На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

У древних черкесов была дуэль на стрелах

Поединок на стрелах - ритуал, уходящий в глубокую древность. Возможно, об этом свидетельствует изображение на одной из плит в известном дольмене в поселке Джубга. Мы видим здесь двух человек, стоящих друг напротив друга в одинаковых позах, напоминающих прицеливание из лука. Хотя археологи предлагают другие объяснения этого рисунка, версию поединка также нельзя исключить, учитывая, кроме всего прочего, нартские сказания, согласно которым строители дольменов были отличными стрелками из лука.

То же самое можно сказать об аналогичном рисунке на задней стороне Этокского надгробного памятника, который относят к XI, а иногда и к V в. н.э. Здесь уже более детально представлены изображения двух лучников, готовых пустить друг в друга свои стрелы...

У древних черкесов была дуэль на стрелах

Поединок на стрелах - ритуал, уходящий в глубокую древность. Возможно, об этом свидетельствует изображение на одной из плит в известном дольмене в поселке Джубга. Мы видим здесь двух человек, стоящих друг напротив друга в одинаковых позах, напоминающих прицеливание из лука. Хотя археологи предлагают другие объяснения этого рисунка, версию поединка также нельзя исключить, учитывая, кроме всего прочего, нартские сказания, согласно которым строители дольменов были отличными стрелками из лука. То же самое можно сказать об аналогичном рисунке на задней стороне Этокского надгробного памятника, который относят к XI, а иногда и к V в. н.э. Здесь уже более детально представлены изображения двух лучников, готовых пустить друг в друга свои стрелы.

Возвращаясь к правилам поединка на стрелах, особо следует сказать, что дуэлянты обязаны были встречать пущенные в них стрелы, стоя как вкопанные. Если же в нарушение этого правила один из них пригибался, отклонялся, отскакивал в сторону и т.п., то дуэль могли прекратить, считая нарушителя побежденным, -умерщвленным, так сказать, символически. В любом случае его признавали трусом и моральную победу присуждали сопернику. Символическая реальность заменяла здесь фактический итог сражения, поэтому большим позором считалось не только нарушить условия поединка, но и не принять вызов на дуэль. По свидетельству Н. Дубровина, в этом случае бросивший вызов признавался победителем и наделялся правом «поступить с побежденным как с убитым, то есть снять с него оружие и обобрать до нитки». Тем самым как бы подчеркивалось, что не пристало носить оружие рыцарю, не способному воспользоваться этим оружием.

В качестве примера Дубровин ссылается на инцидент, относящийся к 1840-м годам. Основными персонажами не состоявшегося поединка стали убыхский дворянин Хаджи Берзек и князь Али-бей М. Когда-то они были друзьями и соратниками в общей борьбе с наступавшими царскими войсками и казаками. Но, по прошествии некоторого времени, Али-бей перешел к мирной жизни, подчинился русским, и по слухам (как выяснилось впоследствии, ложным) доставлял им информацию о планах и передвижениях черкесских отрядов. Неожиданно, сопровождаемые большой свитой, бывшие друзья и сподвижники встретились на реке Фарс, и дальше, по словам Н. Дубровина, произошло следующее:

«Берзек стал поносить Али-бея за его отношения с гяурами и вызвал на поединок. Али-бей, известный своею храбростью, отказался, говоря, что не поднимет руки на своего единоверца-магометанина. Тогда Берзек приказал своей свите окружить Али-бея, сам бросился на него, завладел его лошадью, оружием и обобрал до нитки. Конвой, сопровождавший Али-бея, хотя и не уступал числом партии Берзека, но, по черкесскому обычаю, не считал себя вправе вмешиваться в это дело, так как, отказавшись от поединка, Али-бей признал себя побежденным и предался в руки Берзека. Покрытый стыдом, Али-бей сел на лошадь одного из своих подвластных и уехал домой. С тех пор он потерял всякое уважение между черкесами».

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх