По Абазгам, есть веские основания считать и их адыгоязычным (возможно убыхоязычным) народом, в определенный период своей истории полностью растворившимся в апсилах, санигах, лазах и др. народах региона Западной Грузии. Оставивший после себя помимо всего прочего и название местности своего былого обитания - Абазгия, Авазгия, Абхазия.
. В приморской части южная этническая и политическая граница Абхазии до конца 70-х гг. XVII в. проходила по нижнему течению р. Кодор. А. Ламберти, живший в Мегрелии с 1633 по 1650 г., отмечал: «Границей со стороны абхазов, или абасков является река, называемая местными жителями Кодор (Coddors)». У него же: «Совершенно так, как Фазис отделяет Мегрелию от Грузии, так и Кодор отделяет ее от Абхазии, и подобно тому, как за Фазисом мегрельский язык сменяется сразу грузинским, так и за Кодором сменяется абхазским... Сейчас же после переправы через Кодор обитают абхазы со своим языком». (Цит. по: Анчабадзе З. В. Из истории средневековой Абхазии (VI-XVII вв.). СухуПо Абазгам, есть веские основания считать и их адыгоязычным (возможно убыхоязычным) народом, в определенный период своей истории полностью растворившимся в апсилах, санигах, лазах и др. народах региона Западной Грузии. Оставивший после себя помимо всего прочего и название местности своего былого обитания - Абазгия, Авазгия, Абхазия..
В приморской части южная этническая и политическая граница Абхазии до конца 70-х гг. XVII в. проходила по нижнему течению р. Кодор. А. Ламберти, живший в Мегрелии с 1633 по 1650 г., отмечал: «Границей со стороны абхазов, или абасков является река, называемая местными жителями Кодор (Coddors)».
У него же: «Совершенно так, как Фазис отделяет Мегрелию от Грузии, так и Кодор отделяет ее от Абхазии, и подобно тому, как за Фазисом мегрельский язык сменяется сразу грузинским, так и за Кодором сменяется абхазским... Сейчас же после переправы через Кодор обитают абхазы со своим языком». (Цит. по: Анчабадзе З. В. Из истории средневековой Абхазии (VI-XVII вв.). Сухуми: Абхазское государственное издательство, 1959. С. 296).
На стр. 134-135 Мари Броссэ читаем: "Djikheth, pays des Djikh.... volgairement Circassie" - Джикет, страна Джиков... обычное название Черкессии. Не случайно, Дюбуа де Монперэ в своей книге относит Джикетию и джиков к адыгам и Черкессии.
А вот еще одна интересная информация. У многих народов обозначения ветров носят этнические названия. Например, ветер, дующий со стороны Афганистана в Среднюю Азию называется АФГАНИ " афганец", "афганский", мегрелы южный ветер называется ЦIанищ/ЦIанис бориа "цIанский ветер", он дует с южной стороны, где раньше древнегреческие и римские источники располагали Тзаннику/Тсаннику. Абхазы называли северный ветер, дующий со стороны Новороссийска АЗАХЪУ ПША "северный, черкесский ветер", тот ветер, который современные абхазы называют "новороссийский ветер". И самое интересное, что этот же ветер носил у грузин название ДЖИКЕТИС КАРИ "ветер Джикети", "джикетский ветер". Идентичность абхазского АЗАХЪУ ПША и грузинского ДЖИКЕТИС КАРИ установлена абхазским лингвистом (мегрельского происхождения) Багратом Петровичем Джанашия. Как мы видим, здесь абхазское Азахъу и грузинское Джики обозначают один и тот же народ - адыгов (черкесов).
Джики и Джикети грузинских источников, убыхские джыхы, абхазское Азахъуа/Азухъуа/Зыхъуны, греческие Zikhoi/Zighoi/Zigoi были адыгами (черкесами), но не абхазами и абазинами.
Абхазы по наблюдениям Ш.Д. Инал-ипа не знали слова убых, они называли их аублаа или агухъауа, это сейчас в новых абхазских словарях появилось это название. С другой стороны, абазины называли агухъауа только адыгов и этот термин у них еще бытует. Так что, абхазы и абазины называя одним и тем же этнонимом агухъауа адыгов и убыхов, по существу объединяли их и считали их одним народом.
В любых языках есть слова с прозрачной этимологией, которые не требуют особых усилий и прибегания к услугам исторической фонетики. Примером может служить убыхский гидроним Бзыбы, который прозрачен и означает многоводная, большая река. Его коррелятом является адыгское название Псыбэ, такой же прозрачный гидроним, означающий "многоводная, большая река". Казалось, что здесь все ясно, однако, Слава Чирикба, прибегнув к "исторической фонетике", непродуктивно используя время и материал, пришел к такому выводу, что абхазы имели прямое отношение к этому гидрониму. Вот эта кажущаяся солидность в работе и напрасное усложнение этимологии не принесло никакого результата. А почему? А потому, что он за основу своего анализа взял не убыхское название Бзыбы, которое было и так ясным, а искаженные абхазское название Бзып, название, которое не отражено ни в одном языке мира, а Бзыбь, Bzyb, Bsyb, что отражает убыхское оригиральное название. Бзыбы, Псыбэ такие же слова с прозрачной этимологией, как абхазские араду<ара+ду, "большой, грецкий орех", Арасадзыхъ "ореховый источник" и т.д. Здесь тоже нет необходимости прибегать к исторической фонетике, чтобы объяснить эти слова.
Константин Порфирогенет, византийский император, один из образованнейших людей эпохи, автор трактата «Об управлении империей» 948-952 гг., дал следующее географическое и этнополитическое описание региона Зихии и Авасгии: «Из Меотидского озера выходит пролив по названию Вурлик и течет к морю Понт; на проливе стоит Боспор, а против Боспора находится так называемая крепость Таматарха. Ширина этой переправы через пролив 18 миль. На середине этих 18 миль имеется крупный низменный островок по имени Атех. За Таматархой, в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис, на которой находится крепость, одноименная реке, простирается страна Зихия. Ее протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии - страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор - страна Алания. Вдоль побережья Зихии [в море] имеются островки, один крупный островок и три [малых], ближе их к берегу есть и другие, используемые зихами под пастбища и застроенные ими, - это Турганирх, Царваганин и другой островок. В бухте Спатала находится еще один островок, а в Птелеях - другой, на котором во время набегов аланов зихи находят убежище. Побережье от пределов Зихии, то есть от реки Никопсиса, составляет страну Авасгию - вплоть до крепости Сотириуполя. Она простирается на 300 миль». (Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: «Наука», 1991. С. 175-177).
Сотириуполь (греч.: Σωτηριούπολη, т.е. "Спасоград"), древний город в Трапезундской империи. Был расположен у побережья Черного моря.
Бромберг J. Bromberg предложил искать архиепископский центр Сотириуполь на понтийском побережье.
Павел Ингороква в 1956 году выдвинул новое положение, по которому отождествил Сотириуполь с городом Оф близ Трапезунда, восточнее его.
Юрий Воронов считал, что Сотириуполь должен находиться в районе Трапезунда.
Сергей Николаевич Малахов считает, что Сотириуполь лежит на побережье Чёрного моря в окрестностях Трапезунда.
Никакого города с названием Никопсис на реке Негепсухо не было. Здесь самое обычное, банальное созвучие названий. Ни на одной их древних карт такое название в этом регионе не было обнаружено. Город Никопсис располагался на месте современного Нового Афона. Почитайте Историю Нового Афона Г. Амичба и Вы найдете там такие названия как Никопсия, Никофа, Никопсис, Никосия и, наконец, Анакопия. На генуэзских картах есть эти названия, именно, в районе современного Нового Афона. Никопсис, Никопсия находился на границе между Абхазией и Джикети (страны Джиков).
Достоверно известно, что апостол Симон Кананит, находился в г. Себастополисе (нынешний Сухум), где его оставил Андрей Первозванный и отправился в Джикети, что бы вести там проповедь христианства. Симон Кананит умер в Себастополисе и был погребен в Никопсисе (Никопсии), в Новом Афоне, где находится Симоно-Кананитский монастырь. Никопсис был, как указано выше, пограничным городом, на границе Абхазии и Джикети (страны Джиков). Кроме того, то ли на фронтоне церкви, то ли в другом месте, была обнаружена надпись, говорящая о том, что в Новом Афоне была кафедра ЗИХСКОЙ ЕПАРХИИ.
Что же касается Негепсухо, то название этой реки было использовано для утверждений, что там находился город Никопсис, чтобы отодвинуть подальше, на северо-запад, границу Абхазии. Однако, города с таким названием в Новомихайловке никогда не было. Там обнаружили какие-то развалины, но была ли это церковь или остатки крепости, никто не знает. Таких развалин на Черноморском побережье много, и отсюда не вытекает, что здесь был город с таким нименованием. Понимая абсурдность такого положения, абхазские археологи Бгажба и Воронов сочли за благо уточнить эту границу и перенести ее в район нынешнего Цандрипша.
Никопсис являлся пограничным городом, за которым начиналась страна Джиков (адыгов согласно грузинским летописям). Отсюда можно сделать вывод, что граница Авазгии (Абасгии), которая подчинялась в то время Риму, находилась рядом с Новым Афоном. Далее, влияние Рима не рапространялось.
Никопсию рассматривали, как границу греческих пределов (Римской империи).
Профессор Заза Алексидзе, основываясь на результатах исследований учёных и археологов, а также сохранившихся письменных источников, обнаруженных им самим, считает, что Келасурская стена строилась в VI веке во время правления византийского императора Юстиниана из камня и должна была защитить византийскую Абасгию от вторжения племён с Северного Кавказа. В то время как Леван II Дадиани лишь достроил стену деревянными сооружениями в XVII веке.
Никопсис или Никопсия (греч. Νικόψις) - средневековая крепость, расположенная на одноименной реке. Фигурирует в средневековых греческих источниках как византийский форпост, на границе между Зихией и Абазгией. Являлся центром христианства в регионе, известном как Зихия, считался местом захоронения апостола Симона Кананита (Ханаанский).
Никопсис был резиденцией византийского епископа Zichia (Зихийская епархия), вероятно, основанной при Юстиниане в VI в.
Из этого следует, что граница византийской Авасгии на юге проходила близ Трапезунда, а на севере - Новый Афон.
Зихия начиналась от Нового Афона на юге и простиралась до устья Кубани (Укрух). Т.е. протяженность Зихии в 300 миль и протяженность Авасгии в 300 миль, Багрянородный указал с большой точностью.
На фрагменте карты четко видна локализация р. Никосия (Никопсия), на месте нынешнего Нового Афона, между Пицундой и Себастополисом.
Свежие комментарии