На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Черкесская вышивка

Черкесскую вышивку можно разделить на следующие группы по ее целевому назначению: вышивка костюма, вышивка предметов домашнего обихода, вышивка принадлежностей оружия и конского убранства. Как уже отмечалось, особое место занимала вышивка в украшении традиционного женского костюма, хотя в более ранний период ею украшали и богатую мужскую одежду. Вышитые узоры покрывали борта платья, углы передних пол кафтанчика, нарукавники — «Iэщхьэ тхъэмпэ», «Iэнцогъу», донышко и околышек женской шапки — «дыщэ пыIэ», «дыщэпаIу» и т.д. Особой популярностью пользовалась техника «вприкреп» - «дыщэ идэ», «дышъэидагъ», что в прямом переводе означает «нашивать золотом», «адыгская вышивка». Эта техника заключалась в том, что на белый холст, натянутый на пяльцы, наносился рисунок узора, а затем делался настил из простых белых нитей, по которому накладывалась золотая нить. Снизу стежками она прикреплялась к основе шелковыми нитями: к золотому фону — оранжевыми, к серебряному — белыми. Во многих случаях орнамент обшивался по контуру золотой нитью, после чего узорный мотив вырезался и с обратной стороны покрывался клеем, который придавал ему жесткость. Полученный таким способом узор нашивался в виде аппликации на украшаемый предмет. Как правило, техникой «вприкреп» выполнялись наиболее массивные элементы орнамента, его основные акценты, в то время как остальная часть рисунка вышивалась тонкой линией или обрабатывалась тонким шнуром или галуном. Так осуществлялся в вышивке распространенный принцип контрастного соединения отдельных частей композиции, знакомый нам по другим видам черкесского народного искусства. Возможно, что нашитые крупные мотивы, выполненные приемом «вприкреп», в некоторых случаях заменили собой ранее использовавшиеся серебряные накладки. Несомненно также, что они оказали и обратное влияние на расположение и характер ювелирных украшений женского костюма. Даже колористическая гамма золотошвейных изделий близка к цветовым решениям в черкесском ювелирном искусстве: в обоих случаях применяется контрастное сочетание золотого или серебряного узора с темным фоном. В технике «вприкреп» выполнялась наиболее древняя по орнаментике вышивка женских платьев и кафтанчиков, а также кисетов и других традиционных изделий. Использование приема аппликации допускало многократную перешивку орнамента с вещи на вещь, что придавало этой технике особую привлекательность. Текст: Б.Мальбахов "Черкесское (адыгское) декоративно-прикладное искусство".

Черкесская вышивкаЧеркесскую вышивку можно разделить на следующие группы по ее целевому назначению: вышивка костюма, вышивка предметов домашнего обихода, вышивка принадлежностей оружия и конского убранства. Как уже отмечалось, особое место занимала вышивка в украшении традиционного женского костюма, хотя в более ранний период ею украшали и богатую мужскую одежду. Вышитые узоры покрывали борта платья, углы передних пол кафтанчика, нарукавники — «Iэщхьэ тхъэмпэ», «Iэнцогъу», донышко и околышек женской шапки — «дыщэ пыIэ», «дыщэпаIу» и т.д.


Особой популярностью пользовалась техника «вприкреп» - «дыщэ идэ», «дышъэидагъ», что в прямом переводе означает «нашивать золотом», «адыгская вышивка». Эта техника заключалась в том, что на белый холст, натянутый на пяльцы, наносился рисунок узора, а затем делался настил из простых белых нитей, по которому накладывалась золотая нить. Снизу стежками она прикреплялась к основе шелковыми нитями: к золотому фону — оранжевыми, к серебряному — белыми. Во многих случаях орнамент обшивался по контуру золотой нитью, после чего узорный мотив вырезался и с обратной стороны покрывался клеем, который придавал ему жесткость. Полученный таким способом узор нашивался в виде аппликации на украшаемый предмет.

Как правило, техникой «вприкреп» выполнялись наиболее массивные элементы орнамента, его основные акценты, в то время как остальная часть рисунка вышивалась тонкой линией или обрабатывалась тонким шнуром или галуном. Так осуществлялся в вышивке распространенный принцип контрастного соединения отдельных частей композиции, знакомый нам по другим видам черкесского народного искусства. Возможно, что нашитые крупные мотивы, выполненные приемом «вприкреп», в некоторых случаях заменили собой ранее использовавшиеся серебряные накладки.

Несомненно также, что они оказали и обратное влияние на расположение и характер ювелирных украшений женского костюма. Даже колористическая гамма золотошвейных изделий близка к цветовым решениям в черкесском ювелирном искусстве: в обоих случаях применяется контрастное сочетание золотого или серебряного узора с темным фоном.


В технике «вприкреп» выполнялась наиболее древняя по орнаментике вышивка женских платьев и кафтанчиков, а также кисетов и других традиционных изделий. Использование приема аппликации допускало многократную перешивку орнамента с вещи на вещь, что придавало этой технике особую привлекательность.
Текст: Б.Мальбахов "Черкесское (адыгское) декоративно-прикладное искусство".
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх