В 1861 г. император Александр II приезжает на Кавказ. Для адыгов появилась, как им тогда казалось, возможность урегулировать отношения с Россией. Встреча с российским императором состоялась 11 сентября 1861 г. на Тамани. Царь внимательно выслушал просьбу горцев не выселять их «с тех мест, где родились и жили.
.. отцы и деды», взамен чего они выразили готовность признать подданство России. В ходе второй встречи, состоявшейся 16 сентября в верховьях реки Фарс, Хаджи Герандук Берзек в обращении к царю подтвердил готовность горцев принять русское подданство при условии, что горцев оставят на родной земле. Как свидетельство¬вал И. В. Бентковский, «горцы повели было речь как представители воюющего народа и даже наметили несколько условий мирного до¬говора, но государь быстро их прервал»33. Для России такие условия были неприемлемы - ей нужны были эти земли, но без населения. В подтверждение остается лишь процитировать слова русского генерала Фадеева: «[России] земля закубанцев нужна была, в них самих не было никакой надобности»34. Вполне понятно, какой ответ мог последовать на условия и просьбы горцев. Все они в категорической форме были отклонены. «Даю вам месячный срок одуматься, - заявил император. - Через месяц вы должны объявить графу В 1861 г. император Александр II приезжает на Кавказ. Для адыгов появилась, как им тогда казалось, возможность урегулировать отношения с Россией.Встреча с российским императором состоялась 11 сентября 1861 г. на Тамани. Царь внимательно выслушал просьбу горцев не выселять их «с тех мест, где родились и жили... отцы и деды», взамен чего они выразили готовность признать подданство России. В ходе второй встречи, состоявшейся 16 сентября в верховьях реки Фарс, Хаджи Герандук Берзек в обращении к царю подтвердил готовность горцев принять русское подданство при условии, что горцев оставят на родной земле. Как свидетельство¬вал И. В. Бентковский, «горцы повели было речь как представители воюющего народа и даже наметили несколько условий мирного договора, но государь быстро их прервал». Для России такие условия были неприемлемы - ей нужны были эти земли, но без населения. В подтверждение остается лишь процитировать слова русского генерала Фадеева: «[России] земля закубанцев нужна была, в них самих не было никакой надобности». Вполне понятно, какой ответ мог последовать на условия и просьбы горцев. Все они в категорической форме были отклонены. «Даю вам месячный срок одуматься, - заявил император. - Через месяц вы должны объявить графу
Евдокимову, желаете ли вы перейти на места, указанные вам по р. Кубани, или же переселяйтесь в Турцию».
Несмотря на жесткую позицию царя, Герандук Берзек передал ему письменное прошение меджлиса, так называемый «Меморандум союза черкесских племен», с просьбой рассмотреть его. Доку¬мент оказался у генерала Евдокимова, которому царь поручил ознакомиться с «Меморандумом...» и дать ответ горцам. Встретившись с адыгскими послами в октябре 1861 г. в укреплении Майкопском, Евдокимов посоветовал им признать подданство России и принять все ее требования.
В подтверждение своих намерений русское командование возобновило военные действия с удвоенной жестокостью, уничтожая все на своем пути, при каждой возможности давая понять горцам, что переселение в Турцию самый оптимальный для них выход из этой кровопролитной войны.
В этих условиях в июне 1862 г. адыгский меджлис принял решение просить о помощи у правительств Англии, Франции и Турции. Было организовано посольство во главе с убыхом Исмаилом Баракай Дзиаш (Дзепш), но добиться реальной помощи ни от одной из названных стран не удалось. Турция уже была слишком слаба, чтобы оказать сопротивление России, Англия же, которая к тому времени уже не делала ставки на кавказских горцев в Восточном вопросе, потеряла интерес к Черкесии. Хаджи Герандук, Исмаил Дзиаш и другие военно-политические лидеры Черкесии поняли, что остались один на один с могущественной Россией, с владычеством которой им придется смириться или они будут полностью уничтожены. Выбор был сделан: подавляющее большинство горцев, а убыхи - все до единого - предпочли жизни под властью русского царя, так обманувшего их надежды, уход в далекую Турцию. Этот выбор для многих из них стал роковым, но тогда еще никто не мог и подумать о том, что ожидает их впереди.
Последняя, но безнадежная попытка урегулировать отношения с Россией была предпринята в марте 1863 г., когда некоторые «по-четные убыхи» во главе с Берзеком ездили к владетелю Абхазии М. Шервашидзе за советом. Тот лишь посоветовал им принять условия русских.
"Убыхи - ушедшие во имя свободы"
М. Г. Хафизова
Свежие комментарии