На рисунке - товарищ панцерный - шляхтич в польской кавалерийской хоругви по образцу черкесов (пятигорцев). Пять князей приехали в Польшу с Северо-Кавказских земель, находящихся между реками Терек и Кубань. То место называлось Пятигорье (пять гор по-русски). (На черкесском оно называлось - Bgiytxw, дословно: пять гор.
На татарском - Бештау, из-за горы Бештау, у которой пять вершин.- М. К.). Земли, отходящие от этой горы на запад и восток, назывались Кабарда. Это была родина Кабардинского (и близко родственного Бес(ла)ейского.- М. К.) клана. В XV и XVI веках эти кланы создали независимую страну, называвшуюся Черкесия на русском и на польско-литовском языках. С одной стороны они граничили с крымскими татарами, а с другой стороны - с кланами Темрюка. Кабарда также была независимой и имела близкие связи с крымскими татарами, которые часто использовали кабардинских воинов войнах против своих соседей. В 1555-1560 годах Кабарда перешла под правление России.На рисунке - товарищ панцерный - шляхтич в польской кавалерийской хоругви по образцу черкесов (пятигорцев).Пять князей приехали в Польшу с Северо-Кавказских земель, находящихся между реками Терек и Кубань. То место называлось Пятигорье (пять гор по-русски). (На черкесском оно называлось - Bgiytxw, дословно: пять гор. На татарском - Бештау, из-за горы Бештау, у которой пять вершин.- М. К.). Земли, отходящие от этой горы на запад и восток, назывались Кабарда. Это была родина Кабардинского (и близко родственного Бес(ла)ейского.- М. К.) клана. В XV и XVI веках эти кланы создали независимую страну, называвшуюся Черкесия на русском и на польско-литовском языках. С одной стороны они граничили с крымскими татарами, а с другой стороны - с кланами Темрюка. Кабарда также была независимой и имела близкие связи с крымскими татарами, которые часто использовали кабардинских воинов войнах против своих соседей. В 1555-1560 годах Кабарда перешла под правление России.
В 1556 году украинский князь Димитро Вишневецкий (дед Михаила Вишневецкого, который стал королем Польши сто лет назад) покинул Польшу (Польша, Украина, Белоруссия и Литва были в то время одной страной) пришел в Россию воевать с крымскими татарами. У его было много достижений со своей казачьей армией. Он был первым казаком и основателем, запорожских казаков! Царь Иван Грозный назначил его на должность воеводы (губернатор) Кабарды. Князь Димитро и его казаки остались в Кабарде на несколько лет и правили ею милостиво и приемлемо. Он расположил к себе многих черкесских воинов.
В 1561 году царь Иван решил атаковать Польшу. Князю Димитро было трудно оставаться в России. Он вернулся домой, чтобы защищать свою страну на Украине. Этот поступок очень разозлил царя. Сообщают, что сказал: «Димитро пришел к нам, как собака, и ушел так же». Но это была первая из его проблем. В конечном ним счете, князя Димитро Вишневецкого взяли в плен в Молдове в 1563 году и послали в Стамбул, где он был казнен за свои нападения на татар.
Через несколько месяцев группа черкесских князей, у которых сложились дружественные личные отношения с Димитро Вишневецким и которые были против правления России в Кабарде, послали некоторое количество воинов в Польшу попросить о помощи. Эти князья были приговорены к смерти царем. В августе 1561 годи польский король разрешил всем воинам Пятигорья, кто хотел, приехать в Польшу.
В 1562 году пять кабардинских князей оставили свои дома на Кавказе и нашли спасение в Польше вместе с семьями и воинами (польские писатели нашего времени утверждают, что там было 300 воинов). Польский король радушно принял их с множеством почестей и подарков, которыми те были очень довольны. Вот имена этих князей:
Касим Камбулатович (Черкасский)
Гаврила Камбулатович (Черкасский)
Онышко/Александр Кудадек (Черкасский), сын очень важного Западно-Черкесского князя Сибок Васул Консаукович. Темрюк Жумкович был знаком с Сибок и членами его клана
Солтан Жумкович (Черкасский), сын Жумека Темрюка
Темрюк Жумкович (Черкасский), сын Жумека Темрюка.
Русский царь понял, что этим поступком он отдал много очень хороших воинов своему врагу - Польше Это еще сильнее разозлило его. Он послал свое доверенное лицо - Алексея Клобукова - в Польшу получить князей обратно, но «Пятигорские» князья оказали ему холодный прием. Большинство черкесских переселенцев уже были ортодоксальными христианами, но некоторые еще были язычниками. Позже потомки воинов стали украинскими православными, тогда как те, кто принадлежал к высшему сословию, приняли польское католичество.
Солтан и Темрюк стали командирами особых полков пятигорских казаков в польской армии. Именно Темрюк показал лучшие качества черкесского командира. О героизме говорит множество документов. Например, 13 апреля 1572 года, когда мощная турецкая армия атаковала польские силы в Молдове, все польские части покинули поле боя в панике, и только Темрюк со своим пятигорским полком остался и дрался до тех пор, пока польские части оправились и вернулись остановить турок.
Его храбрые подвиги не остались без награды. Польский сейм и король не раз выделяли его среди рядов польской аристократии. Ему были пожалованы большие поместья в латвийской, киевской и подольской частях Украины.
Со временем пять черкесских князей стали более могущественными и богатыми. Все они обосновались в Подольском регионе Украины. Каждый год новые черкесские воины прибывали в Польшу, чтобы вступить в особые полки пятигорских казаков. Через несколько лет эти полки стали основной составной частью польской армии, вплоть до 1795 года, когда Польша была оккупирована и разделена Россией, Пруссией и Австрией. После смерти черкесских князей, основателей этих полков - и после потери Польшей независимости, общее количество черкесов сократилось и распределилось между польскими, украинскими и татарскими воинами. Однако полки сохранили свою черкесскую внешность и характерные черты: обычаи, оружие, тактику боя. Сегодня польские историки признают огромное влияние тех пяти князей на эволюцию польской армии.
Потомки черкесских князей влились в польское общество. Но они сохранили свой темперамент и свой боевой дух, особенно против своих смертельных врагов - русских. Когда русские оккупировали Украину, польские черкесы потеряли все.
м-да. тут остается только употребить цитату:”Поздравляю, господин совравший!”
В статье Крушинского, которую мы приводим без сокращений и комментариев утверждается некая “естественная” ненависть всех черкесов ко всем русским.
Можно ли противопоставить такому выводу хоть какие-то факты?
Оказывается вполне. Есть целая книга.
Лишь небольшой отрывок из нее показывает решающую роль князей Кабарды и других адыгских племен в расширении Московского царства и создании Российской империи:
… Михаил Темрюкович Черкасский при Иване Грозном стоял на самых высоких ступенях государственной власти. В 1567 г. князь Михаил, когда ему было около тридцати лет, стал боярином, первым из когорты кабардинских князей, ставших русскими боярами и принимавших самое активное участие в становлении, укреплении и преображении России. «Фактически сын главного князя Кабарды Темрюка Идарова Михайло Черкасский стал первым человеком в государстве после самого царя. Сидел первым в Боярской думе и при перечислении думных списков назывался всегда первым». В России еще в течение долгого времени жила память о том, что «князь Михайло Темрюкович Черкасский тогда был человек великий и временный, и управы было на него добиться неможно».
В 1571 г. крымский хан Давлет-Гирей прорвался к Москве, захватил российскую столицу и сжег ее, огромное число людей было убито и взято в плен. Царь бежал в сторону Ярославля, а малочисленное войско опричников во главе с Михаилом Черкасским не смогло остановить 120-тысячное войско крымских татар. При отходе к Серпухову князь Михаил Темрюкович с наспех собранными войсками пытался перехватить Давлет-Гирея, но ему это не удалось.
Он был вызван в Александрову слободу и здесь был казнен якобы за измену. Произошло это в июне 1571 г. Вскоре Иван IV снимает с Михаила Темрюковича обвинение в измене, фактически посмертно реабилитировав своего сподвижника и ближайшего родственника.
Дмитрий Мамстрюкович Черкасский приходился родным племянником князю Михаилу Темрюковичу. Впервые в чине стольника он упоминается в документах при царе Борисе Годунове, после 1598 г. В период «Смутного времени» начала XVII столетия князь Дмитрий Черкасский «отъехал» к Лжедмитрию II, вероятно, поверив в то, что тот настоящий царевич Дмитрий, сын Ивана IV.
В 1612 г. при освобождении Москвы от иноземных захватчиков и сторонников Лжедмитрия II, Дмитрий Мамстрюкович Черкасский был ближайшим сподвижником воеводы Дмитрия Михайловича Пожарского. Затем возглавляя полки русских ратников, князь Дмитрий Черкасский участвовал в освобождении от лжедмитриевцев и польско-литовских войск городов Углича, Вязьмы, Дорогобужа и других. Когда же войско во главе с ним захватило крепость Белую на подступах к Смоленску, царь Михаил наградил Дмитрия Мамстрюковича особым знаком в шесть «золотых». В 1618 г. он участвовал в боях под Можайском, в результате которых поляки были отброшены от Москвы.
За свою верную службу Дмитрий Черкасский в 1619 г. был пожалован в бояре. Вскоре после этого ему поручили возглавить Казанский приказ, ведавший всеми восточными землями, а также и Сибирский приказ.
В 1633 г. Дмитрий Черкасский был назначен первым воеводой полка, направленного к окруженному поляками Смоленску. Поход закончился заключением мира в пользу России. Дмитрий Мамстрюкович умер в Москве в 1651 г., потомства после него не осталось.
Камбулатовичи. В 1578 г. младший брат Темрюка Идаровича Камбулат – к тому времени князь-валий Кабарды – приезжает с посольством в Москву. С ним приехал и его сын Карашай, которого по просьбе отца оставили в России, на службе. Карашая вскоре крестили, дав ему имя Борис.
Князь Борис Камбулатович Черкасский занимал различные воинские должности. В 1582 г. он становится воеводой Большого полка в Новгороде, затем находился на воеводстве в Серпухове. В 1591 г. Черкасский – первый воевода Большого полка в Туле. В том же году он сыграл важную роль при отражении нашествия 100-тысячного войска крымского хана Казы-Гирея, пытавшегося захватить Москву. Ратники Бориса Камбулатовича, нанося противнику удары, преследовали его до Серпухова. Тогда царь наградил Бориса Камбулатовича особым знаком отличия – «золотым корабельником», прообразом российского ордена.
В 1592 г. племяннику Темрюка Борису Черкасскому был пожалован боярский сан. В девяностые годы за ним закрепляется репутация одного из самых видных и опытных российских военачальников. Английский автор Флетчер в работе «О государстве Русском», говоря о военных деятелях России пишет: «Большим воеводой, или генералом, бывает теперь, обыкновенно, в случае войны, один из следующих четырех: князь Федор Иванович Мстиславский, князь Иван Михайлович Глинский, князь Черкасский и Трубецкой. Все они знатны родом».
Когда в 1598 г. царь Борис Годунов находился в походе против крымского хана Казы-Гирея, Борис Камбулатович оставался при «царице и царевиче водить Москву».
Князь Борис Камбулатович Черкасский был женат на Марфе Никитичне Романовой, племяннице первой жены Ивана Грозного и сестре боярина Федора Никитича, который впоследствии стал патриархом Руси Филаретом.
© Адыги.ру
По материалам: К.Ф.Дзамихов
Свежие комментарии