и аул. Вот и мечеть виднеется. Вот и школа русская. Между дубами, в тени, отдыхают овцы и козы. А вот и пастух, молодой черкес, с ярмигой, в папахе, в изодранном бешмете, но при кинжале, лениво прислонился к дереву. Мы остановились под тенью, не берегу р. Фарса, который летом почти пересыхает, а весною бурлит и смывает даже постройки. Теперь Фарс был мелкий и в нём, ещё невиданные мною, валялись в грязи некрасивые грязные буйволы черкесов. Мы отпрягли лошадей и стали закусывать. Наши матери на дорогу нам изрядно наложили сала, колбасы, яиц, бурсаков и прочего станичного лакомства. Я любовался видом аула, буквально не отрываясь. Вот идут два юноши-черкеса. Один в отличном бешмете, в красных чевяках, маленькой папахе, а другой - в разодранном бешмете и папахе, старых чевяках, но оба в отличных, с выволочкою, поясах. Черкес в красных чевяках выглядел интеллигентно. Он подставил спутнику ногу и ловко бросил его на землю. Они игрались, шутили. Они скоро подошли к нам. Спросив их о чём-то, мы узнали, что первый из них уже учится в Майкопском техническом училище, куда мы едем на экзамен, а второй - его работник. Мы с величайшим удовольствием поговорили с техником об училище и сердечно расстались, обещая встретиться уже в городе. В ночь мы тронулись дальше, с легкою боязнью быть ограбленными или убитыми черкесом, который вдали, по равнине, гарцевал на своей горячей лошади. Я тогда уже прочитал Лермонтова, его строки о черкесе: «Летал по воле скакуна, к войне заранее приучаясь» - как нельзя лучше характеризовали тогда картину». Во время экзаменов в училище:«До десятка черкесов, в дорогом, с выволочкою, оружии, в длинных, чуть не до пят, черкесках, суровые, рослые и воинственные видом, и рядом с ними мальчики-черкесы, словно волчата, поглядывают на всех исподлобья своими чёрными глазами. Мальчики их тоже одеты в бешметы, при кинжалах, в чевяках, расшитых галуном. Я больше любовался черкесами, чем другими событиями, происходившими здесь. Видел их я и раньше, в станице, на нашей ярмарке, но мальчиков, и в массе черкесов, я ещё не видел. Меня сильно занимали их костюмы, которые хотя носили и мы, казаки, но на нас, казаках, они сидели как-то иначе, не так стильно и красиво. Наш новый знакомый по Хакуриновскому аулу Карбеч был в форме техника, но в своих красивых изящных чевяках и каракулевой шапчонке. Я им сильно любовался и постепенно влюблялся». «В училище я дружил сильно с черкесами. Мне они очень нравились своею стройностью и внешностью лица. Дружил я и с осетинами. Осетин я любил за их непревзойдённую лезгинку, физическую силу и ловкость. Меня они тоже любили и я слыл среди всех техников «завзятым казакоманом». Я возмущался до глубины души революционным движением и учащихся, и рабочих. Я любил слепо Царя-батюшку и Начальство и вообще ничего не признавал, кроме власти Царя и Начальства. Меня все называли полупрезрительно «казак», это была моя кличка, которая полностью заменила мою фамилию «Елисеев». В пылу же схваток и дебатов меня частили и другими всеми презрительными словами, данными революционерами для всех казаков, как-то: «и иезуитом, и куркулем, и черносотенцем», и прочее. Но я этим только гордился. За молодечество, бойкость, драчливость меня очень любили черкесы и осетины. Они не были так настроены революционно, как остальные техники, поэтому мы и подружились с ними.Мы слыли среди них хорошими товарищами во всех групповых драках. Я и Ваня Сотников принимали главенство, и, пожалуй, где были мы, там всегда была победа. Это ценили в нас все, в особенности осетины и черкесы. От них я впервые научился их лезгинке и заразился духом «азиатизма», не ослабевшего нисколько и теперь. Иногда я даже говорил черкесам, что на их месте я никогда бы не учился, а пас бы табуны лошадей, полуразбойничал бы, щеголял бы формою одежды, оружием, лошадьми и вообще был бы «свободный черкес». Среди них были друзья: Дохшоков (зверски убитый большевиками весной 1918 г.), Кетаов, Пшемех, Ажигоев, Шуманоков (погибший в бою) и осетины - братья Баскаевы и Черов - Георгие-Осетинского селения Баталпашинского отдела. В это же время среди техников было и украинское движение, которому я тоже сочувствовал, но которого не понимал. Было постановление между техниками, что при встречах между собою говорить лишь «по-хохлацки». Техники - казаки черноморских станиц взялись за это дело пылко - пелись украинские песни, носились «в гопаке» обязательно «на вприсядку», читали «Кобзарь» Шевченко и лилась малороссийская речь. «На присядках» мы с утра и на переменах носились по всему классу. Удивительная у меня была смесь политических мышлений. Я был свято предан Царю, считая его почему-то казаком, и в то же время стоял за союз казачества со всеми горцами Кавказа и Украины и отделение от России, отмежевание от русского легковерного мужика, но с Царём во главе. Я находил, что смесь казачьей крови с горцами Кавказа даст очень воинственный элемент и мы будем велики. Я был помешан на черкесах, на кинжалах, на чевяках, на лезгинке, на осетинских войлочных шляпах и тут же, рядом «на сыних штанях», «красных чоботах», «варэниках», «гопаке». Всё это меня разжигало, будоражило, приятно щекотало нервы... Всё это я культивировал в себе и уже тогда слыл «завзятым казаком». Я очень был заметен и в лезгинке, и в казачке среди всех техников».Е.В. Брацун
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх