На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Шумков
    "... в разгроме крестоносцев Салах ад-Дина" - у Салах ад-Дина были свои крестоносцы ? Очень интересноЧеркесский султан...
  • Руслан Техажев
    Ничего не может быть влиянием на историческую память и бывшие в далекие времена события.. Было. Но спекулируя на исто...Военное дело адыгов
  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...

Сельская община – псухо у черкесов

Подавляющее большинство натухаевцев, шапсугов и абадзехов принадлежало к сословию «вольных земледельцев» (тфокотлей), а основу социальной организации этих черкесских субэтносов составляла сельская община – псухо, сочетавшая родовые элементы с принципами территориально-соседской общины...

Сельская община – псухо у черкесов

Подавляющее большинство натухаевцев, шапсугов и абадзехов принадлежало к сословию «вольных земледельцев» (тфокотлей), а основу социальной организации этих черкесских субэтносов составляла сельская община – псухо, сочетавшая родовые элементы с принципами территориально-соседской общины.


В псухо входили группы родственных семей, связанных общим происхождением и составлявшие род – ачих, членов которого объединяла обязанность кровной мести и взаимопомощи.

О силе родовых традиций демократических адыгских субэтносов говорит тот факт, что Хан-Гирей, описывая «владения» натухаевское, шапсугское и абадзехское, перечисляет не названия аулов (как он делал при описании княжеских владений), а «названия родов или фамилий, из которых состояли эти народности».

Более высокой формой общественной организации натухаевцев, шапсугов и абадзехов являлись «братства» (тлеух), состоявшие из союза нескольких родов. Защита друг друга перед лицом общей опасности, оказание члену братства материальной помощи, экзогамия, наличие у братства собственного имени – вот основные принципы, на которых строился подобный союз.

В.К. Гарданов рассматривал адыгские «братства» как кровнородственные организации, фратрии, выросшие из сегментации одного начального рода, чему он находил подтверждение в его устоях – экзогамии, обычаях кровной мести и взаимопомощи – характернейших чертах родовой организации общества. Вместе с тем они имели также характер «политического объединения адыгского крестьянства».

Действительно, каждое братство возглавлялось своими старейшинами (тхамада), которыми становились наиболее уважаемые главы родов, а права родовых собраний переносились на съезд всего тлеуха.


Княжеской власти натухаевцы, шапсухи и абадзехи не знали, уоркское же сословие состоявшее у них по сведениям Хан-Гирея соответственно из 10, 5 и 8 тлекотлешских фамилий, управляло в основном лишь собственными крепостными, численность которого не составляла и десятой доли всего населения.

Дворяне редко пользовались влиянием дальше своей общины – псухо, и только некоторые слабые роды прибегали к их покровительству.

Отношение господства и подчинения не затрагивали сферу землевладения, где родовая форма собственности сохраняла свой прежний вид.

М.В. Покровский также полагал, что у шапсугов в конце XVIII в. произошел переворот, в результате которого «господство дворян было совершенно свергнуто. Пример шапсугов так подействовал, что у абадзехов и натухаевцев подобная же демократизация общества «произошла без всякой революции».

Б.В. Скитский поддержал этот тезис и считал,что под влиянием классовой борьбы в конце XVIII в. «сила феодалов у западных черкесов ослабевала» и в конечном счете «княжеская власть у этих племен совсем пресеклась».

Вместе с тем, источники, относящиеся к середине XVIII в. однозначно подтверждают отсутствие сильных феодальных фамилий как у шапсугов, так и у других демократических адыгских субэтносов. Так кабардинские князья сообщали в российскую Коллегию иностранных дел, что абадзехи («Большая Абаза») и шапсуги («народ Шапсо») «владельцев не имеют, а правят между ими старики». Поэтому, на наш взгляд правомернее говорить о значительном падении к концу XVIII в. у демократических адыгов престижа и политического влияния дворянства. А не его власти, которой оно никогда не обладало в полной мере.

Источник
Ссылка на первоисточник
наверх