На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

"Легендарное племя, им неизвестен страх". Тушины - храбрейшие воины Кавказа.

"Тушины — легендарное племя. Им неизвестен страх; наверно потому, что они защищали свою собственную грузинскую землю; они испокон веков являются храбрецами. Они разумны, деловиты, бесстрашны и предупредительны", так писал А. Зиссерман в своих кавказских записках...

"Тушины — легендарное племя. Им неизвестен страх; наверно потому, что они защищали свою собственную грузинскую землю; они испокон веков являются храбрецами. Они разумны, деловиты, бесстрашны и предупредительны", так писал А. Зиссерман в своих кавказских записках.

Общая информация.

"Горцы редко хвалят и воспевают храбрость, считая ее делом вполне обыкновенным, но про тушин в центре самого Дагестана, в Аварии и в других местах сложены и поются песни" так писал об этой небольшой народности Н. Дубровин (Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе). Тушины соседствовали с родственными им хевсурами и пшавами. В 1801 году у тушин насчитывалось 22 селения, входившие в четыре общества ("темы"). Все вместе они могли выставить 500 воинов. Оружие тушин было традиционно для Кавказа: ружья, пистолеты, сабли, кинжалы, иногда брались с собой небольшие щиты. Как писал тот же Н. Дубровин, они не носили кольчуг, поскольку "не столько заботились о средствах защиты, сколько хевсуры". Впрочем, как отмечал А. Николаи, в жилищах тушин часто попадаются "щиты, шлемы и кольчуги со всеми принадлежностями рыцарского костюма" (Николаи А. Эпизод из Кавказской войны). "Чрезвычайно суровые условия жизни и соседство с весьма агрессивными и более многочисленными лезгинами воспитало из них воинов, которые выделялись даже среди воинственных кавказцев. Следует, однако, отметить, что формально тушины платили ежегодную дань дагестанцам (600 овец) и грузинам (400 баранов и 20 барашков), впрочем, фактически жили вполне независимо. Те же дагестанцы платили им деньги за пользование пастбищами, а грузинский царь был весьма заинтересован в том, чтобы тушины становились в ряды его войска в случае войны, поскольку "тушины были редко побеждаемы и почти всегда нападавший на них неприятель претерпевал сильный урон. Народ этот издревле, и даже во время русского правления, составлял лучший оплот для Грузии от вторжения в ее пределы хищных горцев" (Н. Дубровин). О том, насколько высоко ценили воинов-тушин грузинские цари, говорит тот факт, что именно они составляли отряд его телохранителей. Впрочем, как это, возможно, ни странно будет звучать, но тушины были гораздо менее кровожадны, чем, например, соседние хевсуры: кровную месть у них можно было заменить передачей 60 коров. Более того, русские исследователи считали их более способными, как говорили в те времена, "к развитию гражданственности". "Мы говорим так, ибо у тушин независимые роды объединились в более высокие союзы "темы", которые в случае общей опасности, для всего народа возникавшей, высылали своих уполномоченных в народный сход, собиравшийся в селении Гели". Каждая тема делилась на округа, в каждом округе был администратор (Утверждение русского владычества на Кавказе).

Ф. Торнау: "Не без повода считали тушин самым храбрым народом в Кавказских горах"

"О пеших грузинах скажу позже, при случае; теперь упомяну только, что в полку их имелась также сотня одноплеменных с ними тушин, живущих на южном скате гор, у подошвы Барбало, высоко выдвинувшегося из ряда смежных вершин, в соседстве с лезгинами, их родовыми врагами. Не без повода считали тушин самым храбрым народом в Кавказских горах. В одежде они отличались от грузин только плоскою войлочною шапкой, которую они носили вместо персидской "папахи", и тем, что берегли винтовку в чехле из волчьей шкуры. Тушин, находившийся в беспрерывной войне с лезгинами, войне засад, грабежа и убийства, не любил драться издали и имел обыкновение после первого выстрела броситься на неприятеля с саблей или кинжалом в руке. Он имел привычку отрезать правую руку убитого противника и выставлять ее над воротами дома в знак победы и в угрозу своим живым врагам. В глазах европейца этот обычай может показаться несколько неделикатным, но на Кавказе, где нам не раз приходилось видеть не только руки, но и отрезанные головы, о нем судили менее взыскательно" (Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера). Следует отметить, что на обычай тушин отрезать правую руку убитого врага, указывают многие авторы кавказских воспоминаний. Тот же Н. Дубровин упоминает нападение более 3.000 лезгин и дидойцев на чаглинское общество тушин, которое смогло выставить только 60 бойцов. В сражении принимали участие даже мальчики пятнадцати лет. Нападавшие потерпели поражение, оставив в руках тушин около 100 тел, руки которых были принесены в селения тушин. Впрочем, эта практика на Кавказе была характерна не только для них. О регулярных схватках тушин с лезгинами писал и А. Зиссерман: "жители, особенно тушины, ближайшие к неприятельскому населению (лезгинам - ИО), были люди воинственные, хорошо вооруженные и нередко истребляли целые шайки, и сами хаживали на такой же промысел в отместку лезгинам" (Зиссерман А. Двадцать пять лет на Кавказе (1842 - 1867).

Н. Волконский: "Тушин я видел в бою еще в Грузии и никогда не мог надивиться отчаянной храбрости этих людей".

"Известно, что грузины славятся за Кавказом своей храбростью, но, не отнимая им принадлежащего, я считаю справедливым сказать, что здесь, в этом грузинском полку, находятся несколько тушин, а тушинам даже и грузины всегда уступают. Тушин я видел в бою еще в Грузии и никогда не мог надивиться отчаянной храбрости этих людей; географическое положение их земель делает каждого из них героем; стесненные неприязненными племенами, они ежедневно сражаются и, так сказать, привыкли к смерти; они с молоком матери всасывают храбрость. Сильные соседи их, лезгины боятся решимости тушин, и только превосходство в силах позволяет лезгинам бороться с ними. Эти-то тушины и вчера, как всегда, первыми бросились на неприятелей, убили трех и, не останавливаясь над телами, схватили только оружие и гнались далее за убегающими. Когда же схватка закончилась, они возвратились к трупам, чтобы пообрезать их. Обычай тушин велит непременно доставить какое-либо неоспоримое доказательство победы. Видя свою собственность в чужих руках, они требовали от грузин возвращения голов убитых ими чеченцев, но те не соглашались, и возник спор. "Вы трусы, говорили тушины, - мы всегда, бросаясь вперед, жертвуем жизнью, проливаем свою кровь, а вы, оставаясь назади, хотите пользоваться нашими трудами. Возьмите лучше оружие, отнятое нами у врагов; мы не ищем добычи, нам нужна слава. Вы трусы, нас было двадцать, и шестерых уже нет. Вас же целый полк - и нет ни одного раненого". (Лачинов Е. Моя исповедь (записки русского солдата)). О мужестве тушин говорил и Н. Волконский, весьма красочно описывая сцену прощания отца с смертельно раненым в бою сыном (Волконский Н. Лезгинская экспедиция (в Дидойское общество) в 1857 году)

О нижегородских драгунах, лучшей кавалерийской части русской армии, вы можете прочитать здесь.

О венгерской кавалерии в Первую мировую войну глазами казачьего офицера вы можете прочитать здесь.

О туркменской кавалерии в середине XIX века глазами русских офицеров вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов об оружии и тактике армий разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх