На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Тевтонский Орден: почему Адольф Гитлер так его боготворил?

[i]Тевтонскому ордену не повезло с репутацией. То их псами-рыцарями обзывают, то клянут за все «хорошее», то друзья у них обнаружатся такие, что уж лучше бы их не было...

Тевтонскому ордену не повезло с репутацией. То их псами-рыцарями обзывают, то клянут за все «хорошее», то друзья у них обнаружатся такие, что уж лучше бы их не было.

Тевтонский Орден: почему Адольф Гитлер так его боготворил?

При этом никакой романтики им не досталось. Если госпитальерам досталась романтическая слава, а тамплиерам – мистическая и загадочная, то к тевтонам приклеился нимб тупых швабов, которых на территории бывшего Союза еще и «собаками» обзывают.

Кстати, насчет собак и швабов. В Западной Европе и в самом деле словом «тевтон» называют не только представителей исчезнувшего германского народа, но и тупых, неотесанных солдафонов. И для многих европейцев словосочетание «Тевтонский орден» звучит примерно так же, как и «Орден дуболомов».

Что же до псов, то дело в том, что эти рыцари были рыцарями-монахами. Но при переводе одного текста слово «монах» было переведено неверно. Поскольку звучит оно очень похоже на слово «собака», то и превратились монахи-рыцари, в псов-рыцарей. Так что и здесь не повезло.

Рыцарским орденам вообще довелось несладко. Несмотря на то, что рыцарь как боевая единицы был невероятно эффективной боевой единицей, не имеющей альтернатив в течение многих веков, их объединения чем-то напоминали попытку собрать суперармию из объединения лучших бойцов UFC .

Политические амбиции орденов в конце концов потерпели фиаско, проиграв традиционному объединению на основе национального или языкового родства.

Финансовые амбиции обычно трансформировались в элементарный грабеж, мешавший собственному развитию. Тамплиерам, правда, удалось добиться финансового могущество, но и в этом случае им устроили принудительное фиаско.

Но самое удивительное в том, что и в военном плане никакой такой уж сверхсилы рыцарские ордены не продемонстрировали.

Эпопея с Крестовыми походами на Ближний Восток потерпела поражение. С еретиками дела шли более успешно, но лишь по причине малочисленности последних. С европейскими язычниками успех достался очень высокой ценой и после многочисленных поражений. Не удалось ничего добиться и в конфликтах с православными.

Образовался Тевтонский орден в конце XII века и получил от папы Иннокентия III задачу бороться с врагами католической церкви, защищать немецких рыцарей (как будто эти ребята нуждались в защите) и лечить больных. Отсюда и девиз ордена «Помогать – Защищать – Исцелять».

Надо сказать, что на медицинскую составляющую девиза она «забили» с самого старта, преуспев главным образом не в лечении, а в производстве калек. Помогали они, по сути, только себе самим, да иногда своим союзникам.

Защитники же католицизма из них были весьма двусмысленные. С одной стороны оны чуть ли не всю самую насыщенную часть своей истории посвятили борьбе с языческой Литвой и православной Русью, а с другой – когда в 1308 году тевтонцы захватили Гданьск, они уничтожили почти всех местных поляков-католиков числом около 10 тысяч. Причем вырезали их под лозунгом «Иисус Христос – спаситель мира!».

Жили рыцари жизнью монахов с военным уклоном. Личной собственности они иметь не должны были, как не должны были иметь и семью. Никаких рогатых шлемов они, как в фильме Эйзенштейна не носили, да и слишком тяжелые доспехи – это было немного не их.

Кто-то спросит, причем здесь Эйзенштейн с его фильмом «Александр Невский»? Ведь там о Ледовом побоище с Ливонским орденом.

Все очень просто: Ливонский орден был своего рода филиалом Тевтонского ордена. Всего через несколько лет после формирования Тевтонского ордена в Прибалтике появился Орден Меченосцев.

Этот орден начал «отжимать» к себе местные прибалтийские племена, народы и народцы, с которых к тому времени уже брали дань новгородцы.

Последним такое самоуправство не понравилось, и уже в 1203 году Новгород предпринял первый поход на меченосцев. И так в течение 30 лет, совершая в среднем по походу каждые 4 года.

Военные успехи меченосцев были не слишком убедительными, и они регулярно терпели поражение то от православных новгородцев, то от язычников Литвы. Обидно, наверное.

Последнее поражение от литовцев было сокрушительным и орден, несмотря на помощь от саксонцев и псковичей (нашим предкам случалось и дружить с рыцарями), оказался на грани исчезновения.

Спасительным решением стало присоединение к Тевтонскому ордену филиалом которого, (т. н. «ландмайстерством») стал считаться бывший орден Меченосцев, ставший теперь Ливонским. Так что на Чудском озере били тевтонцев-ливонцев-меченосцев и выбирать можно любое название.

Количество рыцарей в разные эпохи колебалось в довольно широких пределах. Но, как и в других случаях, на каждого рыцаря приходилось несколько оруженосцев, которые в бою бились рядом с рыцарем, а в походе шли рядом с ним.

Именно шли, поскольку кони использовались в походе как вьючная сила, за исключением боевых коней, которые могли использоваться только в бою.

Так что ходоками рыцари были очень неплохими, а все эти картинки из фильмов, где рыцари в доспехах спокойно едут верхом на боевых конях по лесам и долам, имея сумочку с провиантом и плащ – все это воспаленный бред.

Белые плащи с черным крестом носили только братья-рыцари, а оруженосцы, священство и полубраться права на такой наряд не имели, надевая серые плащи. К слову, такая же «дискриминация» шла и в отношении наемных отрядов, помощью которых рыцари тоже не брезговали.

Защитники веры с самого начала своего существования стали подрывать собственную же репутацию. В 1211 году их пригласили защитить венгерскую Трансильванию от половецких вторжений. Вроде бы, хорошее начало.

Но в 1225 году их уже изгоняют из этой страны, поскольку увидели в их действиях попытку создать в Венгрии собственное государство, которое подчинялось бы непосредственно папе римскому.

От позора спасло то, что в 1226 году им поверил польский король Конрад Мазовецкий, которому все никак не удавалось справиться с языческими племенами Прибалтики, наиболее проблемными среди которых были пруссы.

Им были предоставлены определенные земли, после чего рыцари построили около 40 замков, включая Кенигсберг. Однако кампания против язычников затянулась надолго.

С Русью, как известно тоже прогресса добиться не удалось. Наиболее сокрушительное поражение тевтонско-датское войско потерпели от русских в 1268 году во время битвы при Раковаре, где погибших было несколько тысяч, что по меркам XIII века было просто космическим числом.

Однако на политический арене тевтонцам удалость добиться некоторых успехов, и Папа признал в 1244 году государство тевтонцев.

К концу XIII века Пруссия была более-менее покорена, а весь XIV век орден занимается административными дрязгами, со средними политическими успехами и походами на Литву.

Примером того, что рыцари были не слишком гибкими, можно считать их милитари-туры для европейских рыцарей, желавших повоевать с литовскими язычниками, которых все никак не удавалось покорить.

Со всей Европы в Литву съезжались рыцари, и лишь великому магистру Карлу фон Триру в начале XIV века пришло в голову, что миролюбивая политика куда перспективнее принуждения.

Однако другие члены ордена и в самом деле заслужили звание «тевтонов», и через 6 лет великого магистра сняли с должности несмотря на то, что за него заступался сам папа римский!!!

Ставка снова была сделана на военные методы и в общей сложности в XIV веке на Литву было совершено около 70 походов, не считая походов помельче. Около 40 ответных походов предприняли и литовцы. В итоге князю Ягайло пришлось согласиться на принятие католичества.

Однако к миру все это все равно не привело. Некоторые литовские земли теперь разделили владения тевтонцев и Ливонцев. В конце концов литовский князь Витовт уступил ордену часть своих земель, которые фактически им никак не контролировались и которые де-факто были языческими.

Взамен Орден должен был поддержать Витовта и поддержал. Правда, потерпев поражение. Вдобавок вскоре жемайтийцы вскоре показали тевтонцам, что отданные Витовтом земли он отдал неспроста.

Ордену пришлось покинуть эти земли, после чего обиженные тевтонцы снова начали набеги на Литву. В конце концов тевтонское дуболомство надоело уже даже папе римскому, который запретил тевтонцам воевать с Литвой.

А чтобы подсластить пилюлю, ордену снова была предоставлена Жемайтия, которою он должен был контролировать уже совместно с Литвой и Польшей.

То, что корабль с тремя капитанами обычно тонет, учтено не было. Через 5 лет недовольные методами тевтонцев жемайты снова восстали. Им помогли братья-литовцы, к которым присоединились и поляки.

Все это вылилось как известно в войну Литвы и Польши с одной стороны (плюс союзники из Чехии и Руси, плюс татарская конница) и Тевтонского ордена – с другой. Закончилось противостояние легендарной Грюнвальдской битвой.

В этой битве начало было вроде бы за тевтонцами, которые еще до начала битвы вели себя очень вызывающе. Но в итоге разгром тевтонцев был страшнейшим. Положение ордена было подорвано, хотя составленный по итогам битвы договор был еще довольно мягким.

Далее следуют неудачные войны то с Литвой, то с Чехией и Польшей, а в середине XV века Пруссия восстала и объявила, что переходит под руку польского короля Казимира. Это положило начало очередной тевтоно-польской войне закончившейся очередной победой поляков и очередными территориальными потерями для ордена.

Далее Ливонский Орден получает автономию от тевтонцев, а вскоре и сам Тевтонский орден становится вассалом польского короля. И хотя потом он пытался вернуть себе независимость, ничего путного из этого не вышло.

Лишь в начале XVI веке ордену удалось в кои-то веки победить на этот раз русское войско. Но уже через год война по извечной германо-русской традиции закончилась в пользу русских.

Через 22 же года произошло и вовсе невероятное – орден совершил самоубийство в самом вызывающем стиле. Ибо в 1525 году сам гроссмайстер и значительная часть рыцарей, плюнули на римского папу и перешли в лютеранство.

Орден упразднили, а его территория стала княжеством Пруссия, вассальным по отношению к Польше. Через 35 лет аналогичный шаг совершил и гроссмайстер Ливонского ордена.

Через два года оставшиеся в католичестве рыцари выбрали нового гроссмайстера и ушли из Пруссии. Они принимали участие в войнах против лютеран, уже не играя в жизни Европы почти никакой роли. Просуществовав до начала XIX века, орден был распущен Наполеоном.

В середине XIX века орден снова возродился уже в Австрии, но политических и военных целей перед собой уже не ставил, вспомнив о том, что его девиз вообще-то рекомендовал еще и исцелять. Целью стала благотворительность.

Сейчас большая часть чренов ордена – монахини, работающие в больницах и санаториях Центральной Европы. Однако как-то повлиять на репутацию Ордена, созданную предыдущими поколениями, они не в силах, тем более что на дурной образ тевтонцев поработал еще и Адольф Гитлер, постоянно что-то верещавший о тевтонском духе, тевтонской ярости, могучем тевтонском натиске на Восток, и предъявляя права на духовное наследие ордена.

Все же не умел Гитлер выбирать себе символы. То начинает чуть ли ни обожествлять мифического Зигфрида, чья жизнь окончилась печально, то намеревается рвануть до самой Волги под именем глупо утонувшего в речке Фридриха Барбароссы, то объявляет себя наследником Тевтонского ордена, чей «могучий натиск на Восток» так ничем и не закончился.

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх