На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

В списках добровольцев был первым

В эти дни в каждом доме, в каждой семье с болью и грустью вспоминают трагические события Великой Отечественной войны и с радостью — далекий победный май 1945 года, восхищаются мужеством, стойкостью героев войны, которые бились с врагами на полях сражений, самоотверженно трудились в тылу и, не щадя себя, приближали долгожданную Победу.

Мой дед Михаил Афанасьевич Панкратов пропал без вести. Поиски сведений о нем пока остаются безуспешными, но мы надеемся, что этаинформация обязательно станет известной.

В списках добровольцев был первым
В эти дни в каждом доме, в каждой семье с болью и грустью вспоминают трагические события Великой Отечественной войны и с радостью — далекий победный май 1945 года, восхищаются мужеством, стойкостью героев войны, которые бились с врагами на полях сражений, самоотверженно трудились в тылу и, не щадя себя, приближали долгожданную Победу. Мой дед Михаил Афанасьевич Панкратов пропал без вести. Поиски сведений о нем пока остаются безуспешными, но мы надеемся, что эта  информация обязательно станет известной.

К сожалению, в семейном архиве есть только одна его фотография и по крупицам собранная информация о последних минутах его жизни.
До начала Великой Отечественной войны Михаил Афанасьевич успел обзавестись семьей, где росли два сына, один из которых был мой папа. В его тридцать лет ему доверили быть председателем колхоза. 
Известие о начале войны в деревню Аленовка Орловской губернии, откуда родом мой дед, пришло, когда на полях завершалась уборка озимых колосовых и созревал добротный урожай подсолнечника и кукурузы. 21 июля 1941 года на небольшой площадке, располагавшейся в центре деревни, жители с замиранием сердца слушали голос диктора, который медленно и четко сообщал о страшном известии, разделившем их жизнь на до и после.  В этот же день под руководством деда был организован пункт отправки односельчан на фронт. В списках добровольцев он значился первым.
К сожалению, у меня нет информации о том, где пришлось ему воевать и где он сложил свою голову за Отечество, но рассказы о последних минутах его жизни врезались в мою детскую память на всю жизнь.
Фашисты нагло и жестоко шли по нашей земле, уничтожая все, что было на их пути. Наша армия отступала. В деревню одна за одной приходили похоронки. Не прошла стороной беда и дом моей бабушки. Почтальон, виновато поздоровавшись, протянул листок, в котором красивым почерком были выведены страшные слова о том, что ее муж пропал без вести. Окаменевшая, она зашла в дом, надела на себя черный платок, который потом не снимала до конца своих дней. Потянулись дни, наполненные тяжелым трудом, мучительным ожиданием Дня Победы и надеждой, что Михаил, несмотря ни на что, вернется домой.
Спустя полгода после известия о гибели мужа, моего деда, во дворе громко стукнула калитка, и бабушка кинулась к окну. За окошком она увидела односельчанина в военной форме, который проживал на соседней улице, на костылях и без одной ноги он стоял у калитки. Сердце у бабушки тревожно забилось. Она выскочила навстречу нежданному гостю в ожидании чуда и добрых новостей. Боясь смотреть пришедшему в глаза, чтобы продлить минуты надежды, она пригласила гостя в дом и молча выслушала недолгий рассказ о последних минутах жизни своего мужа.
Часть, в которой служили мой дед и односельчанин, была истерзана ожесточенными боями, но солдаты и офицеры Красной армии бились с фашистами до последней капли крови. Как рассказал сослуживец деда, в очередную атаку Михаил рванул одним из первых, поэтому очередь вражеского огня принял на себя. После того боя от военной части почти ничего не осталось. Очнулся сослуживец в госпитале, и о том, чем закончился бой, он ничего не знал. На соседней кровати лежал весь израненный и забинтованный человек и сквозь стоны просил воды. Сослуживец добрался до его кровати и, когда стал пытаться его напоить, сквозь окровавленные бинты узнал моего деда. Сосед знал, что вернется домой, и мой дед, не имевший возможности шевелить руками, попросил его написать и передать письмо бабушке... Гость вытащил измятый клочок газеты из кармана, на котором карандашом под диктовку было написано несколько строк: «У меня все хорошо. Врага обязательно разобьем. Передавай привет родителям, береги мальчиков. Всех люблю. Ваш Михаил». 
Этой же ночью немецкие войска пошли в наступление. Госпиталь срочно эвакуировали, а по дороге эшелон попал под бомбежку. Больше Михаила никто не видел. Бабушка взяла клочок газеты из рук гостя, крепко прижала его к груди, слезы застлали глаза, а физическая боль пронзила все ее тело. Как ушел сосед домой, она не помнила, только в голове отчетливо билась мысль, что ее Михаил домой уже не вернется.
Сегодня в нашей семье есть еще один Панкратов Михаил, только Юрьевич. Это правнук Михаила Афанасьевича. Он моряк дальнего плавания, знает и гордится тем, что назван в честь своего прадеда, который отдал свою жизнь за мир и процветание своей страны, за счастье своего народа.
Тамара Сидельникова. Источник: Газета Советская Адыгея
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх