На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

КТО БЫЛ МУХАММЕД-АМИН?

Мухаммед- Амин – одна из ярких личностей периода Кавказской войны , третий и самый успешный наиб Шамиля в Черкесии . Его современник , царский генерал и историк Николай Карлгоф, которого трудно заподозрить в особых симпатиях к сподвижнику Шамиля, писал , что на Мухаммеда-Амина « должны смотреть как на особого политического деятеля » .

Мухаммед- Амин – потомок казикумухских ханов — стал мюридом Шамиля в 17 лет. До этого он получил образование у знаменитого дагестанского алима Абдурахмана Согратлинского . Шамиль делал особую ставку на Мухаммеда- Амина : после направленных в Черкесию двух других наибов – Хаджи-Магомета (1842 - 1844 ) и Сулеймана– эфенди (1844 - 1846 ), практически не имевших успеха у адыгов, Шамиль возлагает надежды на своего талантливого приверженца, который заранее , в течение двух лет, изучал предания , обычаи, образ жизни черкесов . В 1848 г . Мухаммед- Амин прибыл за Кубань. Первыми присягу на верность ему принесли абадзехи – представители одной из двенадцати адыгских субэтнических групп. Особенность социальной организации абадзехов выражалась в том, что власть дворян здесь была подорвана , значительное влияние на абадзехское общество оказывали старшины, поддерживаемые свободным крестьянством. В ранний период своего пребывания в Абадзехии Мухаммед- Амин агитировал за вооруженное сопротивление царским войскам , прекращение всех форм сношений с гарнизонами русских военных крепостей. В качестве способа консолидации адыгов наиб Шамиля предлагал Шариат . Наиб провел в Черкесии ряд реформ , аналогичных преобразованиям Шамиля в Дагестане . Вся территория Абадзехии была разделена на двенадцать участков, в каждом из которых была создана махкама – орган управления, в ведении которого находились как религиозные , так и общегражданские дела . Махкама состояла из пяти выборных лиц под председательством эфенди ( духовного лица ). В каждой махкаме находились мечеть, суд, религиозная школа , яма для заключения преступников или противников нового порядка. Каждый участок был обязан выставить по 100 всадников. На содержании населения находились всадники, выставляемые по одному с каждого двора . Они не имели права отлучаться из аула без разрешения и составили ядро постоянного войска наиба . Часто разъезжая по Черкесии со своими сторонниками, Мухаммед- Амин призывал вести вооруженную борьбу с Российской империей и сурово карал изменников . Реформы Мухаммеда-Амина являлись важным шагом на пути консолидации адыгских субэтносов в единый политический организм и способствовали быстрому распространению Ислама в Черкесии. Однако восприятие Ислама адыгами имело свои особенности – они не откликались широко на идеи «священной войны», сохраняя приверженность древнему кодексу « адыге хабзе» , единственному регулятору всей системы общественных отношений в Черкесии . Неудачный опыт своих предшественников – Хаджи— Магомета и Сулеймана - эфенди был в полной мере учтен третьим посланником Шамиля. До 1849 г. деятельность Мухаммеда-Амина ограничивалась только Абадзехией, в дальнейшем он стремится распространить свое влияние на другие группы адыгов . Следует отметить, что адыги в их отношении к Российской империи подразделялись на так называемых « враждебных » и « мирных ». К первым относились абадзехи , шапсуги, убыхи и основная часть натухайцев , остальные субэтнические группы признали формально власть России и управлялись русскими приставами. Именно покорные и мирные племена стали сферой приложения усилий Мухаммеда-Амина . В течение 1849 -1850 гг. он подчинил своему влиянию махошевцев, егерухаевцев, большую часть бжедугов, увел в горы темиргоевцев. 1850 г . справедливо считается самым блистательным годом его карьеры: ценой невероятных усилий ему присягнули шапсуги, одно из независимых и свободолюбивых адыгских племен , чей дух отчаянно и продолжительно сопротивлялся нововведениям наиба. В конце года Мухаммед- Амин женился на дочери шапсугского князя Болотокова, и таким образом укрепил свое положение среди мятежных шапсугов родственными связями. Продвигаясь вдоль восточного побережья Черного моря, посланник Шамиля сжигал на своем пути христианские кресты , требовал отказа от выполнения языческих и христианских обрядов , активно строил мечети. В 1851 г. среди адыгов начинается колебание: поднимают мятеж шапсуги. Они сжигают здание махкама , вновь водрузили прежние кресты , сожгли лес, предназначенный для строительства мечети. От наиба , принося присягу царю, отпадают темиргоевцы, бжедуги, большая часть наиболее преданных ему абадзехов . Весной 1852 г . на народном собрании абадзехов он произносит речь , которая произвела колоссальное впечатление на присутствующих, вести о ней вскоре распространились по всей Черкесии . Наиб страстно говорил об осложнении отношений между Россией и Османской империей , о будущей неизбежной войне между ними, о том, что турки полны решимости защищать независимость кавказских мусульман и призывал горцев сплотиться под его властью на основании Шариата. Резонанс этой речи был настолько впечатляющ , что, казалось бы , обреченный Мухаммед- Амин получил еще один шанс – ему снова подчинились абадзехи и убыхи , после продолжительных совещаний на народных собраниях ему присягнули шапсуги и натухайцы. Наиб вновь прошелся по восточной части Черного моря, низвергая кресты и восстанавливая деятельность махкама. Таким образом, отверженный всеми в 1851 г. наиб восстановил свое влияние практически по всей Черкесии . Частью внешнеполитической программы посланника Шамиля было установление связей с европейскими странами – Англией и Францией , способными, по мнению наиба , поддержать народы Северного Кавказа в противостоянии с Россией . В 1853 г . Мухаммед- Амин пишет письмо королеве Виктории, в котором просит помочь Северному Кавказу и таким образом задержать продвижение России на Ближний Восток. Начавшаяся русско-турецкая война способствовала небывалой дипломатической активности европейских держав на Кавказе: сюда прибывают многочисленные дипломатические и военные миссии, с Мухаммедом-Амином связывается представитель французского маршала Сент - Арно, контактов ищет и адмирал английского флота Лайонс . Европейские посланники предлагают наибу различные маршруты наступления – либо через Грузию в Крым , либо действовать в Анапе и Суджук -Кале . Наиб критически рассматривает оба предложенных варианта , при этом настаивая на помощи в виде десанта англо- французских войск в количестве 2- 3 тыс. человек . Со своей стороны наиб обещал выставить 6 тыс . человек . Крымская война изменила положение Мухаммеда- Амина в худшую сторону: наиб конкурировал в Черкесии с Сефебеем Заном , представителем древней адыгской княжеской фамилии , на которого также делала свои ставки Порта . Если Мухаммед- Амин проповедовал равенство мусульман, то его оппонент поддерживал интересы адыгской аристократии , потерявшей свои привилегии. Стамбул же искусно играл на противоречиях двух горских лидеров, разжигая чувство соперничества между ними – он передал мандаты на управление Черкесией обоим лидерам. Под руководством Мухаммеда -Амина адыги совершили ряд успешных боевых операций , одно из самых крупных и впечатляющих его военных предприятий – поход десятитысячного войска на Карачай в августе 1855 г . с целью подчинить карачаевцев, пройти на Кабарду и Осетию и выйти на соединение с Шамилем . Несмотря на то, что поход закончился неудачей – путь войску наиба преградил граф Евдокимов, попытка соединения с Шамилем имела колоссальное значение – в критические дни Севастополя наиб оттянул часть русских войск, приковав их к центру Кавказской линии . В июне 1857 г . Мухаммед- Амин вместе с абадзехской делегацией едет в Стамбул, чтобы добиться помощи прежде всего от Англии, но по требованию русского правительства его высылают в Дамаск. В декабре наиб вновь возвращается на Западный Кавказ . В августе 1859 г. перестал существовать имамат Шамиля, покорение Северо -Восточного Кавказа дало возможность царскому правительству перебросить силы в Черкесию. Известие о пленении Шамиля подействовало на его преданного наиба – после переговоров с Господа,56 енералом Филипсоном он объявил о прекращении борьбы. Русское правительство позволило Мухаммеду-Амину выехать в Османскую империю, где он предпринимает последние усилия для организации сопротивления России. Он заключает с центром польской эмиграции в Стамбуле договор о деятельности польских легионов в Черкесии, причем каждому из них бывшим наибом при успешном исходе предприятия предоставлялся бы участок земли в 5 га . Однако эти планы остались нереализованными . В конце жизни Мухаммед -Амин выступал за прекращение сопротивления России и призвал представителей делегаций шапсугов, натухайцев и абадзехов , посетивших его в Стамбуле в 1862 г ., спасти адыгов, воспрепятствовав их переселению в Османскую империю. Подводя итог политической деятельности Мухаммеда -Амина в Черкесии , следует безусловно выделить его усилия по консолидации адыгов в единый организм в период Кавказской войны . Его государственное образование , основанное на Шариате, было интереснейшим опытом теократического государства на Западном Кавказе. «Смелость этого фанатика намного превышает действия Кошута, Гарибальди , Джеферсона и др , которые шли только тогда, когда имели под рукою большие суммы, массу материала или тысячи партизан… А между тем он предпринял покорение черкесов , имея только посох. И, несмотря на это, в короткое время создал себе сильную партию, раздавил всех , имевших дерзость ему препятствовать , царствуя неограниченным повелителем », — эти слова майора турецкой армии Осман -бея, адъютанта Мустафы - паши, командующего анатолийской армией во время Крымской войны , красноречиво характеризуют этого талантливого политика с трагической и исключительной судьбой.

КТО БЫЛ МУХАММЕД-АМИН?Мухаммед- Амин – одна из ярких личностей периода Кавказской войны , третий и самый успешный наиб Шамиля в Черкесии . Его современник , царский генерал и историк Николай Карлгоф, которого трудно заподозрить в особых симпатиях к сподвижнику Шамиля, писал , что на Мухаммеда-Амина « должны смотреть как на особого политического деятеля » . Мухаммед- Амин – потомок казикумухских ханов — стал мюридом Шамиля в 17 лет. До этого он получил образование у знаменитого дагестанского алима Абдурахмана Согратлинского . Шамиль делал особую ставку на Мухаммеда- Амина : после направленных в Черкесию двух других наибов – Хаджи-Магомета (1842 - 1844 ) и Сулеймана– эфенди (1844 - 1846 ), практически не имевших успеха у адыгов, Шамиль возлагает надежды на своего талантливого приверженца, который заранее , в течение двух лет, изучал предания , обычаи, образ жизни черкесов . В 1848 г . Мухаммед- Амин прибыл за Кубань. Первыми присягу на верность ему принесли абадзехи – представители одной из двенадцати адыгских субэтнических групп. Особенность социальной организации абадзехов выражалась в том, что власть дворян здесь была подорвана , значительное влияние на абадзехское общество оказывали старшины, поддерживаемые свободным крестьянством. В ранний период своего пребывания в Абадзехии Мухаммед- Амин агитировал за вооруженное сопротивление царским войскам , прекращение всех форм сношений с гарнизонами русских военных крепостей. В качестве способа консолидации адыгов наиб Шамиля предлагал Шариат . Наиб провел в Черкесии ряд реформ , аналогичных преобразованиям Шамиля в Дагестане . Вся территория Абадзехии была разделена на двенадцать участков, в каждом из которых была создана махкама – орган управления, в ведении которого находились как религиозные , так и общегражданские дела . Махкама состояла из пяти выборных лиц под председательством эфенди ( духовного лица ). В каждой махкаме находились мечеть, суд, религиозная школа , яма для заключения преступников или противников нового порядка. Каждый участок был обязан выставить по 100 всадников. На содержании населения находились всадники, выставляемые по одному с каждого двора . Они не имели права отлучаться из аула без разрешения и составили ядро постоянного войска наиба . Часто разъезжая по Черкесии со своими сторонниками, Мухаммед- Амин призывал вести вооруженную борьбу с Российской империей и сурово карал изменников . Реформы Мухаммеда-Амина являлись важным шагом на пути консолидации адыгских субэтносов в единый политический организм и способствовали быстрому распространению Ислама в Черкесии. Однако восприятие Ислама адыгами имело свои особенности – они не откликались широко на идеи «священной войны», сохраняя приверженность древнему кодексу « адыге хабзе» , единственному регулятору всей системы общественных отношений в Черкесии . Неудачный опыт своих предшественников – Хаджи— Магомета и Сулеймана - эфенди был в полной мере учтен третьим посланником Шамиля. До 1849 г. деятельность Мухаммеда-Амина ограничивалась только Абадзехией, в дальнейшем он стремится распространить свое влияние на другие группы адыгов . Следует отметить, что адыги в их отношении к Российской империи подразделялись на так называемых « враждебных » и « мирных ». К первым относились абадзехи , шапсуги, убыхи и основная часть натухайцев , остальные субэтнические группы признали формально власть России и управлялись русскими приставами. Именно покорные и мирные племена стали сферой приложения усилий Мухаммеда-Амина . В течение 1849 -1850 гг. он подчинил своему влиянию махошевцев, егерухаевцев, большую часть бжедугов, увел в горы темиргоевцев. 1850 г . справедливо считается самым блистательным годом его карьеры: ценой невероятных усилий ему присягнули шапсуги, одно из независимых и свободолюбивых адыгских племен , чей дух отчаянно и продолжительно сопротивлялся нововведениям наиба. В конце года Мухаммед- Амин женился на дочери шапсугского князя Болотокова, и таким образом укрепил свое положение среди мятежных шапсугов родственными связями. Продвигаясь вдоль восточного побережья Черного моря, посланник Шамиля сжигал на своем пути христианские кресты , требовал отказа от выполнения языческих и христианских обрядов , активно строил мечети. В 1851 г. среди адыгов начинается колебание: поднимают мятеж шапсуги. Они сжигают здание махкама , вновь водрузили прежние кресты , сожгли лес, предназначенный для строительства мечети. От наиба , принося присягу царю, отпадают темиргоевцы, бжедуги, большая часть наиболее преданных ему абадзехов . Весной 1852 г . на народном собрании абадзехов он произносит речь , которая произвела колоссальное впечатление на присутствующих, вести о ней вскоре распространились по всей Черкесии . Наиб страстно говорил об осложнении отношений между Россией и Османской империей , о будущей неизбежной войне между ними, о том, что турки полны решимости защищать независимость кавказских мусульман и призывал горцев сплотиться под его властью на основании Шариата. Резонанс этой речи был настолько впечатляющ , что, казалось бы , обреченный Мухаммед- Амин получил еще один шанс – ему снова подчинились абадзехи и убыхи , после продолжительных совещаний на народных собраниях ему присягнули шапсуги и натухайцы. Наиб вновь прошелся по восточной части Черного моря, низвергая кресты и восстанавливая деятельность махкама. Таким образом, отверженный всеми в 1851 г. наиб восстановил свое влияние практически по всей Черкесии . Частью внешнеполитической программы посланника Шамиля было установление связей с европейскими странами – Англией и Францией , способными, по мнению наиба , поддержать народы Северного Кавказа в противостоянии с Россией . В 1853 г . Мухаммед- Амин пишет письмо королеве Виктории, в котором просит помочь Северному Кавказу и таким образом задержать продвижение России на Ближний Восток. Начавшаяся русско-турецкая война способствовала небывалой дипломатической активности европейских держав на Кавказе: сюда прибывают многочисленные дипломатические и военные миссии, с Мухаммедом-Амином связывается представитель французского маршала Сент - Арно, контактов ищет и адмирал английского флота Лайонс . Европейские посланники предлагают наибу различные маршруты наступления – либо через Грузию в Крым , либо действовать в Анапе и Суджук -Кале . Наиб критически рассматривает оба предложенных варианта , при этом настаивая на помощи в виде десанта англо- французских войск в количестве 2- 3 тыс. человек . Со своей стороны наиб обещал выставить 6 тыс . человек . Крымская война изменила положение Мухаммеда- Амина в худшую сторону: наиб конкурировал в Черкесии с Сефебеем Заном , представителем древней адыгской княжеской фамилии , на которого также делала свои ставки Порта . Если Мухаммед- Амин проповедовал равенство мусульман, то его оппонент поддерживал интересы адыгской аристократии , потерявшей свои привилегии. Стамбул же искусно играл на противоречиях двух горских лидеров, разжигая чувство соперничества между ними – он передал мандаты на управление Черкесией обоим лидерам. Под руководством Мухаммеда -Амина адыги совершили ряд успешных боевых операций , одно из самых крупных и впечатляющих его военных предприятий – поход десятитысячного войска на Карачай в августе 1855 г . с целью подчинить карачаевцев, пройти на Кабарду и Осетию и выйти на соединение с Шамилем . Несмотря на то, что поход закончился неудачей – путь войску наиба преградил граф Евдокимов, попытка соединения с Шамилем имела колоссальное значение – в критические дни Севастополя наиб оттянул часть русских войск, приковав их к центру Кавказской линии . В июне 1857 г . Мухаммед- Амин вместе с абадзехской делегацией едет в Стамбул, чтобы добиться помощи прежде всего от Англии, но по требованию русского правительства его высылают в Дамаск. В декабре наиб вновь возвращается на Западный Кавказ . В августе 1859 г. перестал существовать имамат Шамиля, покорение Северо -Восточного Кавказа дало возможность царскому правительству перебросить силы в Черкесию. Известие о пленении Шамиля подействовало на его преданного наиба – после переговоров с Господа,56 енералом Филипсоном он объявил о прекращении борьбы. Русское правительство позволило Мухаммеду-Амину выехать в Османскую империю, где он предпринимает последние усилия для организации сопротивления России. Он заключает с центром польской эмиграции в Стамбуле договор о деятельности польских легионов в Черкесии, причем каждому из них бывшим наибом при успешном исходе предприятия предоставлялся бы участок земли в 5 га . Однако эти планы остались нереализованными . В конце жизни Мухаммед -Амин выступал за прекращение сопротивления России и призвал представителей делегаций шапсугов, натухайцев и абадзехов , посетивших его в Стамбуле в 1862 г ., спасти адыгов, воспрепятствовав их переселению в Османскую империю. Подводя итог политической деятельности Мухаммеда -Амина в Черкесии , следует безусловно выделить его усилия по консолидации адыгов в единый организм в период Кавказской войны . Его государственное образование , основанное на Шариате, было интереснейшим опытом теократического государства на Западном Кавказе. «Смелость этого фанатика намного превышает действия Кошута, Гарибальди , Джеферсона и др , которые шли только тогда, когда имели под рукою большие суммы, массу материала или тысячи партизан… А между тем он предпринял покорение черкесов , имея только посох. И, несмотря на это, в короткое время создал себе сильную партию, раздавил всех , имевших дерзость ему препятствовать , царствуя неограниченным повелителем », — эти слова майора турецкой армии Осман -бея, адъютанта Мустафы - паши, командующего анатолийской армией во время Крымской войны , красноречиво характеризуют этого талантливого политика с трагической и исключительной судьбой.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх