«В конце февраля пшехский отряд двинулся к речке Мартэ, чтобы наблюдать за выселением горцев, а если понадобится, так и силою выгонять их. Постепенно продвигаясь то влево, то вверх и истребляя по пути брошенные аулы, отряд достиг верховьев Псекупса, откуда перевалился через Кавказский хребет на южный склон его и остановился при впадении речки Чилипсе в реку Туапсе.
Отсюда оставалось только тридцать верст до Черного моря. Поразительное зрелище представлялось глазам нашим по пути:разбросанные трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, полу объеденные собаками; изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от изнеможения и еще заживо делавшиеся добычею голодных собак...«В конце февраля пшехский отряд двинулся к речке Мартэ, чтобы наблюдать за выселением горцев, а если понадобится, так и силою выгонять их.Постепенно продвигаясь то влево, то вверх и истребляя по пути брошенные аулы, отряд достиг верховьев Псекупса, откуда перевалился через Кавказский хребет на южный склон его и остановился при впадении речки Чилипсе в реку Туапсе. Отсюда оставалось только тридцать верст до Черного моря.
Поразительное зрелище представлялось глазам нашим по пути:разбросанные трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, полу объеденные собаками; изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от изнеможения и еще заживо делавшиеся добычею голодных собак...
Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество; но только ужасом и можно было подействовать на воинственных дикарей и выгнать их из неприступных горных трущоб.
28 мая 1864 года окончилась Кавказская война 18. Кубанская область была не только завоевана, но и очищена. От прежнего, довольно большого населения осталась горсть людей, которых поселили на Кубани.
Конец 1864 года и весь 1865 год отряды прошли вновь по всем завоеванным участкам, выгнали оставшихся случайно там горцев-бродяг, разгромили на южном склоне, в Хакучах, последний разбойничий притон, и, наконец, сняв доспехи бранные, приступили к занятиям мирным.
Теперь в горах Кубанской области можно встретить медведя, волка, но не горца...Чувствуешь невольное уважение к неприятелю, который, при своей относительной малочисленности, мог столько десятков лет бороться с исполином и умереть без единого звука жалобы» [с. 456—457].
Свежие комментарии