В связи с изначальным намерением депортировать часть населения Черкесии в Османскую империю в 1857 г. был поднят вопрос о снятии негласных ограничений, введенных в 1829 и 1852 гг. на временный выезд населения Кавказа для паломничества к святыням ислама. Другой формы выезда, кроме временного, в Российской империи того времени не предусматривалось.
Заявление о смене подданства каралось поражением всех прав и высылкой в Сибирь на поселение. Барятинский распорядился «не препятствовать горцам отправляться в Турцию, но только в виде временного отпуска» «для паломничества». Как отмечал сам главнокомандующий, это условие позволяло не дать «доказательств к тому, что русское правительство согласно на переселение кавказских мусульман и на принятие ими турецкого подданства». С другой стороны, он подчеркивал, что облачение потока депортируемых в паломнические одежды позволяло российскому правительству избегать формальных обвинений в изгнании коренного населения из захваченных земель. В составленных «для увольнения за границу покорных горцев» правилах предписывалось поначалу отправлять одновременно 10 семейств, потом это число возросло до 40. Переселение шло согласно Уставу о паспортах Свода законов Российской империи (7 пункт 477 статьи). Так называемые отпускные билеты «паломникам» выдавались на год, потом - на полгода. Формально в течение этого времени «они считались русскими подданными и при желании могли вернуться на родину» . Однако известно, что негласно со всех отъезжавших в Османскую империю «богомольцев» брались подписки «никогда не возвращаться на родину». В то же время в Турции «власти еще до окончания срока действия паспорта отбирали его и объявляли паломника мухаджиром, отсюда - массовый характер невозвращения из хаджа».
В правилах для выезжавших за границу российских граждан кавказского происхождения (до 30 июля 1859 г.) прямо было указано на запрет переселения в Османскую империю: «1) Они должны проситься в отпуск (для совершения хаджа, обряда паломничества. - О.Ф.), а не о переселении в Турцию; в последнем случае отказывать им, объясняя, что это не дозволяется государственными законами...». При этом ряд пунктов свидетельствовал о скрытом стимулировании такого переселения. Например, 7-й: «При отъезде горцев за границу не препятствовать продавать принадлежащие им имения, свободные от долгов и исков, и не делать никаких розысканий, с какой целью они продают свою собственность, а также не принимать по этому предмету никаких доносов».
Кавказское военное командование, стремясь использовать сложившиеся обстоятельства, стало добиваться выселения в Османскую империю наиболее ярых своих противников из уже завоеванных областей Дагестана, Чечни и Восточной Черкесии (Кабарды), из верхне- и нижнекубанских приставств. Но в эти годы такие планы удалось реализовать только в Восточной Черкесии (Ка-барде) и в прикубанских приставствах. Это выселение было обосновано наличием «в Кабарде более фанатического духа, чем в других обществах». В этих целях были разработаны (до 24 октября 1859 г.) специальные «правила об увольнении кабардинцев в Турцию». В 1859-1860 гг. - «вся Кабарда была охвачена идеей ухода в Турцию». За год (1859 г.) кабардинскими князьями было подано три прошения российским властям с просьбой о приостановлении переселения. Князья писали: «.переселение в Турцию - это большое бедствие для Кабарды».
Несмотря на ходатайства кабардинских князей о приостановке переселения, оно было продолжено в значительных размерах и в 1860-1862 гг. Из Кабардинского округа в Османскую империю было выселено в 1860-1861 гг. 933 семейства (10 тыс. 343 человека) или 45 селений Большой Кабарды. В отличие от других российских подданных, выезжавших за границу, они платили 50 коп. только за бланк (7 пункта 477 статьи Устава о паспортах), т.е. были созданы благоприятные условия для скорейшего их выселения. Вслед за кабардинцами в Турцию отправилось 300-350 тагаурских и дигорских осетин.
В отличие от Кабарды, в Западной Черкесии процесс депортации полностью находился под контролем кавказского командования. Согласно данным главнокомандующего Барятинского на ноябрь 1859 г., из прикубанских приставств ушло «2/3 всего мирного населения», среди которых была значительная часть абазин и прикубанских ногайцев, чьи земли подверглись в 1856-1858 гг. значительной колонизаци. Среди «паломников» были также представители таких черкесских провинций, как Натухай, Хатукай, Хамышей, Бесленей, Керкеней, где на протяжении последних двух лет шли беспрерывные масштабные военные действия.
В июле 1859 г. управляющий Российскою имперскою миссией в Константинополе Лобанов-Ростовский сообщал, что великий визирь Фуад Паша и министр иностранных дел Али Паша заявили о необходимости ограничения переселения жителей Кавказа в Турцию, так как оно «чрезвычайно усилилось и обременяет Порту». По этому поводу возникла интенсивная дипломатическая переписка. В официальной ноте турецкое правительство потребовало приостановить переселение горцев и чтобы впредь оно «не совершалось без предварительного согласия обоих правительств» (не ранее января 1860). В ответ на протесты турецкой стороны по поводу многочисленности «паломников», МИД России предписал своему посланнику в Османской империи отвечать: «Наши мусульмане ходатайствуют о разрешении им выезда в Турцию не для переселения, а для паломничества. Мы не хотим и не можем противиться исполнению желания, внушенного религиозной убежденностью» (26.01.1860).
Подписывайтесь и ставьте лайки.
Другие новости:
Когда у женщины приходит придел, и она скорей всего уйдет от мужчины
Так уж сложилось, что молодым красивым девушкам больше нравятся плохие парни
Свежие комментарии