Российское правительство имело собственную, заранее разработанную концепцию организации власти у «черкесов» и конкретную схему административного управления142. Власти намечали на базе исторически сложившихся племенных образований и с учетом их границ, а также «местных удобств», «единоплеменности» и «старинных дружеских связей» образовать «округа».
При этом не допускалось, чтобы при образовании округа усиливались те из племен, кто был известен «духом непокорности и хищничес-твом»143. Во главе округа предполагалось иметь председателя, назначаемого императором, и «шесть заседателей», избираемых народом сроком на три года. Председатель и заседатели вместе составляли бы Совет, призванный решать вопросы управления округом. Каждый округ должен был наметить административный центр, «выгодный» для управленческой деятельности. Одновременно с округами в Ставрополе создавалась Кавказская комиссия как главное областное управление, которому подчинялись окружные советы144.Российское правительство имело собственную, заранее разработанную концепцию организации власти у «черкесов» и конкретную схему административного управления. Власти намечали на базе исторически сложившихся племенных образований и с учетом их границ, а также «местных удобств», «единоплеменности» и «старинных дружеских связей» образовать «округа». При этом не допускалось, чтобы при образовании округа усиливались те из племен, кто был известен «духом непокорности и хищничес-твом». Во главе округа предполагалось иметь председателя, назначаемого императором, и «шесть заседателей», избираемых народом сроком на три года. Председатель и заседатели вместе составляли бы Совет, призванный решать вопросы управления округом. Каждый округ должен был наметить административный центр, «выгодный» для управленческой деятельности. Одновременно с округами в Ставрополе создавалась Кавказская комиссия как главное областное управление, которому подчинялись окружные советы. Более важным, чем собственно конструкция власти, являлось видение функции этой власти. Считалось, что советы округов, прежде всего, обязаны были заниматься урегулированием межплеменных («межокружных») отношений, не допуская между ними «распрей», рассматривать дела, касавшиеся «до измены» правительству России, а также «нападений», «грабежей» и «убийств», производимых в «русских пределах». Что касается «до внутренней» жизни черкесов, то российское правительство не намеревалось вмешиваться в нее, оставляя местное управление, основанное на обычном праве, на усмотрение горцев. Оговаривалось, однако, и недопущение применения «обычаев феодализма», «имеющего на Кавказе все оттенки самоуправства средних веков Европы» Российское правительство также считалось с «закрытостью» обществ адыгских горцев и запрещало «русским подданным» «ходить» без специальных пропусков «за Кубань». В свою очередь без таких же пропусков горцам не разрешалось переходить пограничную линию. В планы правительства входило приведение горцев к присяге «на верность подданства России», дабы «жить с русскими, как с братьями, в мире и дружбе». Особое значение придавалось торговле, развитие которой поощрялось отменой всяких пошлин. В Ставрополе предусматривалась организация ярмарок, а Анапе отводилась роль торгового центра для горских обществ. В планах российского правительства рассматривались также вопросы, связанные с созданием аптек, обеспечением лекарствами и введением начал просвещения: горские племена -абадзехи, шапсуги, натухайцы и убыхи - не имели письменности, среди этих племен не было грамотных людей.Планы России в Черкесии
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии