Вопрос о численности северокавказских мухаджиров до сих пор остается спорным, поскольку имеющиеся статистические данные не позволяют нам с достаточной точностью определить количество эмигрантов. Эти материалы отличаются разрозненностью и значительной условностью. Данные официальной российской статистики обычно занижены, а цифры, приведенные зарубежными авторами, в том числе представителями диаспоры, наоборот, преувеличены и часто не подтверждаются источниками.
Такое положение было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в России заграничные паспорта горцам выдавались на семью или группу родственников, в которую входило иногда до 40 человек, многие вообще уезжали тайно, и количество переселенцев редко удавалось с точностью зафиксировать. Во-вторых, встречались неточности при определении конфессиональной и этнической принадлежности эмигрантов. Так к «черкесам-мусульманам» — мухаджирам причислялись и немусульмане, и даже славяне (например, это относилось к общинам старообрядцев и казаков-некра-совцев).Вопрос о численности северокавказских мухаджиров до сих пор остается спорным, поскольку имеющиеся статистические данные не позволяют нам с достаточной точностью определить количество эмигрантов. Эти материалы отличаются разрозненностью и значительной условностью. Данные официальной российской статистики обычно занижены, а цифры, приведенные зарубежными авторами, в том числе представителями диаспоры, наоборот, преувеличены и часто не подтверждаются источниками. Такое положение было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в России заграничные паспорта горцам выдавались на семью или группу родственников, в которую входило иногда до 40 человек, многие вообще уезжали тайно, и количество переселенцев редко удавалось с точностью зафиксировать. Во-вторых, встречались неточности при определении конфессиональной и этнической принадлежности эмигрантов. Так к «черкесам-мусульманам» — мухаджирам причислялись и немусульмане, и даже славяне (например, это относилось к общинам старообрядцев и казаков-некра-совцев).С известной долей вероятности можно определить лишь число официально зарегистрированных эмигрантов. По данным российских источников, приведенных в монографии А.Х. Касумова и Х.А. Касумова, «общая численность западных адыгов, переселившихся в Турцию за время с 1858 по 1864 г., составляет 398 тыс. 955 человек. При этом только в 1864 г. адыгов переселилось 342 тыс. 748 человек». По другим данным, в течение 1863—1864 гг. с Северо-Западного Кавказа ушло от 122 тыс. 275 до 312 тыс. 68 человек. Число переселенцев из Кубанской области в 1858—1864 гг. оценивалось в 398 тыс. человек. А.П. Берже считал, что за эти годы в Турцию переселилось 493 тыс. 194 человека.В то же время Нихад Берзедж на основе анализа статистических материалов из турецких источников приводит следующие цифры: с 1857 по 1876 г. с Северного Кавказа было выселено не менее 1 млн 400 тыс. человек.В свою очередь Кемаль Карпат считает, что за период с 1859 по 1879 г. Северный Кавказ покинуло от 700 тыс. до 1,5 млн человек. С 1881 по 1914 г. в Турцию прибыло еще 500 тыс. эмигрантов, этнический состав которых был неоднородным (горцы Северного Кавказа, татары и другие мусульманские народы Поволжья и Урала). При сопоставлении данных и получении итоговой цифры автор учитывал нелегальную эмиграцию и потери, а также использовал демографический анализ документов. Поданным русских официальных источников, после переселения на Северо-Западном Кавказе вместе с кабардинцами осталось не более 150 тыс. человек. По материалам энциклопедического словаря Ф.А. Брогауза и И.А. Ефрона, к концу 1880 г. всего черкесов-адыгов насчитывалось 130 тыс., из них 84 тыс. - кабардинцев. По материалам российских источников, первые и наиболее массовые партии переселенцев состояли в основном из жителей причерноморской линии - убыхов, которые выселились почти полностью, шапсугов и абадзехов. Позже стали выселяться кабардинцы, балкарцы, осетины, чеченцы, представители дагестанских народов.С 1878 по 1910 г. эмигрировало не менее 300 тыс. человек, которые, в основном, были расселены в разных регионах Билад аш-Шама (Большой Сирии). В их заграничных паспортах отмечалось, что они отправляются на жительство в Сирийский (Дамасский) вилайет. С середины 80-х гг. XIX в. переселение уже не носило массового характера и происходило либо по религиозным причинам, либо с целью воссоединения с родственниками, жившими в Османской империи. В это же время началось обратное движение: многие мухаджиры, недовольные своим положением в Турции, всеми силами старались вернуться на родину. О проблемах репатриации будет подробнее сказано в соответствующей главе.На турецком берегу также не всегда удавалось определить число прибывших эмигрантов. Этому было несколько причин. Во-первых, большое число переселенцев погибало по дороге, тонуло в море, так и не добравшись до «земли султана». Приведем небольшую цитату из газеты «Кавказ» за 1864 г.: «На остров Кипр прибыло 3 судна из Самсуна с черкесами из 2.700 человек, из них 1.441 человек умерло в пути». Во-вторых, ежедневно в разных районах расселения мухаджиров от голода и эпидемий умирало по 20—30, а временами и до 100 человек.Так, по данным Н.А. Смирнова, в 1863 г. в Турции проживал 1 млн кавказцев, а в 1924 г. — 600 тыс.. Это было связано как с уменьшением территории государства, так и с ассимиляционными процессами, происходившими внутри диаспоры. О бедственном положении переселенцев неоднократно писали российские газеты того времени, обвиняя российское правительство в подстрекательстве горцев покидать Северный Кавказ, а османское правительство - в неспособности их принять и разворовывании средств, выделяемых на их обустройство.Третья причина, которая затрудняет определение точной цифры горских переселенцев на территории Османской империи, а позже Турции, Сирии и Иордании, связана с национальной политикой, проводимой этими государствами в то время и сейчас. Принцип подсчета строился на выделении граф по конфессиональной принадлежности, реже по родному языку. Все мусульмане записывались в одну графу. В Иордании и других национальных государствах, возникших после распада Османской империи, мухаджиров в переписях стали причислять к титульной нации. Статус этнических меньшинств получили лишь греки, армяне и евреи, поэтому обычно в статистических сборниках указаны только две графы: мусульмане и немусульмане. Кроме того, часто численность населения приводится не в количестве душ, а по числу домов, дворов или семей (особенно это характерно для османского периода).Довольно трудно определить численность людей, входивших в состав одной семьи (двора). В какой-то степени ответить на этот вопрос нам помогают этнографические материалы собственно по истории Северного Кавказа. В них указывается, что традиционный черкесский двор состоял из нескольких семей, и общее число его жителей было от 10 до 100 человек. Но, учитывая высокую смертность среди эмигрантов, а также невозможность селиться «домами» в традиционном понимании, мы будем принимать за число членов одной семьи 4—5 человек, а одного двора 6—10 человек24. Опираясь на вышеназванные корректирующие факторы, мы попытаемся определить численность мухаджиров в Османской империи, в ее европейских и арабских вилайетах.Прибывавших в Стамбул, Трапезунд и другие турецкие порты эмигрантов Верховная комиссия по переселению направляла в Малую Азию, на Балканы, а после войны 1877—1878 гг., согласно мирному договору, в арабские провинции (современные Сирия, Иордания, Палестина, Израиль, Ирак). Подобный выбор конечных пунктов следования кавказских горцев был напрямую связан с государственной политикой. Ареал расселения северокавказских мухаджиров на территории Османской империи достаточно обширен. Можно выделить не менее четырех основных массивов: непосредственно территория современной Турции, Балканы, Сирия и Иордания. В новейшее время именно из этих стран происходила дальнейшая миграция потомков северокавказских мухаджиров в страны Западной Европы и США. По словам Е.Ф. Лудшувейта, «черкесы были расселены по всей Оттоманской империи, проживали в Малой Азии, Армении, Сирии, Ираке, Фракии и Константинополе». Сюда же можно добавить Лазистан и Курдистан, где они жили среди местного лазского, курдского и армянского населения.По проекту видного турецкого политического деятеля Нусрет-паши мухаджиры были расселены в европейских владениях султана, на территории современных Болгарии, союзного государства Сербии и Черногории, а также на греческих островах Кипр, Крит и Родос. На Балканах горцы расселялись среди сербов, болгар, албанцев и греков. Основными пунктами приема выступали Варна, Бургас, София, Пришти-на и другие близлежащие города. Мухаджиры размещались дисперсно, небольшими группами среди местного христианского населения. Деревни, предназначенные для них, располагались вдоль больших дорог и важнейших горных проходов, что позволяло османским властям контролировать эту территорию при помощи «черкесских» поселений. Потомки эмигрантов с Кавказа до недавнего времени жили в Косово в трех населенных пунктах: Дон и Становце, Милошево, Либар. В обширной работе В. Теллова содержится материал о численности черкесских дворов в Дунайском вилайете (санджаках Рушук, Тырново, Варна и Тульчак) на 1877 г., общее число которых достигало примерно 8 тыс. 270, что в среднем составляло 60 тыс. человек. По материалам, приведенным в книге Ф. Каница, в 1864 г. на Балканах проживало 150—200 тыс. мухаджиров. Схожие цифры мы встречаем в работе К. Карпата, согласно которой число северокавказских эмигрантов на Балканах в 1876—1877 гг. достигало от 144 тыс. до 200 тыс. человек.Основной массив расселения мухаджиров на территории Малой Азии протянулся с севера на юг через Бурский, Сивасский, Эрзинджанский и Диярбакырс-кий вилайеты, разделяя центральную часть Анатолии. С востока к этой линии примыкали деревни армян и курдов, которые с начала XIX в. поднимали восстания против центральной власти. Столица империи - Стамбул - также была окружена поселениями «черкесских» эмигрантов.В азиатские провинции империи переселение происходило с начала 60-х гг. XIX в., но основная масса мухаджиров направлялась с Балкан после 1878 г. и с Северного Кавказа в 1900—1905 гг. на территорию современных Сирии и Иордании, входивших тогда в состав Дамасского вилайета2Ь. Основные массивы расселения эмигрантов в Сирии располагались на юге и севере страны. Переселенцы прибывали в Дамаск и Бейрут, откуда уже распределялись далее вглубь страны. В течение 1878 г. на юг Сирии прибыло около 25 тыс. кавказских мухаджиров. В конце 1900 г. только в Дамаск приехало 150 семей (около 700 человек), состоявших преимущественно из адыгов и чеченцев, из них 63 семьи были отправлены в Амман и Наур. В январе 1902 г. 824 мухаджира прибыли в Дамаск, а уже оттуда были отправлены в Кунейтру и аз-Зарку. Через год 130 семей прибыло из Феодосии в Александретту. В декабре 1902 г. в Дамаск прибыло 163 «черкесские» семьи, состоявшие из 823 человек. А в марте 1906 г. в Кунейтре уже проживало 1 тыс. 949 семей, а около Хомса - 670 семей, т.е. к тому времени там находилось примерно 11 тыс. 500 человек.По данным русского военного агента в Османской империи А.Т. Томилова, в 1904 г. в северной Сирии насчитывалось 563 тыс. жителей, из них 11 тыс. 260 северокавказских мухаджиров, т.е. они составляли примерно 2% населения. По таблице В. Кюине, приведенной в этой работе, в Алеппском вилайете в 1902 г. численность мухаджиров составляла 9 тыс. человек.В период французского мандатного правления в Сирии в 1935 г. проводилась перепись населения, согласно данным которой там проживало 4 тыс. 39 семей «черкесов» в 44 населенных пунктах. Помимо адыгов там жили и живут по сей день чеченцы, осетины, карачаевцы и представители дагестанских народов.Большое число потомков северокавказских мухаджиров (50—60 тыс. человек) обосновалось на Голан-ских высотах в округе Кунейтра, так что сам город стали называть «Черкесской столицей», в Хауране и на севере Сирии в Алеппском вилайете. Ахмад Васфи Закария в своей книге «'Аша'ир аш-Шам» («Племена Сирии») называет 15 поселений около Ку-нейтры, шесть селений вокруг Алеппо и Александретты, 10 сел около Хомса и одно поселение возле Лата-кии.Попытаемся очертить границы некоторых районов Сирии, где проживали мухаджиры и живут до сих пор их потомки.Численность и расселение мухаджиров
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии