Зихи: упоминания письменных источников 4

Епифаний Монах В произведении «Житие апостола Андрея Первозванного», описывая третье путешествия апостола, Епифаний упоминает зихов как жёстких и грубых людей. Этот эпизод войдёт во многие произведения греческой и грузинской церквей. По мнению учёных-исследователей, произведение Епифания Монаха предшествует всем остальным. «После Пятидесятницы, Андрей, Симон Кананит, Матфий и Фаддей остались в Эдессе у Авгаря, а прочие ходили по городам, предлагая учение и совершая чудеса и пришли в Иверию и в Фазис, а потом в Сусанию. Матфий с учениками остался в этих местах, уча и творя многие чудеса, а Симон и Андрей пошли в Аланию и в город Фуст, и, сотворив много чудес и научив многих, отправились в Авазгию, и, вошедши в великий Севастополь, учили слову Божию. Андрей, оставив там Симона, сам пошёл с учениками в Зикхию. Зикхи – народ жёсткий, грубый и даже доныне наполовину неверный. Они хотели убить Андрея; но увидели, что он беден, кроток и ведёт строгую жизнь. Наконец, оставив их, он пришёл к ве

Епифаний Монах



Епифаний Монах (первая половина IX века) — иеромонах, византийский писатель-агиограф. Епифаний является автором двух сохранившихся сочинений: «Житие Богородицы» и «Житие апостола Андрея Первозванного».
Биографические сведения об авторе сохранились только в этих двух произведениях.


В произведении «Житие апостола Андрея Первозванного», описывая третье путешествия апостола, Епифаний упоминает зихов как жёстких и грубых людей. Этот эпизод войдёт во многие произведения греческой и грузинской церквей. По мнению учёных-исследователей, произведение Епифания Монаха предшествует всем остальным.

«После Пятидесятницы, Андрей, Симон Кананит, Матфий и Фаддей остались в Эдессе у Авгаря, а прочие ходили по городам, предлагая учение и совершая чудеса и пришли в Иверию и в Фазис, а потом в Сусанию. Матфий с учениками остался в этих местах, уча и творя многие чудеса, а Симон и Андрей пошли в Аланию и в город Фуст, и, сотворив много чудес и научив многих, отправились в Авазгию, и, вошедши в великий Севастополь, учили слову Божию. Андрей, оставив там Симона, сам пошёл с учениками в Зикхию. Зикхи – народ жёсткий, грубый и даже доныне наполовину неверный. Они хотели убить Андрея; но увидели, что он беден, кроток и ведёт строгую жизнь. Наконец, оставив их, он пришёл к верхним сугдеям. Это – люди удобноубеждаемые и кроткие; они с радостью приняли слово. Затем пришёл апостол в Боспор, город приморский, куда и мы пришли. Видя чудеса, сделанные апостолом и слыша боговдохновенное слово, боспоряне скоро уверовали, как сами рассказывали нам. Они показали нам ковчег (гробницу) с надписью имени апостола Симона, вкопанный в основание весьма большого храма Святых Апостолов, содержащий в себе мощи, и дали нам часть их. Есть и другой гроб в Никопсии Зикхийской, с надписью Симона Кананита; и он с мощами.»

Произведение анонимного автора «Деяния и хождения апостола Андрея» (Πράξεις καὶ περίοδοι ἀπ. Ἀνδρέου) полностью повторяет труд Епифания, за исключением некоторых моментов, которые были дополнены из других источников.

Πράξεις καὶ περίοδοι ἀπ. Ἀνδρέου:

"После Пятидесятницы, Апостол отправился на проповедь, имея спутниками Симона Кананита, Матфея, избранного жребием на место Иуды и Фадея. С ними он достиг города Едессы. Здесь Фадей остался у тонарха Авгаря, коему он ранее доставил нерукотворный образ, на материи отпечатлевший Богочеловеческое подобие Христа и богоначертанные письмена, при посредстве которых тонарх в силу веры немедленно получил душенное и телесное здравие. Блаженный же Андрей с прочими учениками, обходя страны и города, уча и исцеляя, достигли земли Иверов и судоходной реки Фасида, где, по рассказам, медленно плывут грузовые суда. Отсюда достигли страны, называемой Сусанией. Мужчины этой страны находились в зависимости от женщин. Женская природа легко доступна убеждению и женщины скоро покорились (здесь) слову веры. В этих местах остался Матфей с другими учениками, уча и совершая многие чудеса. Великий-же Андрей с Симоном удалились в Аланию и прибыли в город Фуст. Здесь они сотворили много знамений и чудес, очень многих научили и просветили, и устремились в Авазию. Вступив в Севастополь великий, они проповедовали о вере и о познании Бога и многие, из слушавших их, уверовали." § 30. Здесь великий Апостол, оставив Симона и с ним некоторых учеников, удалился в Зикхию. Население этой страны, называемое Зикхами, занимается земледелием. Зикхи жестоки, но нравам варвары и до ныне в большинстве, чтобы не сказать все, дики и неверны. Они хотели убить Апостола, но, видя его бедность, кротость и воздержание, убоялись. Он-же, оставив их, отбыл в местность, называемую верхней Сугдеей), каковая ныне необитаема. Люди, населявшие её, будучи легко убеждаемы, с радостью приняли слово веры. Оставив их, он достиг города Босфора), лежащего по ту сторону (на Зап. стороне пролива) Понта Евксинского, близь земли Тавроскифов, недалеко от Меотиды. Здесь есть ковчег с надписью имени Симона Зилота, лежащий в основании великого храма св. Апостолов. Другой ковчег с надписью Симона Кананита находится в Никопсисе Зикхийском.

Грузинский же текст «Жития св. ап. Андрея Первозванного» полностью повторяет «Πράξεις» с исправлениями географических и этнографических названий на грузинский лад, плюс еще несколько уточнений, например, то, что Никополь находился между Абхазией и Джигетией:

"По совершении праздника, апостол вышел из Иерусалима, в сопровождении Симона Кананита, Матфея, поставленного на место Иуды Искариота и Фаддея, в город Едесс. Там остался Фаддей, у владетеля Авгаря, которому послан был нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа, чудодейственною силою возвративший царю здравие телесное и душевное. Блаженный Андрей с остальными спутниками посещал города и села. Они везде поучали народ и творили чудеса; наконец достигли до земли Карталинской, прошли часть земли Тиулетской до реки, называемой Чорохи, беспрестанно проповедуя Христа Спасителя. Апостолы посетили Сванетию, в княжение некоей жены, которая приняла их проповедь. Здесь остался Матфий с прочими учениками, а великий Андрей с Симоном отправился в землю Осетин и достиг города Фостофором называемого, где они после дивных чудес обратили и просветили многих. Оставив Осетию, они посетили Абхазию и остановились в городе Севасте, называемом ныне Сухумом, жители которого приняли слово Божие. Блаженный Андрей в этом городе оставил Симона Кананита с прочими учениками, а сам отправился в землю Джигетов. Обитатели этой страны Джиги были жестоки сердцем, погружены в делах нечестия и поэтому они не приняли проповеди апостола, а искали случая умертвить его; но благодать Божия сохранила его. Блаженный, видя их грубость, жестокосердие и непреклонность, удалился; посему Джигеты до сего времени остаются в неверии. Отселе отправился апостол Христов в страну, называемую верхним Суадагом, ныне необитаемую; жители её с радостью приняли проповедь апостола и уверовали в Иисуса Христа. Спустя несколько времени, апостол посетил приморский город Босфор, лежащий близь земли Тавро-Гуннов. Здесь указывают гроб, с надписью имени Симона Зилота; могила же Симона Кананита находится в городе Никополе, лежащем между Абхазией и Джигетией."

Сочинение Епифания, а также производные от него греческие и грузинские редакции описывают события I века, при этом сами относятся к IX – X векам. Это означает, что информация о этих событиях, которая была почерпнута Епифанием, хранилась в недошедших до нас источниках. Согласно данным грузинских источников Никопсис находился на границе между Абазгией и Зихией, при этом можно сделать предположение, что локализация этого места соответствует современному Новому Афону в Абхазии, так как по тексту Симон Кананит остался в Севастополе (современный Сухум), а умер в Никопсисе, в то время как Андрей ходил к зихам, а потом и к сугдеям.

Участок Причерноморья района современного Нового Афона во II веке, по Арриану, находился в руках санигов, а по Прокофию Кесарийскому, этот участок в VI веке находился в руках «зехов». Что не противоречит новоафонской версии Никопсиса, а наоборот – подтверждает.

[img]"[/img]
авторы: Janssonius van Waesberge, Gerhard Mercator, Johannes Cloppenburg назв: Taurica Chersonesus. 1636. (фрагмент) авторы: Janssonius van Waesberge, Gerhard Mercator, Johannes Cloppenburg назв: Taurica Chersonesus. 1636. (фрагмент)

#абазги #абхазы #садзы #апсилы #абаза #история #кавказ #восточное причерноморье #абазгия #зихия

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх