Бесклассовая структура общества сохранялась на Се-верном Кавказе вплоть до средневековья. Рабский труд ис-пользовался в крайне незначительной степени. Категория рабов пополнялась, как правило, за счет военнопленных. Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народных собраний (Хасэ), представлявших со¬бой советы старейшин, которые собирались для решения каких-либо проблем отдельного аула или целого региона.
Решения Хасэ были обязательными для всех; они были равнозначными статьям Конституции и соответствовали требованиям адыгского этикета. На советах старейшин, которые обычно проходили в хъак1эщ (гостиных), обсуждались новости, возникающие проблемы, способы их разрешения. Другими словами, они были своего рода школой жизни, народными университетами.Бесклассовая структура общества сохранялась на Се-верном Кавказе вплоть до средневековья. Рабский труд ис-пользовался в крайне незначительной степени. Категория рабов пополнялась, как правило, за счет военнопленных. Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народных собраний (Хасэ), представлявших со¬бой советы старейшин, которые собирались для решения каких-либо проблем отдельного аула или целого региона. Решения Хасэ были обязательными для всех; они были равнозначными статьям Конституции и соответствовали требованиям адыгского этикета.На советах старейшин, которые обычно проходили в хъак1эщ (гостиных), обсуждались новости, возникающие проблемы, способы их разрешения. Другими словами, они были своего рода школой жизни, народными университетами.
Желанными гостями и полномочными представителями хъак1эщ являлись джэгуак1о, путешествовавшие из аула в аул. Эти профессиональные поэты, певцы, артисты, распорядители празднеств не только бережно сохраняли фольклор. Коллективы джэгуак1о морально поддерживали воинов в бою, воспевая храбрецов, а также стыдили, высмеивали нарушителей традиций, наказывая их острым словом и песней, которые тут же оказывались «на слуху» у народа.
Народы Северного Кавказа спустя несколько столетий после принятия христианства и ислама все еще продол¬жали придерживаться языческих верований, поклоняясь своим старым богам: Тхъашхо (Богу неба), Шыблэ (Богу грома), Псатхьэ (Богу души), Мэзытхъэ (Богу леса), Лъэпщ (Богу кузнечного ремесла), Псытхъэ (Богу воды), Хытхъэ (Богу моря) и др. 8 Каждому из этих адыгских богов соответствовали свои у каждого народа Северного Кавказа. Черкесы были убеждены в существовании загробного мира (хъэдырыхэ), который у них не ассоциировался с образом страшного места наказания, как это
было принято во многих религиях; они верили в то, что некоторые сильные «чистые» люди редко, но посещают загробный мир и потом возвращаются.
В период средневековья в социальной структуре се-верокавказских народов произошли определенные из-менения. Частная собственность на землю, сопровождав-шаяся зарождением и развитием феодальных отношений, способствовала классовому разделению общества. Новая социальная структура в основном получила распростране¬ние на равнинных территориях, где обитали кабардинцы, бесланеевцы, бжедуги, мамхеговцы, егерухаевцы, махоши, хатукайцы, а также в Абхазии и Дагестане.
Другая часть населения придерживалась демократиче-ской структуры общества, существовавшей с древнейших времен в горной местности Северо-Западного Кавказа и Чечне и сохранившейся здесь и в более позднее время.
В XVI-XVIII вв. феодализм прочно пустил корни в Абхазии и у некоторых адыгских субэтносов. Например, в Кабарде в вассальной зависимости князя Алегукина находились 100 дворян и более 2000 крестьян; князю Ибакову принадлежали 40 селений, в которых проживали своей территории с последующими внезапными атаками, отвоевывали занятые русскими районы.
В 1790 г. объединенные турецкие и черкесские силы во главе с комендантом Анапы Батал-пашой вытеснили российские войска за Кубань. Однако в момент решительного удара Батал-паша приостановил продвижение османо-черкесских отрядов. Такое решение было принято несмотря на то, что кавказцы обещали Батал-паше, что в случае перехода за Кубань он получит 100-тысячное подкрепление из Кабарды, Чечни и Дагестана. Поход за¬вершился тем, что Батал-паша, прихватив османские казенные деньги в 800 кесе золотом, укрылся в России .
Таким образом, был упущен великий шанс для всего Кавказа. Несмотря на это ни имам Мансур, ни другие кав-казские лидеры того времени не увидели никакого обмана в политике султана на Кавказе. Измена Батал-паши была воспринята черкесами как следствие его личных побуждений. Это видно из личного послания имама Мансура османскому султану от 2 декабря 1790 г.: «...мы прибыли сюда в 1788 г. из Дагестана и Чечни, когда комендантом Анапы был Мустафа-бей, чтобы служить величайшему мусульманскому государству. Мы еще оставались в Анапе, когда комендантом крепости был назначен Батал-паша. Не разделив его методы руководства, мы в 1789 г. вернулись в свои села в Дагестане и Чечне. Затем решили довести до сведения султана величайшего мусульманского государства положение в Дагестане и Кабарде. Результатом
нашей переписки со Стамбулом стало назначение глав-нокомандующим на Кубани Батал-паши, который пожелал, чтоб мы тоже склонили головы перед ним. Приняв эти условия, наши войска во главе с Батал-пашой преследовали противника до р. Кубань. Вдруг Батал-паша приостановил наступление и, перейдя на сторону врага, изменил Османской империи.
Невзирая на это мы, считая себя подданными осман Имам мского государства, днем и ночью сражались с гяурами. Теперь мы просим Вас как можно скорее прислать в Дагестан и Кабарду некоторое число солдат с пушками и боеприпасами. Надеюсь, что с помощью Аллаха Вы издадите повеление для удовлетворения нашей просьбы».
Такая помощь не была оказана, так как османское руководство опасалось авторитета имама Мансура перед кавказскими народами и идеи независимого Кавказа. Еще когда комендантом Анапы был Биджаноглу Али- паша сообщал в своем рапорте в 1785 г. следующее: «Действия имама Мансура вызывают у меня тревогу, они могут разрушить налаженные связи между Россией и Османской империей».
Несмотря на такое положение кавказцы еще один год защищали Анапу. В июле 1792 г. русские войска оккупировали Анапу и имам Мансур попал в плен.
На протяжении 1796 г. объединенные военные силы русских, калмык и казаков, численностью в 50 тыс. совершали походы в районы рек Кубани и Терека, устраивая резню, погромы и грабежи. Эти отряды под командованием калмыкского хана Дондук-Омбо были рассеяны в результате партизанских ночных нападений черкесов.
XIX век
В 1783 г. Грузия, оказавшаяся не в состоянии более противостоять Ирану и Османской империи, вынуждена была просить Россию о покровительстве. 16 февраля 1801 г. Россия объявила о присоединении территорий Грузии и Абхазии к империи. В то время как Грузия восприняла это присоединение без особых реакций, абхазцы же встретили его с серьезным протестом и сопротивлением. Абхазия не дала растоптать свою независимость.
После оккупации и присоединения Грузии русские войска уже угрожали с юга. Таким образом стало совершенно очевидным, что Россия планирует полное завоевание Кавказа.
В 1803-1804 гг. кавказские отряды оказывали сопротивление российским войскам. Нанеся подряд несколько поражений русской армии они укрепились на рубеже Дон-Маныч. Совместное выступление кавказских сил принесло великую пользу.
Османская империя, проигравшая два раза войну с Россией, вынуждена была признать по Кючук- Кайнарджийскому и Ясскому мирным договорам Кабарду частью Российской империи (так фактически власть османов не распространилась на территорию Северного Кавказа. - У. Б.). После оккупации Грузии путь по суше до Тифлиса должен был проходить через Кабарду и Осетию. В связи с этим Россия начала предпринимать определенные действия для оккупации Кабарды, т. е. она одних прорусских кабардинских князей одаривала (звания, подарки, жалованье и др.), а других объявляла давнишними врагами. Такая двуличная политика царизма вынуждала отдельных кабардинских князей искать поддержку у Ирана и Османской империи, устанавливая с ними союз против России. Кабарда два раза пыталась наладить дружественные отношения с Ираном: первый раз во время русско-иранской войны в 1804 г., а другой — в период военно-экономической изоляции страны в 1807-1810 гг. А в ходе Русско-турецкой войны в 1806 г. прилагала усилия в получении помощи со стороны османского государства против России.
В эти годы вспыхнувшая эпидемия чумы охватила большую часть Кавказа. В результате этой эпидемии, свирепствовавшей до 1808 г. и унесшей много жизней, численность населения в Центральном Кавказе уменьшилась в несколько раз.
Эта заразная болезнь, называемая адыгами «емынэ уз», нанесла большой человеческий урон, а часть вынуждена была бежать в другие районы Кавказа: в 1820 г. население Кабарды составляло лишь половину численности кабардинцев 1740 г.»
Ввиду такого плачевного состояния Россия не пред¬приняла нового нападения. С другой стороны, французские войска во главе с Наполеоном продвигались в глубь России. Благодаря суровой зиме русской армии удалось победить французов (1814).
После нескольких лет подготовки часть русской армии, победившей Наполеона, под командованием Ермолова перебрасывается на Кавказ. Их продвижение в Адыгее было приостановлено, но в 1822 г. войска оккупировали Кабарду.
В 1824-1825 гг. убыхи, абадзехи и шапсуги совместными усилиями освободили Абхазию из-под российского владычества.
У. Н. БЭРЗЭДЖ "ИЗГНАНИЕ ЧЕРКЕСОВ
Нальчик ПРИЧИНЫ и ПОСЛЕДСТВИЯ"
Свежие комментарии