В отписке терского воеводы И. Л. Дашкова от 11 января 1629 г. в Посольский приказ о разведках залежей серебряной руды сообщается, что «бывали посланы в горы для твоих государевых дел Ковшов-мурза, кото-рый привез руду... и местом Балкары владеет его, Ковшов-мурзы, племянник Абшита Вороков»35. Из этой отписки ясно видно, что слово «Балкары» есть название места, где искали серебро.
В отписке терского воеводы И. Л. Дашкова от 11 января 1629 г. в Посольский приказ о разведках залежей серебряной руды сообщается, что «бывали посланы в горы для твоих государевых дел Ковшов-мурза, кото-рый привез руду... и местом Балкары владеет его, Ковшов-мурзы, племянник Абшита Вороков»35. Из этой отписки ясно видно, что слово «Балкары» есть название места, где искали серебро.Тот же терский воевода И. А. Дашков в отписке своей от 21 февраля 1629 г. по тому же поводу пишет:
«Собравая с ратными людьми, пошли в горы в Балкары в то место, где серебряную руду имели»36. Здесь также слово «Балкары» употреблено как топонимический термин. Эти документы свидетельствуют о том, что место, где находилось серебро, еще до прихода туда предков современных балкарцев, называлось «Балкары», и весьма естественно, что жители этого района, независимо от национальной принадлежности, носили имя мест-ности и назывались балкарцами. С каких пор так называлось ущелье Черека, мы не знаем, вопрос не изучен, но установлено, что название «Балкары» в 1629 г. уже существовало.
Если Карачай получил свое название от переселенцев-карачаевцев, то «балкары» сами дали свое имя пришедшим из Крыма чагатайцам, или карачаевцам. Скоро они забыли свое старое название и стали называться балкарцами.
Правы были академики Ковалевский и Миллер, когда они, не зная и не имея данных о том, что страна эта называлась «Балкары», писали, что балкарцы имя свое «унаследовали вместе с страной»37. Топонимическое название стало этническим.
Существует мнение, что только бассейн р. Черек назывался «Балкарами», а жители этого ущелья — балкарцами. Возникает вопрос, каким образом название «балкарцы» распространилось на жителей ущелий Баксана, Чегема и Безенги и вся территория этих рек стала называться Балкарией? Сторонники этой гипотезы говорят, что численное превосходство и большой удельный вес населения Черека — балкарцев в общественной жизни переселенцев всех ущелий выдвинули их на первый план. Им принадлежала руководящая роль в жизни переселенцев, и потому название этого племени со временем перешло ко всем другим племенам, стало общим названием всего народа. Такого мнения был Шора Ногмов, а теперь эту точку защищают Лайпанов и другие38.
Комментаторы книги «Кабардино-русские отношения в XVI—XVIII вв.» пишут: «В ущелье Черека находилось упомянутое выше место Балкары» и сейчас же комментируют: т. е. поселения балкарцев. Почему так сузили комментаторы содержание слов «место Балкары», на каком основании решили, что это поселение балкарцев, — комментаторы доказательств не приводят. Это их голое предположение, и согласиться с таким толкованием мы не можем. Бесспорно, что топонимический термин «Балкары» происходит от названия р. Малка, которая одновременно называлась «Балка», «Балк», «Палк». Осетины, как удостоверяет Кокиев, до сих пор Малку называют «Балки».
Все реки, в ущельях которых живут балкарцы, - Баксан, Безенги, Чегем и Черек — являются притоками Малки, или Балки, и впадают в неё. Следовательно, все эти реки со своими ущельями, землями, горами и лесами находятся в бассейне р. Малка, или Балка.
Как показали раскопки В. Миллера и М. Ковалевского, во всех этих ущельях, на территории всего бассейна Малки, раньше жили осетины, которых вытеснили пришельцы чагатайцы на юг. Не одно ущелье р. Черек, а весь бассейн Малки, или Балки, назывался Балкары. Название «Балкары» существовало до прихода современных балкарцев, по всей вероятности, оно дано стране еще осетинами, которые Малку называли Балка.
Таким образом, весь бассейн р. Малка, или Балка, вся страна называлась «Балкария» и население всех ущелий, всего бассейна Малки называлось «балкарами» совершенно независимо от названия ущелья Черека и его жителей. Народ получил свое название от страны. Поэтому переселившиеся из Крыма чагатайцы, или карачаевцы, в бассейне р. Малка, или Балка, стали балкарцами.
На основании всех вышеприведенных данных мы смело можем сказать, что карачаевское народное предание об их выходе из Крыма вполне оправдывается данными памятных записей Хачатура Кафаеци. Карачаевцы и балкарцы являются потомками вышедших в 1639 г. из Крыма чагатайцев (кипчаков), они зашли в пределы Черкесии и остановились на Баксане и в окрестностях, а через некоторое время часть их перешла на нынешнюю территорию Карачая, а другая часть осталась на месте и постепенно расселилась в ущельях гор страны «Балкары», названной впоследствии Балкарией.
Никакие гунны, болгары, хазары, никакие остатки войск Тимура, никакие чехи и богемцы не принимали участия в истории формирования карачаевского и балкарского народов. Никакие массовые притоки иногородцев также не имели места. Мы допускаем возможность притока одиночек из соседних стран, искавших приюта у горцев, но массового притока и массовой ассимиляции не было и не могло быть. Быть может, мы не совсем правы в некоторых своих выводах, но не подлежит сомнению, что записи Кафаеци имеют решающее значение в разрешении проблемы о происхождении карачаевцев и балкарцев. Несомненно, что отныне взоры ученых и исследователей должны обратиться к архивам народов, населявших в средних веках Крымский полуостров.
Только глубокие исторические, этнографические и лингвистические исследования могут дать правильный ответ на вопрос о происхождении балкарского и карачаевского народов.
Примечание
1. Журнал «Вестник Европы», 1884, № 4. Статья — «В горских обществах Кабарды» // Из путешествия Всеволода Миллера и Максима Ковалевского. С. 558.
2. Белокуров У.Б. Посольство дьяка Елчина и священника Павла Захарьева в Дадиановскую землю (1639-1640). Чтения в Московском императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете, кн. II, 1887.
3. Полуектов М.А. посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Иверию (1650 - 1652). Тифлис, 1926.
4. Ислам Тамбиев. Заметки по истории Кабарды // Журнал Революция и горец. Ростов-на-Дону, 1933, январь-февраль.
5. Лайпанов Х.О. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск, 1957.
6. Ключевский В. Курс русской истории. Т. I. M., 1950. С. 106.
7. Мартиросян А. Мартирос Крышеци. Исследования и тексты. Ереван, 1958. С. 143—144 (на армянском языке).
8. Абрамян А. Статья о Хачатуре Кафаеци // Эчмиадзин. 1944. № 1. С. 39—51.
9. Акопян В. Мелкие хроники XIII—XVIII вв. Т. I. Ереван, 1951. С. 222-223.
10. Там же. С. 225.
11. Николай Костомаров. Богдан Хмельницкий. Т. I. СПБ, 1859. С. 85.
12. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты. 1887. С. 538-539.
13. Ключевский В. Курс русской истории... С. 111—121.
14. Акопян В. Мелкие хроники... С. 222.
15. Там же.
16. Большая Советская Энциклопедия. Т. 47. С. 17.
17. Ламберти А. Описание Колхиды... С. 192.
18. ЛайпановХ.О. К истории карачаевцев... С. 21.
19. Белокуров Е. Б. Посольство дьяка Федота Елчина... С. 276—288.
20. Самойлович А. Кавказ и турецкий... С. 5.
21. Там же. С. 6.
22. Ламберти А. Описание Колхиды... С. 192.
23. Ган К. Опыт объяснения кавказских географических названий. С.72.
24. Дьячков-Тарасов. Социальные формации Карачая... С. 187.
25. Белокуров Е. Б. Посольство дьяка Федота Елчина... С. 257—276.
26. Лайпанов X. О. К истории карачаевцев... С. 8.
27. Сталь. Указанная работа, стр. 93.
28. Абаев М. К. Балкария // Журнал Мусульманин. Париж, 1911. № 14—17. С.586.
29. Лайпанов. X. О. К истории карачаевцев... С. 8.
30. Броневский С. Известия о Кавказе. С. 510—511.
31. Миллер В. и Ковалевский М. Статья в журнале Вестник Европы. 1884. № 4. С. 510-511.
32. Кабардино-русские отношения в 16—18 вв. // Под ред. Кумыкова и Кушевой. М., 1957. Ч.1.
33. Кумыков Т.Х. История Кабардино-Балкарской АССР. Т. 1 (план-конспект). Нальчик, 1958. С. 13.
34. Бабаев С. и Шабаев Д. За марксистско-ленинское освещение истории балкарского народа// Газета Кабардино-Балкарская правда. 1959. №68.
35. Кабардино-русские отношения в 16—18 вв. Документ 76. С. 120.
36. Там же. Документ 77. С. 125.
37. Миллер В. и Ковалевский М. Статья...
38. Лайпанов X. О. К истории карачаевцев... С. 8—9.
Свежие комментарии