На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Являются ли пятигорские черкесы кабардинцами

В последнее время некоторыми псевдоучеными, имеющими отдаленное отношение к исторической науке, утверждается, что пятигорскими черкесами являлись не кабардинцы, как пишут практически все авторы, посетившие данный регион в разное время. Посмотрим, что писали по этому вопросу сведущие люди.....

Являются ли пятигорские черкесы кабардинцами

В последнее время некоторыми псевдоучеными, имеющими отдаленное отношение к исторической науке, утверждается, что пятигорскими черкесами являлись не кабардинцы, как пишут практически все авторы, посетившие данный регион в разное время.

Посмотрим, что писали по этому вопросу сведущие люди...


Население Пятигорья издревле было многонациональным. В XV-XVIII веках здесь соприкасались три народности - адыгов, абазины-тапанта и ногайцы. Однако основным населением Пятигорья вплоть до начала XIX века были кабардинцев. Территория региона наряду с частью Верхнего Прикубанья являлась западной частью Большой Кабарды. В XVIII-XIX веках западные территории Кабарды местным населением воспринимались как Атажукей - владения князей Хьэтlохъущокъуэ (Атажуко). Северной границей своих владений кабардинские князья считали реку Томузловку, западной - долину Большой Лабы.


В кабардинских преданиях и легендах наибольшая вершина Пятигорья - гора Бештау (по-кабардински lуащхьитху или более позднее Бещто) - выступает как одна из главных гор адыгского эпоса. С ней связано предание о гибели нарта Сосруко и князя Лавристана.
Памятники кабардинской культуры в районе Пятигорья представлены многочисленными курганными группами в верховьях Кумы и в долине Подкумка. Вспомним курган знаменитого кабардинского пши Асланбека Къетыкъуэ (Кайтуко), умершего от падения с коня во время объезда северных границ Кабарды (в районе современных Минеральных Вод) и похороненного там же в кургане.

Судя по письменным источникам, топографическим картам, устным преданиям, топонимам и археологическим данным, в Пятигорье до середины ХlХ века сохранялось значительное по численности адыгское и абазинское население. Адыго-абазинские селения Абуков, Аджиев, Али Конов, Атажукин, Бабуков, Бекмурзин, Джантемиров, Джемурский, Кармов, Каррас, Кошев, Кумско-Лоовский, Махуков, Росламбек, Трамов и др. располагались в долинах Подкумка и Кумы. В северной части района находились ногайские селения: Ильмурзино, Калмыкаев, Канглы, Найманов, Наурузов, Султановский.


В 1804-1807 адыго-абазинское и ногайское население Пятигорья значительно пострадало от эпидемий чумы, других заболеваний и военных действий. Между тем археологические памятники адыгов в этом районе весьма многочисленны до сих пор. Весьма результативные полевые исследования курганов в районе Пятигорья были проведены в 1881-1882 археологом Д. Самоквасовым. Наиболее представительными оказались два могильника у колонии Николаевской. У Николаевского пруда Самоквасов раскопал 105 курганов. Они оказались типичными памятниками старокабардинской эпохи.

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх