Вот мы с вами вплотную подошли к рассмотрению вопроса ряженья у адыгов и к главному персонажу этих маскированных перевоплощений – ажэгъафэ. В романе кабардинского писателя Тенгиза Адыгова «Щит Тибарда» дается весьма подробное описание ажэгъафэ, развлекающего народ во время проведения лечебного обряда - чапша: «По древнему адыгскому обычаю на закате солнца молодежь села собиралась во дворе князя, чтобы потешить раненого, отвлечь его и самим поразвлечься.
.. Посредине двора парни и девушки затеяли игры, рядом образовался круг танцующих. <...> Кто-то из озорников переоделся в козла - неизменного участника всех адыгских торжеств. Голову и шею шутника закрывала разукрашенная шапка-маска с рогами и бородой, увешанной бубенчиками. Ряженый был обут в сапожки, напоминающие копытца, а сзади у него болтался хвост, длинный, как у быка <...> Ажигафа - танцующий козел, <...> потешник и шут. <...> Веселье ширилось и набирало силу». Ажагафа - ачъэкъашъу (адыгейск.), ажэгъа-фэ (каб.), в значении: ачъэ/ажэ - «козел», къашъо/къафэ - «танец». Западные адыги его еще называют пчэн жак1э «бородатый козел» - («козла танцевать заставляющий», «танцующий козел») – традиционный персонаж календарной обрядности черкесов, мим, шут в маске козла; помощник распорядителя на празднествах (свадебном джегу, чапше, ночных посиделках, аграрных праздниках других видах игрищ). В основе слова «ажагафа» - ажэ (козел). Это животное у адыгов считалось священным. Он символизировал плодородие. Образ ажэгъафэ очень древний. Скорее всего, мы имеем дело с адыгским шаманизмом. Ажэгъафэ, в козлиной шкуре и маске козла, с посохом и символом плодородия в виде деревянного изображения фаллоса, возможно, представляет одно из древних божеств, знаменующих производительную мощь природы. Пантомима, танцы, мимика, звукоподражание птицам, зверям и домашним животным - вот средства его выражения. Помимо имитации и рассказа они могут включать в себя пение, акробатику, хождение на ходулях и по канату, вождение марионеток и даже магию - в специфических африканских формах. Кульминационным пунктом его действия является смерть и воскрешение. В этом отразилось древнейшее представление адыгов об умирающей (зима) и воскресающей (весна) природе...Вот мы с вами вплотную подошли к рассмотрению вопроса ряженья у адыгов и к главному персонажу этих маскированных перевоплощений – ажэгъафэ.
В романе кабардинского писателя Тенгиза Адыгова «Щит Тибарда» дается весьма подробное описание ажэгъафэ, развлекающего народ во время проведения лечебного обряда - чапша: «По древнему адыгскому обычаю на закате солнца молодежь села собиралась во дворе князя, чтобы потешить раненого, отвлечь его и самим поразвлечься... Посредине двора парни и девушки затеяли игры, рядом образовался круг танцующих. <...> Кто-то из озорников переоделся в козла - неизменного участника всех адыгских торжеств. Голову и шею шутника закрывала разукрашенная шапка-маска с рогами и бородой, увешанной бубенчиками. Ряженый был обут в сапожки, напоминающие копытца, а сзади у него болтался хвост, длинный, как у быка <...> Ажигафа - танцующий козел, <...> потешник и шут. <...> Веселье ширилось и набирало силу».
Ажагафа - ачъэкъашъу (адыгейск.), ажэгъа-фэ (каб.), в значении: ачъэ/ажэ - «козел», къашъо/къафэ - «танец». Западные адыги его еще называют пчэн жак1э «бородатый козел» - («козла танцевать заставляющий», «танцующий козел») – традиционный персонаж календарной обрядности черкесов, мим, шут в маске козла; помощник распорядителя на празднествах (свадебном джегу, чапше, ночных посиделках, аграрных праздниках других видах игрищ).
В основе слова «ажагафа» - ажэ (козел). Это животное у адыгов считалось священным. Он символизировал плодородие.
Образ ажэгъафэ очень древний. Скорее всего, мы имеем дело с адыгским шаманизмом. Ажэгъафэ, в козлиной шкуре и маске козла, с посохом и символом плодородия в виде деревянного изображения фаллоса, возможно, представляет одно из древних божеств, знаменующих производительную мощь природы.
Пантомима, танцы, мимика, звукоподражание птицам, зверям и домашним животным - вот средства его выражения. Помимо имитации и рассказа они могут включать в себя пение, акробатику, хождение на ходулях и по канату, вождение марионеток и даже магию - в специфических африканских формах.
Кульминационным пунктом его действия является смерть и воскрешение. В этом отразилось древнейшее представление адыгов об умирающей (зима) и воскресающей (весна) природе.
Управление эмоциями: как взять злость и страх под контроль.
Черкесы являются самой крупной и влиятельной диаспорой Турции
Черкес полковник - Исмаил Хакки Беркок Жерешти
Что же напутал посол России в Турции о депортации черкесов и Кавказской войне?
Почему черкесы покинули Родину?
О судебной системе у черкесов
Настоящий компромисс: что делать, если у второй половинки.
Источник
Свежие комментарии