На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

ЗАМЕТКИ АКАДЕМИКА Ад. БЕРЖЕ О ЧЕРКЕССКИХ (АДЫГСКИХ) ПЛЕМЕНАХ (1858 г.)

В своей работе «Краткий обзор горских племен на Кавказе» (Нальчик, 1992 г. — по изданию 1858 г. Тифлис, типография Канцелярии-наместника кавказского) акад. Ад. Берже использовал значительное количество адыгских слов-названий племен, рек, местностей, отмеченных им самим и его предшественниками. В настоящей работе на них следует (считаем необходимым) остановиться, ибо записи Берже в некоторых случаях разъясняют нам значение лексем.

Так, Ад. Берже писал, что «Черкесы, называющие себя Адиге, населяли в древние времена западную сторону Кавказа и Крымский полуостров и были известны Грекам под названием Zvxoi (Зихи). Под этим именем они встречаются у Арр1ана в его описании Ponti Euxini et maris Erythraei Periplus, составленном при императоре Андриане, по поручению которого он обозревал берега Черного моря» (с. 16). Однако, как кажется Берже, Клапрот, имел в виду под Zvxoi (Зихи) лишь одно черкесское племя, жившее на берегу Черного моря, отделенное рекой Ахей (на северо-западе) от Санихов (нынешнее, адыгское племя жанеевцев). Таким же образом акад. Берже считал Синдов и Керкетов, живших около Черного моря, черкесами. Далее Берже комментирует замечание Клапрота о том, что «по преданиям этого народа, одно из его племен, по имени Кабарда, оставило, в VI столетии хиджры, прежнее место жительства на Кубани и потянулось на север к р. Дону, откуда оно однако вскоре перешло в Крым. Здесь кабардинцы поселились на южной стороне, вследствие чего равнина между реками Кача и Бельбек (которой верхняя половина называется Кабардою) и теперь еще именуется татарами «Черкесскою долиною» (с.16).

ЗАМЕТКИ АКАДЕМИКА Ад. БЕРЖЕ О ЧЕРКЕССКИХ (АДЫГСКИХ) ПЛЕМЕНАХ (1858 г.)В своей работе «Краткий обзор горских племен на Кавказе» (Нальчик, 1992 г. — по изданию 1858 г. Тифлис, типография Канцелярии-наместника кавказского) акад. Ад. Берже использовал значительное количество адыгских слов-названий племен, рек, местностей, отмеченных им самим и его предшественниками. В настоящей работе на них следует (считаем необходимым) остановиться, ибо записи Берже в некоторых случаях разъясняют нам значение лексем. Так, Ад. Берже писал, что «Черкесы, называющие себя Адиге, населяли в древние времена западную сторону Кавказа и Крымский полуостров и были известны Грекам под названием Zvxoi (Зихи). Под этим именем они встречаются у Арр1ана в его описании Ponti Euxini et maris Erythraei Periplus, составленном при императоре Андриане, по поручению которого он обозревал берега Черного моря» (с. 16). Однако, как кажется Берже, Клапрот, имел в виду под Zvxoi (Зихи) лишь одно черкесское племя, жившее на берегу Черного моря, отделенное рекой Ахей (на северо-западе) от Санихов (нынешнее, адыгское племя жанеевцев). Таким же образом акад. Берже считал Синдов и Керкетов, живших около Черного моря, черкесами. Далее Берже комментирует замечание Клапрота о том, что «по преданиям этого народа, одно из его племен, по имени Кабарда, оставило, в VI столетии хиджры, прежнее место жительства на Кубани и потянулось на север к р. Дону, откуда оно однако вскоре перешло в Крым. Здесь кабардинцы поселились на южной стороне, вследствие чего равнина между реками Кача и Бельбек (которой верхняя половина называется Кабардою) и теперь еще именуется татарами «Черкесскою долиною» (с.16).

Академик Ад. Берже перечисляет следующие черкесские племена:

«1. Кабардинцы (Кабертай). Они населяют так называемые Большую и Малую Кабарду.
а) Большая Кабарда занимает северную покатость Кавказских гор, между реками Кубанью, Малкою и Тереком.

б) Малая Кабарда -- на правой стороне Терека, занимает плоскость, образуемую изгибом этой реки на юг от г. Моздока.» (с. 21,22).

2. «Беглые Кабардинцы до 1804 жили в Кабарде. Когда же там вспыхнул мятеж. часть князей и дворянства, не желая быть под нашей властью, бежали за Кубань -- край, тогда еще находившийся под влиянием Турецкого султана» (с. 22).

3. «Шапсуги. Они разделяются на больших и малых по двум разным участкам, на которых они обитают. Участок занимаемый большими Шапсугами находится на Нижней Кубани и граничит с юга главным хребтом, с запада р. Адекум, которая составляет границу между Шапсугами и Натухажцами; с востока р. Псекупс отделяет Шапсугов от Абадзехов и наконец на севере границу составляет Нижняя Кубань. - Участок малых Шапсугов прилегает к восточному берегу Черного моря и граничит с севера главным хребтом, а с юга р. Шахе, за которой живут Убыхи» (с. 23).

4. Натухажцы (Натхокуадж). .Земли его простираются по восточному берегу моря, от р. Джубы до крепости Анапы и граничат на севере с нижней Кубанью и главным хребтом. . Между Шапсугами нет князей, а есть дворяне, из них особенно важны фамилии Шеретлуко, Аббат и Немере. - К этому же племени принадлежит замечательное приморское общество Тагапс, в верховьях реки того-же имени». (с. 23).

5. «Шегеки или Хеаки [Хэгъак1э]. Шегеки составляли прежде особое владение Бея Магомета Занова, бежавшего в Турцию, где он был известен под именем Сефер-Бея. Теперь они живут между Натухажцами, занимаются торговлею и строгие мусульмане» (с. 24).

6. «Абадзехи. Земли их граничат на в. р. Белой, к югу главным хребтом, отделяющим их от Убыхов и малых Шапсуг, к з. р. Афипс, за которою живут большие Шапсуги, и наконец к с. Бжедухами, живущих на низовьях рр. Пчага [Пщэх], Псекупса и Афипса. Абадзехи разделяются на нагорных или дальних и на равнинных или ближних. Общества дальних Абадзехов нам не известны. - Из обществ ближних Абадзехов могу поименовать: Туба, Темдаши, Даур-хабль, Джангет-хабль, Гатюко-хабль, Нежуко-хабль и др.» (с. 24).

7. «Гатюкай — живут по р. Белой, близ ее устья. Один аул при устье Лабы. К важнешим фамилиям принадлежат: Керкеноко (старшие князья), Доброко, Шоган-Гирей (султаны), Батоко, Шуманку, Кодз, Кабахо, Хавшуко, Тамуко и др.» (с. 25).

8. «Бжедухи -- занимают земли по левую сторону Кубани, по низовьям рек Пшиша и Псекупса до границы Шапсугов. - Бжедухи... разделяются на Черченейцев и Хамышейцев. Старшие князья у Бжедухов Керкеновы, одной фамилии с Гатюкаевскими князьями. Они находятся в тесных связях с Абадзехами. Дворянские фамилии те же самые, что и у Гатюкаевцев» (с. 25).

9. «Жанеевцы, некогда могущественное племя, подвергшееся разорению от военных смут, бывших в 1804 году. - От него уцелел небольшой остаток, живущих теперь на острове, образуемом двумя рукавами Кубани и известном по именем Каракубанского» (с.26).

10. Кемгуй (или Кемиргой и Темиргой) и Егерукай — обитали на левом берегу р. Лабы, близ впадения ее в реку Кубань, оба эти племени находятся под властью князей Болотоковых» (с.26).

11. «Бесленеевцы — жили на правом берегу Большой Лабы и по рекам Большому и Малому Тегеням (Гегене и Гегенезии), впадающим в Уруп» (с.26). В 1843 году они, по наущанию Хаджи-Магомета, бежали было за Лабу и поселились по реке Ходзу, но после смерти старшего князя Айтека Канокова, они в 1844 г. возвратились в наши пределы. В 1847 г. возвратился из Мекки Канамат Тляходуко, еще до того ревностно вызывавший Бесленеевцев к восстанию и бегству за Лабу и Белую» (с. 26).

12. «Махошевцы -- на левом берегу Лабы, выше Гатюкой. Старшие князья у них Багарсуковы, Кабардинского происхождения. Самый важнейший их аул. Тлабугой» (с.26).

«Кроме названных черкесских племен есть еще другие, как например Чёбсины [Цопсынэхэр — Н.Г.], остатки коих подобно Хегекам уцелели между Натухажцами, Адале и др., но как об них нет почти никаких сведений, то я не считаю нужным вносить их в свой перечень» (с.27).

«Убыхи не имеют князей, но за то класс дворян у них многочислен и силен; главные фамилии, Берзек и Дишан, не имея никакой признанной власти, пользуются однако же большим влиянием не только на свой народ, но и на остальных Черкесов и Джигетов. Убыхи тесно связаны родством и присягою с Абадзехами, с которыми составляли прежде один народ, живший на юго-западной покатости главного Кавказского хребта» (с. 27).

Словарь использованных Ад. Берже слов, обозначающих названия племен, рек, местностей,

и собственных имен, фамилии:
Абадзехи

Аббат Адакум Адале Адыге

Айтек Каноков

Анапа Афипс Ахей

Багарсуковы Батоко

Беглые кабардинцы

Белая Берзек
Крым

Кубань

Лаба

Магомед Занов (Сефер-Бей)

Малая Кабарда

Малка

Махошевцы

Моздок

Натухажцы (Натхокуадж)

Немере

Псекупс

Пчага [Пщех]

Пшиша

Санихи [видимо, Жанеевцы]

Бесленеевцы

Бжедуги

Болотоковы

Большая Кабарда

Гатюкай [Хьатикъуай]

Гатюко-хабль [Хьаткъохьабль]

Даур-хабль

Джангет-хабль [Джанчэтэхьабль]

Джуб [Джубга -- Жьыубгъу]

Джигиты

Дишан

Доброко

Егерукай

Жанеевцы

Зихи

Кабарда

Кабардинцы (Кабертай)

Кабахо

Кавказ

Канамат Тляходуко Каракубань

Кемгуй (Кемиргой, Темиргой) Керкеноко [Чечанэкъо] Керкеты Кодз
113 Синды Тагапс Тамуко

Тегена (Гегена или Гегенезий)

[Джэджэин и Джэджэжъый]

Темдаши

Тлабгой

Туба

Убыхи

Уруп

Хавшуко

Хаджи-Магомет

Хамышкейцы

Черкесская долина

Черкесы

Черное море

Чеченцы

Чёбсины [Цопсынэхэр — племя]

Шапсуги

Шахе

Шегеки (хеаки) [хэгъак1э] Шеретлуко

Шоган-Гирей (султаны) [Шыхьанчэрый] Шуманоко [Шумэныкъо].
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх