В. А. Потто, Кавказская война: «В кабардинцах русские нашли весьма серьезных противников, с которыми надо было считаться. Влияние их вообще на Северный Кавказ было огромно и выражалось ясно в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Ингуши, осетины, чеченцы отправляли своих детей в Кабарду учиться приличиям и этикету, и фраза: «Он одет», или «Он ездит, как кабардинец», – звучала величайшей похвалой в устах соседнего горца.
Благородный тип кабардинца, изящество его манер, своеобразное умение держать себя в обществе действительно поразительны, и уже по одному наружному типу можно узнать кабардинца (…)...В. А. Потто, Кавказская война:
«В кабардинцах русские нашли весьма серьезных противников, с которыми надо было считаться. Влияние их вообще на Северный Кавказ было огромно и выражалось ясно в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Ингуши, осетины, чеченцы отправляли своих детей в Кабарду учиться приличиям и этикету, и фраза: «Он одет», или «Он ездит, как кабардинец», – звучала величайшей похвалой в устах соседнего горца. Благородный тип кабардинца, изящество его манер, своеобразное умение держать себя в обществе действительно поразительны, и уже по одному наружному типу можно узнать кабардинца (…)
Эдмунд Спенсер был восхищен обликом черкесов, их этикетом и храбростью, и расточал комплементы в их адрес в каждой главе своих четырех томов. Вот один из характерных пассажей:
«Сейчас я путешествую в области натухаев – народа, считаемого самым красивым из всех черкесских племен… во время моего пути я не видал ни единого лица, не отличающегося красотой, разве только ногайского татарина, калмыка или русского пленного... Общий контур лица натухайца совершенно классический, представляющий в профиль ту изысканно мягко вьющуюся линию, считаемую знатоками идеалом красоты. Их большие темные глаза, обычно темно-голубые, прикрытые длинными ресницами, были бы прекраснейшими из всех, которые я когда-либо видел, если бы не выражение дикой жестокости, которое сильно поразило меня, когда я впервые прибыл в Черкесию, … ».
После посещения земель шапсугов, абадзехов и темиргоев Спенсер констатирует:
«Красота черт и симметрия фигуры, которыми отличен этот народ – не фантазия; некоторые из прекраснейших статуй древности не являют в своих пропорциях большего совершенства»
“Культурное воздействие адыгов на горцев Кавказа является настолько мощным и всеохватывающим ,что едва ли может быть преувеличенным ". [М.М.Ковалевский, "Закон и обычай на Кавказе."]
"Черкесы всегда изобретают что-нибудь новое в своих манерах или оружии, в которых татары подражают им так пылко, что черкесы могут быть названы французами в отношении татар." [Кантемир Д. К. (1673-1723) «История возвышения и упадка Оттоманской империи».]
«Кабардинцы были в некотором роде кавказскими французами; оттуда распространялась мода на седловку, на манеру джигитовки». [А.Л. Зиссерман, "Двадцать пять лет на Кавказе".]
" Кабардинцы имеют такое же значение для остальных горцев, какое французы имели, а отчасти и теперь имеют, для европейцев: они вносят моду во всем; им стараются подражать и в одежде, и в удали, и в музыке и т.д. [В.Тепцов, "Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа". Тифлис, 1892]
"Кабардинцы между прочим считаются образцом моды в одежде для всех вообще кавказских горцев." [Романовский Д.И. ,"Кавказ и Кавказская война".]
"Общеизвестно, и мы не можем отрицать этого, что именно кабардинцы определяли моду в одежде на Кавказе, подобно французам в Европе. Это отмечали многие исследователи прошлого."
[Текеев К.М. , "Карачаевцы и балкарцы. Традиционная культура жизнеобеспечения."]
"Костюм кабардинца всегда выделял его среди народов Кавказа . Издавна кабардинцы-черкесы считались законодателями мод среди горцев . Черкесская мужская одежда действительно исключительно красива и в горных условиях чрезвычайно удобна . Ее переняли все народы Кавказа ."
Свежие комментарии