Переселенцы были выжившими в Кавказской войне и перенесли много страданий. Большинство из них были насильно изгнаны со своей родной земли и покинули Кавказ, не желая мириться с царской властью. Многие перебрались в Османскую империю. Черкесов, как отличных воинов, приняли на турецкую службу. Им дали землю в отдаленных частях империи для укрепления османской власти в малозаселенных районах.
Многие поселились на территории современных Сирии и Иордании, но небольшая часть осела в Эрец-Исраэль, в Галилее.Переселенцы были выжившими в Кавказской войне и перенесли много страданий. Большинство из них были насильно изгнаны со своейродной земли и покинули Кавказ, не желая мириться с царской властью. Многие перебрались в Османскую империю.
Черкесов, как отличных воинов, приняли на турецкую службу. Им дали землю в отдаленных частях империи для укрепления османской власти в малозаселенных районах. Многие поселились на территории современных Сирии и Иордании, но небольшая часть осела в Эрец-Исраэль, в Галилее.
Сегодня израильские черкесы, принадлежащие к умеренному суннитскому исламу, проживают в двух деревнях — Кфар-Каме в Нижней Галилее и Рейхание в Верхней Галилее. В Кфар-Каме, основанном в 1878 году, насчитывается 3200 жителей, абсолютное большинство относятся к черкесскому колену шапсугов.
Эта деревня была построена по типу кавказского горного аула. Первые дома, окруженные черной базальтовой стеной и покрытые красной черепицей, возведились вокруг мечети с минаретом.
С первых лет своего пребывания на этой земле черкесы были в хороших отношениях с евреями. Со многими они общались по-русски.
До образования Израиля черкесы нередко занимались охраной еврейских земельных участков от нападения бедуинов.
Во время Войны за независимость в 1948 году черкесы заняли нейтральную позицию, а с 1958 года стали призываться на срочную службу в израильскую армию.
Сегодня 95% молодых черкесов призываются в ЦАХАЛ, этот процент намного выше, чем среди еврейского населения. Многие продолжают служить в кадровой армии, полиции и органах безопасности. В черкесских школах все предметы, кроме адыгейского языка, преподаются на иврите. Кстати, между собой черкесы тоже говорят преимущественно на иврите.
В старину внутренние дворы домов черкесской деревни соединялись проходами и позволяли жителям вести закрытый образ жизни. В центре Кфар-Камы сохранилось ядро старой деревни, вокруг которого за последние десятилетия выросли новые кварталы, почти не отличающиеся от еврейских мошавов или кибуцев.
С начала XX века в Кфар-Каме работала мельница с дизельным двигателем. Сюда стекались крестьяне из близлежащих сел, нуждающиеся в помолке зерна. Вблизи мельницы был построен Бейт-Шами — двухэтажный постоялый двор. На первом этаже помещалась скотина, а на втором — постояльцы, ожидавшие окончания помолки.
Несколько лет назад заброшенное здание постоялого двора решили реконструировать и превратить в центр черкесского наследия. Сегодня в Бейт-Шами расположен музей, рассказывающий о трагической истории черкесов, есть интересная выставка предметов быта и национальной одежды.
Свежие комментарии