Если Жорж Дюземиль утверждает, что можно прочитать надписи на камнях на убыхском языке, тогда встает вопрос: каким образом убыхи оказались на земле хатитов? Кто их предки: хаты или хетты? Известные ученые давно пишут о том, что надписи на хаттских камнях прочитываются на языках предков адыгов, убыхов, абазин и абхазов, которые некогда составляли единый язык.
Из расшифрованных слов сто пятьдесят адыгские. Ученый Нурбий Ловпаче, известный своими изысканиями по истории адыгов, считает хаттов нашими предками. Он подтверждает существующее в научной среде мнение, что хатты являются протоадыгами. Почему же убыхи, представляющие собой сейчас такую ценность для изучения истории человечества, слетели с дерева жизни, как осенние листья? Вот они сидят передо мной, последние из уходящего навеки народа, и их воспоминания и рассказы – как затихающий шепот-шорох этих листьев. И можно ли вычеркнуть их из числа ныне живущих народов, пока жив хоть один убых?Если Жорж Дюземиль утверждает, что можно прочитать надписи на камнях на убыхском языке, тогда встает вопрос: каким образом убыхи оказались на земле хатитов? Кто их предки: хаты или хетты? Известные ученые давно пишут о том, что надписи на хаттских камнях прочитываются на языках предков адыгов, убыхов, абазин и абхазов, которые некогда составляли единый язык. Из расшифрованных слов сто пятьдесят адыгские. Ученый Нурбий Ловпаче, известный своими изысканиями по истории адыгов, считает хаттов нашими предками. Он подтверждает существующее в научной среде мнение, что хатты являются протоадыгами. Почему же убыхи, представляющие собой сейчас такую ценность для изучения истории человечества, слетели с дерева жизни, как осенние листья? Вот они сидят передо мной, последние из уходящего навеки народа, и их воспоминания и рассказы – как затихающий шепот-шорох этих листьев. И можно ли вычеркнуть их из числа ныне живущих народов, пока жив хоть один убых? Известно, что любой народ, борющийся за свое место в этом мире, должен свято оберегать свой язык, свои традиции, самосознание. Плюс еще память. Человек должен спрашивать себя: кто я, откуда родом? Вот мои соплеменники считают себя убыхами. Но кто они были в давние времена, что оставили культуре народов мира, кто их герои, куда уходят корни народа? Увы, не могу ответить, потому что история убыхов не была написана, не осталось даже воспоминаний. И все же – кто они, убыхи? АПЭХУ Убыхи, без всякого сомнения, были сыновьями Кавказа. Это подтверждено трудами ученых. В письменных источниках V – VI веков этноним "апэху" передается как "брух", жили они близ Сочи на территории, которая носила название исчезнувшей речки – "Брухонта". Как свидетельствовал Услар, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их "убых", в то время, как себя этот народ называл "апех" или просто "пех". Земли убыхов были разделены на три части. Эвлия Челеби, турецкий путешественник, посетивший эти места в сороковых годах XVII века, пишет, что часть убыхов жила на берегах рек Псезуапсе, Сочи и Хоста, углубляясь своими землями в горы. Разноязычность убыхов стала одним из источников версий об их этнической принадлежности. Исследователи прошлого отмечали на побережье, особенно в районе нынешнего Сочи, распространение адыгского, убыхского и абазинского языков, признавая при этом господство первого. Убыхи, жившие в горах, сохранили свой убыхский язык, который специалисты относили к адыго-абазино-абхазской ветви северокавказской языковой семьи. Территория убыхов доходила до самого моря. На Субешхе, там, где кончается долина реки Шахе, обитали убыхи и шапсуги. В сороковых годах XIX столетия убыхами правил род Атквей, но к концу Русско-Кавказской войны своими предводителями они выдвигали людей из рода Берзедж. На левых притоках реки Сочи находилось селение легендарного Берзеджа Гирандука хаджэ. На правом берегу, вблизи впадения в нее реки Агуа находилось село известного предводителя Берзеджа Дагамуко Исмаила хаджэ. В верховьях реки Шахе находилось селение Бабуко Алим-Гирея. От реки Шачэ (Сочи) до Агура располагались убыхские и абазинские селения. Из сочинений русского офицера Торнау явствует, что в них насчитывалось до десяти тысяч человек. Однако, точная численность убыхов была неизвестна, отдельные авторы считали, что их насчитывалось более 115 тысяч человек. В годы Русско-Кавказской войны убыхи проживали между реками Шахе и Хоста. Шапсуги соседствовали с ними с севера, а абазины – с южной стороны. До появления русских на Кавказе убыхи были свободным народом, жившим по своим законам и традициям. Большинство из них составляли тфокотли, жили они достаточно обеспечено. Было у них много рабов, столько не было даже у шапсугов и абадзехов, в основном они занимались домашним хозяйством. Высшим сословием являлись орки, как и у шапсугов и абадзехов, но убыхские орки, были влиятельнее. Сто убыхских семей выдвигали одного тхэматэ. Им мог стать человек из знатного рода, имеющий солидный возраст, отличающийся мужеством и красноречием, знающий Коран и искушенный в жизни. Убыхи занимались скотоводством и земледелием, выращивали прекрасные сады и виноградники, разводили пчел, были хорошими мастерами кузнечного дела, изготавливали шелк, любили охоту и путешествия. Это были убыхи, жившие в горах. Селения, расположенные на побережье, больше занимались торговлей. Торговали не только с соплеменниками, но и с Турцией. Адыги не считали торговлю достойным для себя занятием, она не должна была служить основным источником дохода. Торговлей занимались в основном приезжавшие к ним турки, греки и армяне. Даже оказавшись на чужбине, в Сирии, адыги (черкесы) в своих вновь созданных аулах сами не открывали магазины, предоставляя эту возможность арабам и армянам. Но среди убыхов находились умелые торговцы, которые владели кораблями. Благодаря росту торговых отношений причерноморских адыгов с Турцией, мусульманская религия стала распространяться активнее. Ислам находил наибольшее распространение среди знатных убыхов и тех, кто поддерживал активные отношения с турками. Значительное число убыхов все еще оставалось вне зоны активного влияния ислама, именно поэтому при выборе тхэматэ учитывалось знание Корана. Надо отметить, что в условиях войны с Россией, ислам становился идеологией, способной объединить горцев в борьбе за свободу. Однако ислам не смог вытеснить языческие верования убыхов, которые существовали, со временем, иногда переплетаясь с новой для убыхов религией. Убыхи, как и другие адыги (черкесы), продолжали чтить свои священные деревья, поляны, захоронения, имена народных героев. По воспоминаниям Броневского, посетившего в XIX веке черкесское побережье, "они соблюдают отличное уважение к старым дубам, и всякое колено имеет у себя такой дуб на примете. В известные дни, наипаче перед начинанием какого-либо важного дела, как-то перед походом против неприятеля, они становятся хороводом вокруг священного дерева, втыкают в него саблю или другое оружие, затем отправляют обряды, за коими следует пир…" Белл еще застал священную рощу с крестами рода Аубла, побывал на поляне со священными деревьями и несколькими разбросанными могилами. Поляна Располагалась на возвышенном месте в Сочи. "Крест свешивался с ветви огромного старого дуба, к которому он был прикреплен железным подхватом, – писал Белл. – Эта интересная реликвия несомненное доказательство, что здесь когда-то господствовало христианство… Кресты были назначены для приема жертвований, которые заботливо оставляли до тех пор, пока они не превращались дождем и ветром в лохмотья. Некоторые лоскуты указывали на то, что пожертвования были сделаны еще не так давно". Каким образом оказались в одном месте адыгские молитвенные места и кресты? Вейденбаум дает такой ответ: "Уже одна многочисленность священных рощ и почти полное отсутствие христианских храмов по черкесскому побережью доказывает, что почитание священных рощ предшествовало введению христианства, и что проповедь этого последнего или велась недостаточно энергично, или продолжалась очень недолго, успев внушить населению уважение к кресту, воздвигнутому среди рощ и лесов, на местах языческих алтарей. Но затем население, предоставленное самому себе, продолжало жить по-прежнему со своими старыми верованиями и даже самому символу христианства придало значение алтаря языческих божеств…" Однако появление крестов среди адыгов связывать только с одним христианством было бы ошибочным. На древних керамических изделиях адыгов наряду с линейным и линейно-геометрическим орнаментом встречается и солярный знак – равноконечный крест. Он в адыгской мифологии олицетворял огненные силы природы, дающие свет и тепло человеку, видимо, поэтому крест мог означать схему костра. Ученый Ловпаче Нурбий видит в кресте перекрещивающиеся палки-поленья, в костре – символ огня и светила. Крест воспринимался адыгами и как знак солярного (солнечного) культа, указывающего на четыре стороны света. И Вселенную тоже делили на четыре элемента: небо, земля, вода и подземелье. Если с кем-то случалось несчастье, скажем, упал с коня, забодал бык, место, где это произошло, очерчивали в круг, чтобы нечистая сила не могла попасть туда. Этот знак ставился на кувшине или чашке, из которых пил или ел больной. Представлялось, что это изгонит из тела болезнь. Многие авторы, писавшие об адыгах, например, Ж.Б.Тавернье, Л.Е.Люлье, отмечая черкесские кресты, указывали на египетскую форму креста – трехконечную. "Единственный символ предмета поклонения их (адыгов – Авт.), – писал Л.Люлье, – есть деревянный крест особой формы, в виде буквы Т, прислоненный к дереву". Т – для адыга – это символ солнца, Бога. Этим и объясняется особое отношение древних адыгов к кресту, которого защищали ожесточенно, как священные деревья. Когда русские войска в 1837 году высадились на берег Черного моря, адыги (черкесы), чтобы спасти свои священные деревья, обносили их глубоким рвом. Они делали подарки священному дереву, вешали на его ветвях оружие, молились и просили его подарить им удачу во всех делах, исцелить больных, и каждый считал своим долгом защищать его. Народ свято верил в то, что тот, кто срежет ветку с дерева, умрет, а срубивший священное дерево навлечет беду на весь свой род, уничтожение же целой рощи могло привести к гибели целый народ. За нарушение святых обетов предков Бог непременно накажет. Верещагин в своем путешествии по Черноморскому побережью Кавказа в 1870 году наблюдал много священных рощ, чаще всего вблизи покинутых убыхских селений в долинах рек Шахе, Буу и других. Одно дерево Верещагин особо выделил. Это была белолистка из рода серебристого тополя, стоящая на красивой поляне на левом берегу реки Сочи, в одиннадцати километрах от ее устья. Окружность дерева была четырнадцать метров, в диаметре четыре с половиной метра. Под этим деревом убыхи во главе с Берзедж Гирандуко хаджэ в конце марта 1864 года провели последнее народное собрание перед их выселением. В середине XIX века в Кбааде (Красная Поляна – Авт.) находились две священные вековые пихты, вокруг которых располагались каменные памятники и надгробные павильоны старинного кладбища. Под этими пихтами 21 мая (2 июня) 1864 года был проведен парад русских войск и был совершен торжественный молебен по поводу окончания Русско-Кавказской войны. "Убыхи были грамотными, образованными людьми, они были сильными, богатыми и этим выгодно отличались от других адыгских племен", – так говорил Шапсуг Индрис, живший в Иордании. Что делало убыхов сильными? Осознавали ли они свою силу?ДОРОГИ, ВЕДУЩИЕ К РОДНОМУ НАРОДУ
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии