А Идар возглавлял касожское войско, которое пошло на Тмутаракань, в 1094-ом году, спустя 72 года после трагической гибели Редеди. Тогда, мстя за своего князя, ка-сожское войско разрушило Тмутаракань до основания и сравняло с землей. В «Истории адыхейского народа» Ш.Б. Ногмов излагает историю о единоборстве Мстислава с Редедею в нестандартном пересказе, «подгоняя» ее к событиям конца ХГУ и начала ХУ веков, ко времени княжения Идара — внука Инала, родоначальника кабардинских князей.
Хронологическую ошибку, допущенную Ш.Б. Ногмовым, можно объяснить тем, что подобный парахронизм исторических фактов в фольклоре происходит довольно часто. Ведь одним из свойств, переходящих от поколения к поколению рассказов о былом, является концентрация знаменитых в народной памяти героев в одном каком-нибудь сказании или в циклах сказаний. С того времени , в русских летописях имя Тмутараканского княжества исчезло, а у черкесского народа появилось выражение «Тэмэтэрэкъай имахуэ къыпхуэк I уэ !», то есть «ДА Идар возглавлял касожское войско, которое пошло на Тмутаракань, в 1094-ом году, спустя 72 года после трагической гибели Редеди. Тогда, мстя за своего князя, ка-сожское войско разрушило Тмутаракань до основания и сравняло с землей. В «Истории адыхейского народа» Ш.Б. Ногмов излагает историю о единоборстве Мстислава с Редедею в нестандартном пересказе, «подгоняя» ее к событиям конца ХГУ и начала ХУ веков, ко времени княжения Идара — внука Инала, родоначальника кабардинских князей. Хронологическую ошибку, допущенную Ш.Б. Ногмовым, можно объяснить тем, что подобный парахронизм исторических фактов в фольклоре происходит довольно часто. Ведь одним из свойств, переходящих от поколения к поколению рассказов о былом, является концентрация знаменитых в народной памяти героев в одном каком-нибудь сказании или в циклах сказаний.
С того времени , в русских летописях имя Тмутараканского княжества исчезло, а у черкесского народа появилось выражение «Тэмэтэрэкъай имахуэ къыпхуэк I уэ !», то есть «Да будет тебе участь Тмутаракани!». Еще проклинают: «Тумытэкъашъэ охъу!», что означает в переводе на русский язык «Будь ты Тэмтэрэкаем!» в значении «Пропади пропадом!» или «Исчезни как Тмутараканское княжество!» В народном понимании это самое страшное проклятие — исчезнуть бесследно, ничего не оставив после себя.
Нельзя не согласиться с М. Меретуковой в том, что «О Тмутаракани историками сказано очень мало. Одни и те же сведения повторяются в источниках. Но ни один источник не сказал всей правды о единоборстве князя Редеди с Мстиславом, о великодушии и честности касожского князя и коварстве Мстислава»15. Только в памяти адыгского народа не прошло это событие бесследно. Он осуждает макиавеллизм Мстислава, который, хоть и договаривались бороться силой без оружия, воспользовавшись упрятанным за пазухой кинжалом, повалил Редеда. В стихотворно-музыкальном повествовании «Рэдэдэ исагъыщ» («Сага о Редеде»), посвященном трагической гибели касожского князя, так об этом повествуется:
Урысмэ япщышхо ыгум къызэк1одым
ИДунай к1эхъопсыжьи хъоршэрым къеуси,
ИсыхьэДжасэ къырихи, умыш1ахэу блэбгъуч1эм Сыхьэджасэр къыхиси, ппсэ гущэр къыхихыгъ.
«И когда большой князь урусов уж потерял надежду на победу,
Он возжаждал к жизни и решил слукавить:
Сахаджас (клинок) свой вынул и под лопатку твою
Незаметно воткнув, о горе, душу отнял он, не щадя».
(Перевод подстрочный наш — Д . С .)
Если в русских летописях прославляется безудержная смелость Мстислава и заканчивается повествование его победой, то в черкесской легенде адыги, возмущенные лукавым поступком Мстислава, разоряют Тмутараканское княжество:
Зылъэгъурэр пфэзаоу,
Зэхэзыхырэр пфегъыхэу,
Шапсыгъэхэр зэфэси,
Урысмэ япщышхо
ХытГуалэм Дафыжьи,
Хэкум гуа1эу рафыжьыгъ.
«Увидевший, за тебя сражаясь, Услышавший, за тебя плача, Собравшись, все шапсуги Урусов князя большого Из залива прогнали,
Из области второпях изгнали».
(Перевод наш — Д . С .)
Таким образом, получается так, что и русская легенда, и черкесские легенды, сказания, песни той далекой поры посвящены одному и тому же событию, но каждая сторона — участница этого происшествия, имеет свой взгляд на случившееся и оценивает его по-своему. При том, что действующие лица, мотив противоборства и его результат совпадают, причина успеха Мстислава и поражения Рэдэди в них поясняется по-разному. В «Саге о Редеде», сочиненной адыгами, победа Тмутараканского князя трактуется, как злонамеренное убийство Мстиславом Редеди. Кроме того, если в русских летописях не упоминается о той войне , которая стерла с лица земли Тмутараканское княжество, то адыгское предание причину его исчезновения сохранило в памяти народной .
Свежие комментарии