На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Военное дело синдомеотов

В драматических событиях времени Археанактидов, как представляется, важную роль сыграли прикубанские земледельческие племена меотов, которые, вероятно, оказали грекам помощь в их борьбе со скифской агрессией. Как покажет дальнейшее изложение, их роль в военной истории Боспора была весьма значительной и в более поздний период.

По этой причине необходимо дать хотя бы краткий очерк состояния военного дела у восточных соседей боспорян, которое, к сожалению, изучено сравнительно слабо. Во всяком случае, имеющийся очерк Р. Б. Схатума не исчерпывает всей проблемы (Схатум, 2001). Нет сомнения, что на развитие военного дела меотов существенное влияние оказывали кочевнические народы — сначала скифы, а затем сарматы. В вооружении местной аристократии заметна также мода на «все греческое». Эти влияния действительно проявляются вполне отчетливо и наглядно, но вместе с тем, очевидно и то, что набор вооружения меотов не являлся полной копией скифского или сарматского. В Прикубанье, к примеру, были созданы вполне оригинальные типы кинжалов, мечей и т. д. В. Р. Эрлих предполагает, что под греческим влиянием здесь был выработан своеобразный тип шлема куполообразной формы, существовавший в среде меотских племен в III–I вв. до н. э. (Эрлих, 1996. С. 178). Иконографические материалы для суждений о вооружении меотов не очень многочисленны, но в высшей степени показательны. На серебряном ритоне (рог для питья) из кургана Карагодеуашх представлены два обращенных друг к другу всадника (рис. 25, 1), у правого рука поднята в жесте приветствия, у левого в одной руке ритон, а в другой, вероятнее всего, длинное копье, опущенное вниз наконечником. Под ногами коней видны обезглавленные человеческие тела. На наш взгляд, это изображение позволяет судить о воинских культах и ритуалах, часто весьма жестоких, которые существовали среди прикубанских племен (Виноградов Ю. А., 1993а. С. 69). На золотом колпачке из кургана Курджипс дважды изображена фигурная группа, каждая из которых состоит из двух пеших воинов (рис. 25, 2; Галанина, 1980. С. 93). Воины одной рукой держатся за древко дротика, обращенного острием вниз. В каждой группе у левого персонажа в правой руке находится обнаженный меч, а у правого в левой руке — отрубленная человеческая голова. Значение курджипского изображения, как представляется, сводится к той же сфере воинских ритуалов. Показательно, что представленные здесь довольно длинные мечи лишены перекрестий.

Военное дело синдомеотов
В драматических событиях времени Археанактидов, как представляется, важную роль сыграли прикубанские земледельческие племена меотов, которые, вероятно, оказали грекам помощь в их борьбе со скифской агрессией. Как покажет дальнейшее изложение, их роль в военной истории Боспора была весьма значительной и в более поздний период. По этой причине необходимо дать хотя бы краткий очерк состояния военного дела у восточных соседей боспорян, которое, к сожалению, изучено сравнительно слабо. Во всяком случае, имеющийся очерк Р. Б. Схатума не исчерпывает всей проблемы (Схатум, 2001).

Нет сомнения, что на развитие военного дела меотов существенное влияние оказывали кочевнические народы — сначала скифы, а затем сарматы. В вооружении местной аристократии заметна также мода на «все греческое». Эти влияния действительно проявляются вполне отчетливо и наглядно, но вместе с тем, очевидно и то, что набор вооружения меотов не являлся полной копией скифского или сарматского. В Прикубанье, к примеру, были созданы вполне оригинальные типы кинжалов, мечей и т. д. В. Р. Эрлих предполагает, что под греческим влиянием здесь был выработан своеобразный тип шлема куполообразной формы, существовавший в среде меотских племен в III–I вв. до н. э. (Эрлих, 1996. С. 178).


Иконографические материалы для суждений о вооружении меотов не очень многочисленны, но в высшей степени показательны. На серебряном ритоне (рог для питья) из кургана Карагодеуашх представлены два обращенных друг к другу всадника (рис. 25, 1), у правого рука поднята в жесте приветствия, у левого в одной руке ритон, а в другой, вероятнее всего, длинное копье, опущенное вниз наконечником. Под ногами коней видны обезглавленные человеческие тела. На наш взгляд, это изображение позволяет судить о воинских культах и ритуалах, часто весьма жестоких, которые существовали среди прикубанских племен (Виноградов Ю. А., 1993а. С. 69). На золотом колпачке из кургана Курджипс дважды изображена фигурная группа, каждая из которых состоит из двух пеших воинов (рис. 25, 2; Галанина, 1980. С. 93). Воины одной рукой держатся за древко дротика, обращенного острием вниз. В каждой группе у левого персонажа в правой руке находится обнаженный меч, а у правого в левой руке — отрубленная человеческая голова. Значение курджипского изображения, как представляется, сводится к той же сфере воинских ритуалов. Показательно, что представленные здесь довольно длинные мечи лишены перекрестий.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх