На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Без мифов: школа штыкового боя А.В. Суворова

Введение. Русский штыковой бой сегодня является одной из самых мифологизированных тем среди любителей русской военной истории: ее краеугольным камнем является утверждение о безусловном превосходстве русского штыкового боя над штыковыми боями всех армий мира, с времен как минимум Суворова и до конца Великой Отечественной войны.

Не вдаваясь в данной статье в то, как, а главное, почему, появился этот постулат (это тема отдельного разговора), скажу только, что аналогичные постулаты (о превосходстве национальной школы штыкового боя над всеми другими) бытовали во всех европейских армиях того периода. В качестве небольшого подтверждения приведу здесь слова британского генерала сэра Роберта Вильсона, представлявшего в 1812 году английские интересы в русской армии, и оценившего штыковую атаку русских солдат следующими словами: "в атаке их тесных колонн, в их решительном отношении к штыку и в их порядке в ближнем бою они равны только англичанам"...

Без мифов: школа штыкового боя А.В. Суворова

Введение.

Русский штыковой бой сегодня является одной из самых мифологизированных тем среди любителей русской военной истории: ее краеугольным камнем является утверждение о безусловном превосходстве русского штыкового боя над штыковыми боями всех армий мира, с времен как минимум Суворова и до конца Великой Отечественной войны. Не вдаваясь в данной статье в то, как, а главное, почему, появился этот постулат (это тема отдельного разговора), скажу только, что аналогичные постулаты (о превосходстве национальной школы штыкового боя над всеми другими) бытовали во всех европейских армиях того периода. В качестве небольшого подтверждения приведу здесь слова британского генерала сэра Роберта Вильсона, представлявшего в 1812 году английские интересы в русской армии, и оценившего штыковую атаку русских солдат следующими словами: "в атаке их тесных колонн, в их решительном отношении к штыку и в их порядке в ближнем бою они равны только англичанам".

В данной статье мы поговорим о суворовской школе штыкового боя, той самой, о которой много говорят, но которую мало знают.

Основания.

Естественно, А. Суворов не был первым русским военачальником, начавшим учить солдат применять штык в бою. Первые указания на технику фехтования штыком можно встретить уже петровском Уставе 1716 года. По ним можно видеть, что солдата учили колоть с выпадом (шагом вперед) во все четыре стороны:

"В четыре поворота с караула относя мушкет перед себя уклонять с багинетом на руку, как на право, так и на лево; тем же подобием на право кругом и на лево кругом, напоследок-же можно с выступкою колоть учить".

Однако собственно штыковая атака как основная тактика атаки пехоты закрепилась в русской армии только во времена Екатерины II и сначала не в уставах, а в инструкциях таких командиров, как Потемкин, Румянцев и некоторые другие: уже у Потемкина можно встретить требование обучать пехоту самому решительному действию штыком (действию в смысле атаки, а не фехтования). И заслуга А. Суворова в том, что именно он смог закрепить в русской армии штыковую атаку как главное тактическое действие пехоты на поле боя и сформировать русскую школу штыкового боя, включающую как фехтовальные приемы, так и тактику действий во время штыкового боя. Изучение инструкций, которые русский военачальник давал войскам, позволяет говорить, что эта школа базировалась на двух основных элементах.

1 элемент: "Коли один раз".

Первым основным элементом этой школы была именно ставка на штыковой удар как атаку, движение: быстро, не останавливаясь для выстрела по противнику, который был обязателен еще с петровских времен:

"Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет; в пальбе много людей гибнет; у неприятеля тоже руки, но русского штыка не знает. Вытяни линию (т.е. постройся для атаки - ИО) - тотчас атакуй холодным ружьем; недосуг вытягивать линию - подвиг из закрытого, из тесного места" (Наука побеждать. Вахт-парад).

Техника исполнения укола штыком, хотя бы по примеру устава 1716 года, у Суворова не описана, однако описаны приемы, которые вполне могут рассматриваться как фехтование. Учитывая установку на быструю и безостановочную атаку, никаких парирований или отводов штыка противника суворовское фехтование штыком не предусматривало:

"Коли один раз - бросай басурмана со штыка; мертв на штыке - царапает саблей шею. Саблю на шею - отскокни шаг, ударь опять, коли другого, коли третьего" (Наука побеждать. Словесное поучение солдатам).

Отдельным приемом штыкового боя предполагалось встречать атакующую кавалерию:

"Неприятельская кавалерия скачет на выручку к своей пехоте - атакуй, ура! Здесь держать штык в брюхо человеку (сидящему на лошади - ИО) - случится, что попадет штык в морду, в шею, особливо в грудь лошади" (Наука побеждать. Вахт-парад).

Следует отметить, что сегодня многие невнимательные читатели суворовских инструкций, не заметили связи этого удара именно с кавалерийской атакой и совершенно безосновательно заявляют, что Суворов учил колоть "в брюхо" вражеского пехотинца. А самые "продвинутые" знатоки выдумывают еще и некое "распарывающее" движение штыка снизу вверх. Второй вариант - перебрасывание проколотого противника через себя. Хотелось бы порекомендовать этим знатокам распороть что-нибудь ребром штыка, плоскости которого сведены под весьма большим углом или перебросить через себя наколотый куль с мукой весом килограммов в 70.

2 элемент: "Колонны быстро проходят и примерно колят".

И вторым основным элементом, на котором базировалась суворовская школа штыкового боя, было обучение т.н. "сквозным атакам". Проводились они следующим образом:

Части разводились друг от друга на некоторую дистанцию и строились либо развернуто, либо в более или менее глубоких колоннах. После этого они по команде начинали движение навстречу друг другу и, сойдясь шагов на сто, по команде начальников брали ружья "на руку" и переходили на бег с криком "ура". В момент столкновения ни одна часть не смела принять в сторону или замедлить движение. Каждый солдат должен был только поднять штык и принять слегка вправо, чтобы протиснуться в те небольшие интервалы, которые образовывались как от бега, так и от принятия вправо. При этом офицеры кричали "коли!".

"Ступай, ступай, атакуй в штыки, ура! Мушкет в правой руке на перевес, колонны между собой насквозь быстро (проходят и) примерно колят" (Наука побеждать. Вахт-парад).
[img]"[/img]

Протиснувшиеся части, не останавливаясь, восстанавливали порядок и строй, разводились на прежнюю дистанцию, поворачивались кругом и повторяли атаку.

Сквозные атаки проводились: пехота против пехоты, пехота против конницы. В последнем случае пехота могла бежать навстречу скачущей конницы, а могла ждать ее атаки на месте.

При сквозных атаках с конницей, последняя атаковала галопом, а пехота по-прежнему должна была протискиваться в интервалы. Если же пехота встречала атаку, стоя на месте, то огонь разрешалось открывать не далее 20 шагов, а кавалерия, опять не замедляя галопа должна была проскакивать сквозь пехоту. Потом все тоже быстрое восстановление порядка и строя и новая атака.

Обучение не обходилось без жертв, однако по мере освоения маневра они сводились к минимуму, а стороннему наблюдателю вообще казалось, что протискивание частей проходило вообще без замедления движения, было заметно только легкое волнение линий. Впрочем, жертвы вполне окупались малыми потерями в атаках.

Резюме.

Таким образом, можно сказать, что школа штыкового боя, созданная А.В. Суворовым основывалась на быстром (безостановочном) движении вперед, сильном уколе (специальном против пехотинца и специальном против кавалериста), отказе от любых защит оружием, а обучение было максимально приближено к боевой обстановке.

О штыковом бое русской армии в 1837 году можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх