На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Шумков
    "... в разгроме крестоносцев Салах ад-Дина" - у Салах ад-Дина были свои крестоносцы ? Очень интересноЧеркесский султан...
  • Руслан Техажев
    Ничего не может быть влиянием на историческую память и бывшие в далекие времена события.. Было. Но спекулируя на исто...Военное дело адыгов
  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...

Конфликт князя Атажукина и князя Канокова

Иллюстрацией импровизированных, но типичных для Черкесии форм ритуализации конфликта может служить развязка вражды между кабардинским князем Магометом Атажукиным и бесленейским князем Адильгиреем Каноковым...

Конфликт князя Атажукина и князя Канокова

Иллюстрацией импровизированных, но типичных для Черкесии форм ритуализации конфликта может служить развязка вражды между кабардинским князем Магометом Атажукиным и бесленейским князем Адильгиреем Каноковым.

Известно, что конфликт возник из-за того, что Атажукин отнял у Адильгирея его невестку (кабардинскую княжну), совершив нападение на свадебный кортеж, подъезжавший к усадьбе Канокова. Через несколько лет после этого, в 1846 году, Магомет Атажукин, окруженный своими дворянами проезжал по землям, принадлежащим Каноковым. Слуги доложили об этом Адиль-Гирею, приговаривая между собой, что, видимо, Атажукиным мало невесток Каноковых, и теперь они едут отбирать у них жен. Взбешенный Адиль-Гирей вместе с группой дворян и двумя своими сыновьями поскакал наперерез Атажукину. Магомет, увидев несущихся на него Каноковых, меткими выстрелами поразил несколько человек, включая Адиль-Гирея и его старшего сына. Оставался второй малолетний сын Канокова, который приближался к Магомету на полном скаку, вскинув ружье. Магомет медлил с выстрелом и тогда, встревоженный этим, его оруженосец Сальпы, вскрикнув «Этот мальчик убьет тебя», прицелился в юного Канокова. Но Магомет спокойно положил руку на ружье своего оруженосца и сказал: «Оставь. Не стоит смешивать мою кровь с молоком этого младенца». Тем временем младший сын Канокова поравнялся с Магометом и выстрелом в упор убил его.

Трупы погибших в перестрелке, - по свидетельству К.

Ф. Сталя их было четырнадцать, - были доставлены в дом Каноковых. Убитая горем княгиня принялась причитать и оплакивать мужа и старшего сына, тела которых внесли и положили в кунацкой. Увидев затем, что труп Магомета Атажукина брошен на пороге кунацкой, замолкла и распорядилась: «Он хоть и враг, но все же гость, перенесите на почетное место». Тем самым княгиня перевела кровную вражду, которая могла разгореться с еще большей силой, в плоскость ритуала и обычая гостеприимства. Таким же, блокирующим, останавливающим дальнейшее кровопролитие, был благородный поступок Магомета Атажукина, посчитавшего постыдным для себя хладнокровное убийство юного Канокова.

Получив большую огласку, эти поступки (продиктованные, во-первых, почитанием детей и детства, во-вторых, - ритуалом и заповедью гостеприимства) стали основой для примирения двух могущественных княжеских семей Черкесии.

Невозможно отрицать влияние множества других подобных фактов на духовную атмосферу Черкесии. В условиях беспрерывной борьбы за власть, непрестанных больших и малых войн, характерных для феодального общества, этически заданная и аргументированная ритуализация поединков и боевых действий становилась в Черкесии одной из действенных форм постепенного перехода к сравнительно мирному сосуществованию, к ограничению и прекращению бессмысленной вражды и взаимного уничтожения.

При этом система адыгского феодализма оставалась в целом весьма противоречивой и архаичной. Черкесы, по словам Дж. Лонгворта, «превратились не только в хранителей старых доспехов и костюмов, но также и устарелых норм и обычаев». Обращая на это внимание, критически воспринимая достигнутые успехи и дальнейшие перспективы развития черкесского общества и Черкесии, Адиль-Гирей Кешев вложил в уста одного мудрого старца полные сожаления и скепсиса слова: «Род адыгский создан Аллахом на подобие собачьего, никогда не было и не будет в нем согласия и доброго совета. Грызть вечно самого себя его удел. И погибнет он не от чужой руки, а от своей собственной.

Читайте еще:

Когда поют черкесы

Кто такой Витя Коробков и почему ему в Феодосии установлен памятник?

Как в Феодосии вокзал строили?

Саки. Никто ничего не трогал, все осталось как и было сделано десятки лет назад

Чевапчичи, готовлю вместо котлет на Новогодний стол.

Физики из CERN обнаружили две новые частицы

Из отставного танкиста не вышло министра обороны

Источник
Ссылка на первоисточник
наверх