На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Янал Хатк: «Положение черкесов в Иордании необходимо использовать во взаимоотношениях с исторической родиной».

Черкесская диаспора в Иордании представляет собой пример развития этнической группы в условиях достаточно благоприятных для сохранения национальной идентичности. Здесь она начала формироваться сразу после Кавказской войны. Сегодня черкесская община занимает прочные позиции в социально-экономической и политической жизни Иордании и пользуется поддержкой руководства страны.

О царящих настроениях и положении дел среди иорданских черкесов мы поговорили с Яналом Хатк, вице-президентом Международной черкесской культурной академии (полное интервью можно посмотреть по ссылке
).

Янал Хатк: «Положение черкесов в Иордании необходимо использовать во взаимоотношениях с исторической родиной».Черкесская диаспора в Иордании представляет собой пример развития этнической группы в условиях достаточно благоприятных для сохранения национальной идентичности. Здесь она начала формироваться сразу после Кавказской войны. Сегодня черкесская община занимает прочные позиции в социально-экономической и политической жизни Иордании и пользуется поддержкой руководства страны. О царящих настроениях и положении дел среди иорданских черкесов мы поговорили с Яналом Хатк, вице-президентом Международной черкесской культурной академии (полное интервью можно посмотреть по ссылке
).

Расскажи о черкесской диаспоре в Иордании, кто ее представляет.

Черкесский народ в Иордании, как и другие народы подвержены социальной стратификации. При этом есть иорданские черкесы, соблюдающие свои национальные традиции, и те, кто утратил этническую идентификацию. Присутствуют люди, которые сохранили адыгейский язык и те, кто перестал на нем разговаривать. Но среди последних появилось много людей, пытающихся заново выучить родной язык. Есть черкесы, которые надеются и желают вернуться на историческую родину, а другие наоборот. Все происходит также как и у любого другого народа, живущего в мухаджирстве или диаспоре. Конечно, проживая вне исторической родины, черкесы создали общественные организации с их плюсами и минусами, играющие большую роль в жизни черкесского общества. У меня есть надежда, что наша молодежь останется частью черкесского народа и именно на черкесских организациях лежит большая ответственность за сохранение их этнической идентификации, за развитие связей с исторической родиной.

В этом состоит цель черкесских организаций?

Мы не можем говорить о каждой черкесской организации, но в общем и целом они пытаются сохранить черкесскую сущность в диаспоре. В Иордании действует «Черкесское благотворительное общество» с его филиалами, «Клуб черкесской молодежи», «Клуб Аль-Ахли», «Общество друзей Северного Кавказа», «Адыгейская (черкесская) международная академия наук», «Международная черкесская культурная академия», «Клуб выпускников Нальчика».

Как эти организации взаимодействуют друг с другом?

Между данными организациями осуществляются тесные контакты. Иногда возникают разногласия между представителями разных общественных структур. Однако Совет старейшин и «Черкесское благотворительное общество» смогли объединить усилия всех организаций, чтобы успешно проводить в диаспоре различные мероприятия. К примеру, День памяти и скорби, Черкесский новый год, День адыгейского языка, День черкесского костюма и другие мероприятия, которые я лично считаю больше культурными. Однако в вопросах, затрагивающих черкесское национальное движение, необходима большая работа со стороны черкесских организаций в диаспорах и на исторической родине.

Какова сейчас роль «Черкесского благотворительного общества» в черкесской диаспоре и во взаимоотношениях с исторической родиной?

В связи с тем, что «Черкесское благотворительное общество» является старейшей организацией в Иордании, она имеет особенность представлять интересы всех местных черкесов, у которых имеется ряд особенностей во взаимоотношениях с иорданцами разного происхождения. Так как иорданские черкесы являются неотъемлемой частью данного государства, они имеют полную свободу самовыражения без каких-либо политических ограничений. Не буду называть имена, но в некоторых странах черкесы находились в трудном положении. Однако в Иордании человек может свободно открыть свою организацию, иметь право говорить, что ты адыг, заниматься своим языком, иметь свою школу, поднимать родной флаг, жить по национальным традициям и обычаям. Подобное положение предоставило некую особенность черкесам в Иордании, которую, по моему мнению, необходимо использовать во взаимоотношениях диаспоры с исторической родиной. Эта особенность и свобода выражения должны быть использованы для объединения усилий черкесов диаспоры с исторической родины.


Хорошо, что существующее положение дел в Иордании дает нам возможность принимать лидерские решения в отношениях с зарубежной черкесской диаспорой и во взаимодействии с исторической родиной. Но для принятия конкретных решений должна формулироваться
политическая позиция и мнение. Как это происходит в «Черкесском благотворительном обществе»?

К сожалению, результат любого вопроса зависит от конкретных людей, а не от организаций. Например, «Международная черкесская ассоциация» сформулировала решение, касающееся черкесов Иордании и диаспоры. Однако конкретный человек не заинтересован вникать в эти вопросы и ему не интересно, что было на заседании Ассоциации. В дальнейшем возникает недопонимание во взаимоотношениях иорданских черкесов с «Международной черкесской ассоциацией». Существуют недостатки в донесении информации до всех черкесских обществ в диаспорах или на родине и до широкой общественности.

Хочу тебя спросить о настроениях среди черкесов в Иордании, даже если они оказывают небольшое воздействие на формирование черкесской позиции.

Есть черкесы, которые смотрят на вопрос репатриации скептически, они не хотят возвращаться на историческую родину, но также в обществе присутствует и другое мнение. Люди, желающие переехать на Северный Кавказ, делятся на две части - первые хотят вернуться и жить в составе Российской Федерации и внутри Черкесских Республик. Другие заявляют, что переедут на родину после создания Черкесского государства. Также в черкесской диаспоре Иордании присутствуют люди, желающие находиться в конфронтации с Россией, но и те, кто хочет наладить взаимодействие с российской стороной. К сожалению, черкесы, проживающие в Турции, Сирии, Иордании или даже в Америке, потеряны в том, что касается достижения важных решений для их существования. Нужна большая работа в диаспорах, и мы не говорим, что одна сторона правильная или неправильная, это все личное мнение.

Какова роль СМИ во всем том, о чем мы с тобой говорили? Особенно тех медиа, которые направлены за пределы Иордании и на формирование позиций черкесов по национальному вопросу.

СМИ, освещающие черкесскую проблематику, играют важную роль, но их работа в Иордании остается пока на индивидуальном и личном уровне. Черкесская молодежь Иордании и местные организации недостаточно работают на данном направлении, и я уверен, что канал «Нарт-ТВ» является нашим источником донесения различных мнений до черкесов, проживающих на исторической родине и в диаспорах.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх