Новый российский закон о национальных меньшинствах дал шапсугскому народу новую надежду на возвращение их исконных территорий.By [b]Zarina Kanukova...
Новый российский закон о национальных меньшинствах дал шапсугскому народу новую надежду на возвращение их исконных территорий.By Zarina Kanukova
Газета "Шапсугия" осталась единственным изданием, публикующим материалы о проблемах шапсугов - маленького северокавказского этноса, находящегося под угрозой полного исчезновения.
Тираж газеты - всего 750 экземпляров, но она находится на переднем фланге борьбы народа за возвращение его исконных земель, отнятых в 1945 году. Шапсуги считают, что это их последняя надежда на сохранение древней культуры и традиций.
Территория расселения шапсугов включала в себя как Черноморское побережье Кавказа от реки Пшады до реки Шахе (Малый Шапсуг), так и северные склоны Главного Хребта и предгорья до реки Кубани между реками Адагум и Супс (Большой шапсуг). Авторы 1834-1838 гг. определяют численность шапсугов от 77 400 до 300 000 чел.
В настоящее время их количество - 10 тысяч чел. Среди русских, армян, греков и других национальностей этот коренной народ составляет сейчас не более 5-6 %
Шапсугам во многом удалось сохранить свою самобытную культуру даже лучше, чем большинству других народов. Их семейные традиции основаны на патриархальном устройстве аула, а "официальная" исламская религия смешивается с древними языческими верованиями. Но в постсоветскую эпоху крошечному этносу угрожают вымиранием повальная безработица и алкоголизм, а власти не заботятся о сохранении его национальной самобытности.
Таким образом, газета "Шапсугия" ведет борьбу в одиночку. "От пьянства может спасти только работа и учеба, а сегодня мало кто из наших ребят может найти себе работу, и мало родителей, имеющих возможность отправить своих детей на учебу," - говорит главный редактор Анзор Нибо.
По словам Азора и других молодых учителей, преподавание родного языка в аулах, за исключением одного-двух, остается на факультативном уровне. То есть ученики посещают эти занятия по желанию. То есть вообще не посещают. Местное телевидение раз в неделю передает передачи на шапсугскую тему, и то на русском языке. О радио речь вообще не идет.
Единственная заинтересованная связующая нить - это шапсугская "Хаса" - организация, пока не имеющая даже компьютера. Уже десять лет ведутся переговоры с членами Международной Черкесской Ассоциации о создании единой информационной сети для адыгов (черкесов), проживающих в разных республиках Северного Кавказа, но о причерноморских шапсугов.
"Если так будет продолжаться, мы просто исчезнем," - сетуют старики.
Десять лет назад шапсугской национальной интеллигенцией и было начато движение за возрождение этноса. Основной целью этого движения стало восстановление Шапсугского национально-территориального района, ликвидированного в мае 1945
Так, в мае 1994 года III съезд шапсугского народа в пос. Шхафит утвердил Программу национального развития шапсугской этнической общности и избрал для ее реализации "общественный парламент", - Адыгэ хасэ- в количестве 35 человек.
В июле 1998 г. состоялся IV Конгресс Международной черкеской ассоциации в г. Краснодаре. На нем было вынесено постановление, содержащее следующий пункт: "Исполкому МЧА продолжить работу по поддержке требований причерноморских адыгов-шапсугов по законодательному закреплению права коренного народа, по обеспечению представительства шапсугов в органах власти и Краснодарского края, по сохранению изначальных топонимических названий населенных пунктов, географических местностей, отказавшись от названий, связанных с последствиями Кавказской войны 19 века".
Однако можно сказать, что на все эти требования шапсуги не получили ответа. Все надежды возлагаются на принятый Думой в марте закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Его действие распространяется на народы, чья численность не превышает 50000 человек. В семьях шапсугов, где есть мальчик-подросток, надеются, что теперь, когда будет действовать этот закон, их сына не заберут в Армию
Но ведь то, что шапсуги попали в этот "Единый пер?????..." может оказаться палкой о двух концах. Получается, что теперь они как бы не адыги, не часть этого народа, а существуют сами по себе. Получив кое-какие привилегии в ходе реализации Федерального закона, не окажутся ли шапсуги "отрезанными" от своих же раз и навсегда?.. Этот вопрос остается пока открытым, как и множество других, касающихся проблем причерноморских адыгов-шапсугов.
А пока идут споры и дискуссии, местное население выживает за счет обслуживания туристов, которые летом наводняют приморские районы вокруг Сочи. Житель аула Ахынтам Ачмиз Аиса даже создал у себя дома импровизированный музей шапсугской культуры. За чашкой чая с медом он рассказывает гостям старинные предания своего народа и показывает экспонаты, собранные им самим. В доме Ачмиза уже побывали видные российские политики, деятели культуры, писатели, соотечественники из Турции, Сирии, Иордании и других стран.
Единственный репатриант, поселившийся среди шапсугов Утиж Мажид во время моего пребывания в Лазаревском возил по шапсугским аулам группу черкесов из Турции, описывая жизнь местных и показывая достопримечательности. "А вдруг кто-то из них захочет вернуться и поселиться здесь,"- надеется Мажид.
Источник
Свежие комментарии