Мы тоже склонны согласиться с П.К. Усларом и Л.Г. Лопатинским, имея в виду, что адыги сами называют абхазов термином адзы(гъэ), что означает тоже «приморские жители» или «водяные». Однако адыгское слово адыге / адыхэ, исторически, видимо, имело две основы а-дзы «вода», «река» и ы-хэ «ниже», т.е. имели в виду тот же народ а-дзы «абхазы» -«водяные», но находящиеся, «ниже» их - «ады-хэ».
В данном случае, как правильно отмечал А.К. Шагиров, происходит закономерный переход абхазского звука дз в д в адыгском, а значение «вода» остается. Ведь форму адзыгъэ использовали убыхи по отношению ко всем абхазским племенам. Следовательно, убыхскую форму адзыгъэ «абхазы» мы используем вместо древнего названия абхазов адзы, как предположительно говорили «нижние адыги-адзы». Надо думать, что термины черкес и адыгэ появились в древности у меотских племен, то есть у предков черкесов-адыгов. Однако хронологически термин черкес следует отнести к античному периоду, во времена Боспорского государства, а адыгэ - к периоду начала нашей эры. При этом для адыгских народов приоритетное значение стало иметь слово адыгэ, а для остальных народов - слово черкес. Поэтому в наше время термин адыгэ считается самоназванием всех адыгских этносов - абадзехов, адамийцев, бесленеевцев, бжедугов (химишеев и чеченаев), егерухаевцев, жанэ, кабардинцев, мамхегов, натухаевцев, темиргойцев (чемгуев), хагачев, хакучинцев, хатукаевцев, шапсугов и т.д. Однако, как бы там ни было, по отношению к адыгам в мире гораздо шире используется термин «черкес», ставшее иноназванием, а сами себя они называют словом «адыге». Из общеизвестных оставшихся племен к адыгейцам относятся абадзехи, бжедуги, темиргоевцы, шапсуги; к кабардинцам - бесленеи и собственно кабардинцы. Несмотря на то, что у всех у них самоназвание - адыгэ, все же восточные и западные адыги приобрели и закрепились за ними такие термины: восточные - адыгэ (кабардинцы), черкесы-адыге (бесленеевцы); западные - адыгэ (адыгейцы). Однако всех их, по прежнему, в мире называют привычным термином черкесы. Чтобы не затеряться адыгам в потоке различных названий, мы считаем все же разумным писать восточным адыгам-верхним (ышъхьэрэм) - черкес (кабартай); западным адыгам-нижним (к1ахэм) - черкес (адыгэ). И в заключение подчеркнем наше предположение о терминах черкес и адыгэ. Оба слова считаем адыгскими по своему происхождению. Слово черкес, видимо, образовано от собственного имени предводителя меотов в Боспоре К1элэк1ас или Джэрэкъэс, известного в литературе как Крекас. Термин же адыгэ, по всей видимости, имеет основу абхазский корень дз «вода», «река» и х (ы-хэ «ниже чего-то») > от убых. а-дзы-гъэ > адыхэ-адыгэ. Из них термин черкес стал более распространенным и международным, а адыгэ - носит локальный характер.Мы тоже склонны согласиться с П.К. Усларом и Л.Г. Лопатинским, имея в виду, что адыги сами называют абхазов термином адзы(гъэ), что означает тоже «приморские жители» или «водяные». Однако адыгское слово адыге / адыхэ, исторически, видимо, имело две основы а-дзы «вода», «река» и ы-хэ «ниже», т.е. имели в виду тот же народ а-дзы «абхазы» -«водяные», но находящиеся, «ниже» их - «ады-хэ». В данном случае, как правильно отмечал А.К. Шагиров, происходит закономерный переход абхазского звука дз в д в адыгском, а значение «вода» остается. Ведь форму адзыгъэ использовали убыхи по отношению ко всем абхазским племенам. Следовательно, убыхскую форму адзыгъэ «абхазы» мы используем вместо древнего названия абхазов адзы, как предположительно говорили «нижние адыги-адзы».Надо думать, что термины черкес и адыгэ появились в древности у меотских племен, то есть у предков черкесов-адыгов. Однако хронологически термин черкес следует отнести к античному периоду, во времена Боспорского государства, а адыгэ - к периоду начала нашей эры. При этом для адыгских народов приоритетное значение стало иметь слово адыгэ, а для остальных народов - слово черкес. Поэтому в наше время термин адыгэ считается самоназванием всех адыгских этносов - абадзехов, адамийцев, бесленеевцев, бжедугов (химишеев и чеченаев), егерухаевцев, жанэ, кабардинцев, мамхегов, натухаевцев, темиргойцев (чемгуев), хагачев, хакучинцев, хатукаевцев, шапсугов и т.д. Однако, как бы там ни было, по отношению к адыгам в мире гораздо шире используется термин «черкес», ставшее иноназванием, а сами себя они называют словом «адыге».
Из общеизвестных оставшихся племен к адыгейцам относятся абадзехи, бжедуги, темиргоевцы, шапсуги; к кабардинцам - бесленеи и собственно кабардинцы. Несмотря на то, что у всех у них самоназвание - адыгэ, все же восточные и западные адыги приобрели и закрепились за ними такие термины: восточные - адыгэ (кабардинцы), черкесы-адыге (бесленеевцы); западные - адыгэ (адыгейцы). Однако всех их, по прежнему, в мире называют привычным термином черкесы. Чтобы не затеряться адыгам в потоке различных названий, мы считаем все же разумным писать восточным адыгам-верхним (ышъхьэрэм) - черкес (кабартай); западным адыгам-нижним (к1ахэм) - черкес (адыгэ).
И в заключение подчеркнем наше предположение о терминах черкес и адыгэ. Оба слова считаем адыгскими по своему происхождению. Слово черкес, видимо, образовано от собственного имени предводителя меотов в Боспоре К1элэк1ас или Джэрэкъэс, известного в литературе как Крекас. Термин же адыгэ, по всей видимости, имеет основу абхазский корень дз «вода», «река» и х (ы-хэ «ниже чего-то») > от убых. а-дзы-гъэ > адыхэ-адыгэ. Из них термин черкес стал более распространенным и международным, а адыгэ - носит локальный характер.
Свежие комментарии