Черкесские формирования отличались от других добровольческих частей по методам комплектования. Так, учитывая национальные особенности, их старались не смешивать с другими частями. Исключение делалось только для кабардинцев, близких им в этническом отношении и придававшим черкесским частям стойкость, и абазин.
В отличие от обычных русских частей, черкесские имели территориальный принцип комплектования и носили иррегулярный характер. Принципы их формирования были очень похожи на способ комплектования казачьих частей с той лишь разницей, что горские формирования в отличие от всех других оставались добровольческими, поскольку мусульмане не были военнообязанными...Черкесские формирования отличались от других добровольческих частей по методам комплектования. Так, учитывая национальные особенности, их старались не смешивать с другими частями. Исключение делалось только для кабардинцев, близких им в этническом отношении и придававшим черкесским частям стойкость, и абазин. В отличие от обычных русских частей, черкесские имели территориальный принцип комплектования и носили иррегулярный характер. Принципы их формирования были очень похожи на способ комплектования казачьих частей с той лишь разницей, что горские формирования в отличие от всех других оставались добровольческими, поскольку мусульмане не были военнообязанными.
Командный состав Черкеской конной дивизии состоял в основном из офицеров русской императорской армии, принимавших участие в мировой войне и происходивших из местных черкесских князей (генерал Султан Келеч-Гирей, полковник Султан Кадыр-Гирей, полковник Султан Адиль-Гирей и другие). Офицеры из черкесов не только командовали своими национальными, но и другими частями. Например, кубанскими казачьими частями командовал полковник С.Г. Улагай. Также черкесам очень понравился генерал С.Л. Марков, они попросились к нему, и с этого времени у него появился конвой из черкесов и Черкесский конный полк (конница, приданная к пешим частям). Один из офицеров-марковцев вспоминал: «Эти простодушные люди любили его за беззаветную храбрость, за сердечный, без высокомерия к ним подход, за заботу о них, за веселый нрав и справедливость. Поэтому черкесы всегда высоко ценили его похвалы, благодарности и по достоинству оценивали его взыскания, наказания и даже гнев... Черкесы... не только любили своего генерала, не только боялись, но и буквально обожествляли его и были самозабвенно преданы ему». Действительно, симпатии черкесов к начальнику в значительной мере определялись его личной храбростью и заботой о них, подчиненных.
В Черкесской конной дивизии служили также офицеры из кавалергардов и Конной гвардии, которые использовали дивизию для образования внутри нее своих ячеек. Таким образом пополнялся недостающий командный состав. Младший офицерский состав, по возможности, также комплектовался из черкесов, принимавших участие в мировой войне (ротмистр Султан Сагат-Г ирей, корнеты Тугругов и Натырбов и другие). Однако младших офицеров не хватало. Так, в Сводно-кавалерийском полку, который входил в состав 1-й Кавказской казачьей дивизии, было 4 эскадрона, в том числе два казачьих, татарский и черкесский. Черкесами командовал командир эскадрона, других офицеров здесь не было. Поэтому, когда эскадрон направляли на выполнение какого-либо задания, командировали вместе с ними русского офицера из того же полка.
Источник
Свежие комментарии