На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Адыгский детский игровой фольклор

Адыгский детский игровой фольклор представлен двумя типами: организуемые взрослыми для детей и собственно игровой, функционирующий среди детей. В адыгской фольклористике рассматривались некоторые вопросы специфики адыгского детского игрового фольклора, типологии, поэтики. Ряд исследователей определяет основной жанровый состав детских игр. Так, З. М. Налоев выделяет песни-потешки, знакомящие детей с миром, в одну группу. В сборнике Цеевой Л.Х. собраны игры, рассчитанные на детей разного возраста. В классификационной схеме адыгских фольклорных жанров Ш.Х. Хута выделяются песни о животных и растениях, песни, знакомящие детей с окружающим миром, как собственно детские. К ним ошибочно отнесены песни, побуждающие детей ходить, песни первого шага ребенка, в то время, как данные песни входят в детский обрядовый цикл. Из перечисленных исследователем жанров к игровому фольклору могут быть отнесены только потешки. По включенности детей в движение Унарокова Р.Б. подразделяет адыгский детский игровой фольклор на п1элъэрыс джэгук1эхэр - малоподвижные игры-посиделки и псынк1эрыджэгухэр - подвижные игры. В данной работе мы попытались определить жанровый состав детского игрового фольклора. В связи с тем, что нас интересует вербальная составляющая, мы рассматриваем игры, в которых присутствует художественное слово. По структуре игры делятся на сюжетные и бессюжетные. В структуру подвижных игр включены как текст игры, т.е. вербальная ее часть, так и тексты, организующие игру: джэгу зэхащэхэр (формулы зачина игры - игровые прелюдии, зазывальные песни), лъытак1эхэр (жеребьевки, считалки), джэгук1эхэр зэрагъэт1ылъыжьрэр (формулы, несущие службу концовок). По половозрастному признаку они могут быть предназначены для мальчиков, для девочек и могут быть общими; также выделяются игры для младшего, среднего и старшего возрастов. По своему характеру, целям и задачам адыгские детские игры можно разделить на несколько групп: трудовые игры, военно-прикладные, морально-дидактические. По фабульно-композиционным конструкциям выделяются игры-забавы, сюжетные игры и игры-импровизации. Сложно провести четкую границу между данными группами. Все игры в той или иной степени осуществляют умственное и физическое воспитание детей. При этом в каждой игре больше внимания уделяется какому-либо аспекту. Рассмотрим каждый вид игры отдельно. Из игр, организуемых взрослыми для детей, интерес представляют сабийгъэда1охэр - потешки (букв. сабий - ребенок, гъэдэ1он - утешать; потешать ребенка, играть с ребенком). Как отмечает М.И. Мижаев, «основная функция потешек - позабавить ребенка. Но в них присутствуют и моменты трудового, эстетического, нравственного воспитания и т.п. <...> Забавляя, воспитывать всесторонне - так можно кратко определить назначение адыгских потешек». К потешкам относятся песни, стихотворные приговоры, связанные с самым ранним периодом жизни ребенка. Это песни, знакомящие детей с окружающим миром (Хьак1ыб-к1ыбыхъу) и пальчиковые игры (Бзыу-бзыу гуаго, Мэлхэр мэхъуак1ох). Один из вариантов игры Мэлхэр мэхъуак1ох (Овцы пасутся) происходил следующим образом. «Взрослый брал ручку ребенка ладонью вверх в свою руку и, ведя указательным пальцем другой своей руки по центру ладони ребенка, пел: Мыщ дэжьым мэлхэр щэхъуак1ох, щэхъ-уак1ох, Мыщ дэжьым хъураеу щэджэгух, щэджэгух. - (Вот здесь овцы пасутся, пасутся, Вот здесь в кругу играют, играют [здесь и далее перевод наш - Ш.М.]. Затем указывая на каждый палец ребенка, взрослый комментировал кто из них ленивый, а кто трудолюбивый. Потешки прививают детям чувство прекрасного, воспитывают в них любовь к труду, развивают их речевую деятельность, элементарные навыки пения, танца. Большую группу адыгских игр составляют подвижные игры. Они направлены на развитие быстроты, ловкости детей. Для младшего школьного возраста интерес представляют такие игры, как Къан-гъэбылъ (Прятки), Пэ1оч1алъхь (Подлог шапки), Джанкъылыщ (Не попади в плен) и др.. Все они являются сюжетными. Вербальная часть каждой игры представлена множеством текстов, како- выми являются ролевые тексты (тексты всех играющих, тексты группы участников, тексты водящего), тексты игрового права, игровой магии, тексты наказаний. К ним могут быть отнесены также игровые локусы: губгъо - поле, 1уашъхьэ - холм; обозначения игровых ролей: лэжъ (ведущий), 1ахъо - пастух; атрибуты: мыжъо - камень, 1эгуау - мяч; действия: джэгун - играть, пхъотэн - хватать. Тексты игрового права представлены определенными формулами: Къан, къан, къангъэбылъ, Къангъэбылъыр ед-гъэжьагъ. Ц1ык1уи ини зыжъугъэбылъ, Сылъыхъонэу сыкъежьагъ. - Кан, кан прятки, В прятки начинаем играть. И мал, и велик спрячься, Я иду искать. Относительно редко используются тексты игровой магии: Зэпэк1эрэк1эу, Зэпэк1эрахъоу, Ибрахьимэ къытесэдзэ! - Вращая, ворочая, Ибрагима бросаю [в зн.: побеждаю] («Джанкъылыщ») и тексты наказаний: Тегъэ, тегъэ, тегъэ бэщ, Бэщтекъузэ хэт ыш1ын? - Плачь, плачь, палка, плакать заставляющая, Палкой нагнуть кто возьмется? В конце каждой игры проводится награждение участников. Проявившим себя с лучшей стороны мальчикам дарят «коня с седлом» (конь представлен в виде длинной палки, к которой привязан кусок материи, олицетворяющий бурку), девочкам дарят флаг, для них читают стихи, танцуют. Как отмечает Р.Б. Унарокова, сюжетные игры композиционно четко выстроены: имеют начало, продолжение и конец. К игре приглашают с помощью зазывальных песен: О, хъуромэ, хъуромэ, О, хъуромэ токъу, Токъмакъыр зи1аш, Зи1ашэжъыр лъэгубгъуа, Хъан игубгъо тижъугъахьа - О, хурома, хурома, О, хурома булава, Булава чье оружие, Оружие чье широко в основании, В ханские земли понеслись. Обычно, эту песню запевает один из участников игры, а остальные собираются к месту игрового действия, с возгласами «О-о-о». Если случается так, что кто-то от- страняется от игры, ему в адрес произносят: Хъуромашъхьэ утена, Чэу гъуанэ удэ-на - Пусть останешься на вершине ху-ромы, Пусть застрянешь в дыре плетня. Определенное количество игроков выбирают водящего с помощью считалки. Из коллекции адыгского детского фольклора к исследованию привлечено 22 считалки, из них 4 текста представлены в разных вариантах. Наиболее древним и самым распространенным жанром считаются считалки-числовки (собственно считалки). Счет сопровождается предварительным текстом, после чего один из играющих должен назвать какое-либо число, до которого нужно считать. Из круга выходит тот, на кого указала последняя цифра. Таким образом, счет продолжается до тех пор, пока не остается один человек, который впоследствии становится водящим игры. Во многих считалках наблюдаются фонетически зарифмованные лексемы. «Дети любят непонятное и таинственное, им нравится владеть секретами, говорить на особом, только им ведомом языке»: Мышк1у-мышк1у, Мышк1у лъабжъ, ЛъэбжъэукI, 1ак1ы, К1ыды, Бэгъурат1э, Шъхьатыкъыц - Желудь, желудь, Желудя коренище, Коренище открытое, Верх кисти руки... [Далее значение слов не удается расшифровать - Ш.М.] Зазывным стихам и считалкам свойственна семантика движения, игрового действия: (сыдэджэгуая, сыкъед-жэгоха - досл. вверх играя, вниз - играя; щэр хэхыжь - пулю удали. Благодаря содержанию ассонансов, аллитераций, ритмичности, данные жанры детского фольклора становятся легкими и удобными для запоминания. К малоподвижным, так называемым играм-посиделкам, относятся такие словесные игры, как псынк1эры1о 1уры1упчъэхэр (скороговорки), хыры-хыхьэхэр, къоджэхь-къоджэшххэр (загадки), игры-задачи: «Си1ахь тэ щы1?» («Где моя доля?), Хьак1ыб-к1ыбыхъу» («Покачайся на спине»). «Скороговорки - это шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов». Они включены в разряд детских с целью обучения правильному произношению сложных звуков адыгского языка. Загадка - (къоджэхь-къоджэшх (адыг.), къуажэхь (каб.), что в переводе означает «завоевание селения»). Они относятся к играм-посиделкам. «Загадка, -по определению З.Ж. Кудаевой, - краткое, требующее отгадки художественное иносказание или описание, реализующееся в игровом контексте. <.> Чаще всего играли по вечерам, после работы. Играли осенью, зимой, на цыпхынщ1ыхьэху, нартыхутхъ - вечерах, посвященных совместной обработке шерсти, очистке кукурузы, на кошарах летних пастбищ». Группы соревнуются - кто больше «трофей» выиграет. Ш.Х. Хут в адыгской паремиологии выделяет 13 групп загадок на основе названия загадываемых предметов: о птицах и насекомых; об орудиях труда и средствах передвижения; о растениях и т.д.. Загадкам свойственны лапидарность, афористичность, устойчивость, воспроизводимость из памяти в готовом виде. Поэтому подобные игры развивают у детей сообразительность, наблюдательность, вырабатывают умение вести диалог, способствуют возникновению своеобразного детского театра. Таким образом, исследование адыгского детского игрового фольклора привело нас к выводу о том, что он представлен двумя типами - собственно детскими и играми, организуемыми вместе со взрослыми. По жанровому составу оба типа достаточно многообразны. Вербальная часть игр богата художественно-изобразительными средствами. Игры содействуют умственному, физическому, эстетическому, этическому, трудовому воспитанию детей...

Адыгский детский игровой фольклор


Адыгский детский игровой фольклор представлен двумя типами: организуемые взрослыми для детей и собственно игровой, функционирующий среди детей.

В адыгской фольклористике рассматривались некоторые вопросы специфики адыгского детского игрового фольклора, типологии, поэтики. Ряд исследователей определяет основной жанровый состав детских игр. Так, З. М. Налоев выделяет песни-потешки, знакомящие детей с миром, в одну группу. В сборнике Цеевой Л.Х. собраны игры, рассчитанные на детей разного возраста. В классификационной схеме адыгских фольклорных жанров Ш.Х. Хута выделяются песни о животных и растениях, песни, знакомящие детей с окружающим миром, как собственно детские. К ним ошибочно отнесены песни, побуждающие детей ходить, песни первого шага ребенка, в то время, как данные песни входят в детский обрядовый цикл. Из перечисленных исследователем жанров к игровому фольклору могут быть отнесены только потешки. По включенности детей в движение Унарокова Р.Б. подразделяет адыгский детский игровой фольклор на п1элъэрыс джэгук1эхэр - малоподвижные игры-посиделки и псынк1эрыджэгухэр - подвижные игры.

В данной работе мы попытались

определить жанровый состав детского игрового фольклора. В связи с тем, что нас интересует вербальная составляющая, мы рассматриваем игры, в которых присутствует художественное слово.

По структуре игры делятся на сюжетные и бессюжетные. В структуру подвижных игр включены как текст игры, т.е. вербальная ее часть, так и тексты, организующие игру: джэгу зэхащэхэр (формулы зачина игры - игровые прелюдии, зазывальные песни), лъытак1эхэр (жеребьевки, считалки), джэгук1эхэр зэрагъэт1ылъыжьрэр (формулы, несущие службу концовок). По половозрастному признаку они могут быть предназначены для мальчиков, для девочек и могут быть общими; также выделяются игры для младшего, среднего и старшего возрастов. По своему характеру, целям и задачам адыгские детские игры можно разделить на несколько групп: трудовые игры, военно-прикладные, морально-дидактические. По фабульно-композиционным конструкциям выделяются игры-забавы, сюжетные игры и игры-импровизации. Сложно провести четкую границу между данными группами. Все игры в той или иной степени осуществляют умственное и физическое воспитание детей. При этом в каждой игре больше внимания уделяется какому-либо аспекту.

Рассмотрим каждый вид игры отдельно. Из игр, организуемых взрослыми для детей, интерес представляют сабийгъэда1охэр - потешки (букв. сабий

- ребенок, гъэдэ1он - утешать; потешать ребенка, играть с ребенком). Как отмечает М.И. Мижаев, «основная функция потешек - позабавить ребенка. Но в них присутствуют и моменты трудового, эстетического, нравственного воспитания и т.п. <...> Забавляя, воспитывать всесторонне

- так можно кратко определить назначение адыгских потешек».

К потешкам относятся песни, стихотворные приговоры, связанные с самым ранним периодом жизни ребенка. Это песни, знакомящие детей с окружающим миром (Хьак1ыб-к1ыбыхъу) и пальчиковые игры (Бзыу-бзыу гуаго, Мэлхэр мэхъуак1ох).

Один из вариантов игры Мэлхэр мэхъуак1ох (Овцы пасутся) происходил следующим образом. «Взрослый брал ручку ребенка ладонью вверх в свою руку и, ведя указательным пальцем другой своей руки по центру ладони ребенка, пел: Мыщ дэжьым мэлхэр щэхъуак1ох, щэхъ-уак1ох, Мыщ дэжьым хъураеу щэджэгух, щэджэгух. - (Вот здесь овцы пасутся, пасутся, Вот здесь в кругу играют, играют [здесь и далее перевод наш - Ш.М.]. Затем указывая на каждый палец ребенка, взрослый комментировал кто из них ленивый, а кто трудолюбивый.

Потешки прививают детям чувство прекрасного, воспитывают в них любовь к труду, развивают их речевую деятельность, элементарные навыки пения, танца.

Большую группу адыгских игр составляют подвижные игры. Они направлены на развитие быстроты, ловкости детей. Для младшего школьного возраста интерес представляют такие игры, как Къан-гъэбылъ (Прятки), Пэ1оч1алъхь (Подлог шапки), Джанкъылыщ (Не попади в плен) и др.. Все они являются сюжетными.

Вербальная часть каждой игры представлена множеством текстов, како-

выми являются ролевые тексты (тексты всех играющих, тексты группы участников, тексты водящего), тексты игрового права, игровой магии, тексты наказаний. К ним могут быть отнесены также игровые локусы: губгъо - поле, 1уашъхьэ

- холм; обозначения игровых ролей: лэжъ (ведущий), 1ахъо - пастух; атрибуты: мыжъо - камень, 1эгуау - мяч; действия: джэгун - играть, пхъотэн - хватать. Тексты игрового права представлены определенными формулами: Къан, къан, къангъэбылъ, Къангъэбылъыр ед-гъэжьагъ. Ц1ык1уи ини зыжъугъэбылъ, Сылъыхъонэу сыкъежьагъ. - Кан, кан прятки, В прятки начинаем играть. И мал, и велик спрячься, Я иду искать.

Относительно редко используются тексты игровой магии: Зэпэк1эрэк1эу, Зэпэк1эрахъоу, Ибрахьимэ къытесэдзэ!

- Вращая, ворочая, Ибрагима бросаю [в зн.: побеждаю] («Джанкъылыщ») и тексты наказаний: Тегъэ, тегъэ, тегъэ бэщ, Бэщтекъузэ хэт ыш1ын? - Плачь, плачь, палка, плакать заставляющая, Палкой нагнуть кто возьмется?

В конце каждой игры проводится награждение участников. Проявившим себя с лучшей стороны мальчикам дарят «коня с седлом» (конь представлен в виде длинной палки, к которой привязан кусок материи, олицетворяющий бурку), девочкам дарят флаг, для них читают стихи, танцуют.

Как отмечает Р.Б. Унарокова, сюжетные игры композиционно четко выстроены: имеют начало, продолжение и конец. К игре приглашают с помощью зазывальных песен: О, хъуромэ, хъуромэ, О, хъуромэ токъу, Токъмакъыр зи1аш, Зи1ашэжъыр лъэгубгъуа, Хъан игубгъо тижъугъахьа - О, хурома, хурома, О, хурома булава, Булава чье оружие, Оружие чье широко в основании, В ханские земли понеслись.

Обычно, эту песню запевает один из участников игры, а остальные собираются к месту игрового действия, с возгласами «О-о-о». Если случается так, что кто-то от-

страняется от игры, ему в адрес произносят: Хъуромашъхьэ утена, Чэу гъуанэ удэ-на - Пусть останешься на вершине ху-ромы, Пусть застрянешь в дыре плетня.

Определенное количество игроков выбирают водящего с помощью считалки. Из коллекции адыгского детского фольклора к исследованию привлечено 22 считалки, из них 4 текста представлены в разных вариантах.

Наиболее древним и самым распространенным жанром считаются считалки-числовки (собственно считалки). Счет сопровождается предварительным текстом, после чего один из играющих должен назвать какое-либо число, до которого нужно считать. Из круга выходит тот, на кого указала последняя цифра. Таким образом, счет продолжается до тех пор, пока не остается один человек, который впоследствии становится водящим игры.

Во многих считалках наблюдаются фонетически зарифмованные лексемы. «Дети любят непонятное и таинственное, им нравится владеть секретами, говорить на особом, только им ведомом языке»: Мышк1у-мышк1у, Мышк1у лъабжъ, ЛъэбжъэукI, 1ак1ы, К1ыды, Бэгъурат1э, Шъхьатыкъыц - Желудь, желудь, Желудя коренище, Коренище открытое, Верх кисти руки... [Далее значение слов не удается расшифровать - Ш.М.]

Зазывным стихам и считалкам свойственна семантика движения, игрового действия: (сыдэджэгуая, сыкъед-жэгоха - досл. вверх играя, вниз - играя; щэр хэхыжь - пулю удали. Благодаря содержанию ассонансов, аллитераций, ритмичности, данные жанры детского фольклора становятся легкими и удобными для запоминания.

К малоподвижным, так называемым играм-посиделкам, относятся такие словесные игры, как псынк1эры1о 1уры1упчъэхэр (скороговорки), хыры-хыхьэхэр, къоджэхь-къоджэшххэр (загадки), игры-задачи: «Си1ахь тэ щы1?» («Где моя доля?), Хьак1ыб-к1ыбыхъу»

(«Покачайся на спине»).

«Скороговорки - это шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов». Они включены в разряд детских с целью обучения правильному произношению сложных звуков адыгского языка.

Загадка - (къоджэхь-къоджэшх (адыг.), къуажэхь (каб.), что в переводе означает «завоевание селения»). Они относятся к играм-посиделкам. «Загадка, -по определению З.Ж. Кудаевой, - краткое, требующее отгадки художественное иносказание или описание, реализующееся в игровом контексте. <.> Чаще всего играли по вечерам, после работы. Играли осенью, зимой, на цыпхынщ1ыхьэху, нартыхутхъ - вечерах, посвященных совместной обработке шерсти, очистке кукурузы, на кошарах летних пастбищ». Группы соревнуются - кто больше «трофей» выиграет.

Ш.Х. Хут в адыгской паремиологии выделяет 13 групп загадок на основе названия загадываемых предметов: о птицах и насекомых; об орудиях труда и средствах передвижения; о растениях и т.д..

Загадкам свойственны лапидарность, афористичность, устойчивость, воспроизводимость из памяти в готовом виде. Поэтому подобные игры развивают у детей сообразительность, наблюдательность, вырабатывают умение вести диалог, способствуют возникновению своеобразного детского театра.

Таким образом, исследование адыгского детского игрового фольклора привело нас к выводу о том, что он представлен двумя типами - собственно детскими и играми, организуемыми вместе со взрослыми. По жанровому составу оба типа достаточно многообразны. Вербальная часть игр богата художественно-изобразительными средствами. Игры содействуют умственному, физическому, эстетическому, этическому, трудовому воспитанию детей.

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх