На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Обрядовые схемы «Хъуромэ» у черкесов

Известные фольклористы и этнографы, которые в разные времена обращались к исследованию символики, обрядовой схемы «Хъуромэ», З.М. Налоев, З.П. Кардангушев, С.Х. Мафедзев отмечают морфологию обрядовой системы «Хъуромэ». В этнографическом дискурсе обращает на себя внимание гипотетический подход З.М. На-лоева.

По его данным, «Хъуромэ» обнаруживает интегративную, а в некоторых аспектах и синкретическую сущность. Он рассматривает праздник как солярное обрядовое действие, совершаемое молодежью в день зимнего солнцеворота. Отмечая функциональную сущность «Хъуромэ» в рамках праздничной культуры черкесов, автор писал: «Хурома - адаптированное христианством языческое обрядовое действо». З.М. Налоев подчеркивает, что и обряд, и песня могут быть результатом влияния или заимствования русских колядок. На сегодняшний день не существует календарно выверенной периодичности празднования «Хъуромэ» и ключевая фраза исследователя о некой адаптивности обряда к христианскому празднику может оказаться точной

Обрядовые схемы «Хъуромэ» у черкесов

Известные фольклористы и этнографы, которые в разные времена обращались к исследованию символики, обрядовой схемы «Хъуромэ», З.М. Налоев, З.П. Кардангушев, С.Х. Мафедзев отмечают морфологию обрядовой системы «Хъуромэ». В этнографическом дискурсе обращает на себя внимание гипотетический подход З.М. На-лоева. По его данным, «Хъуромэ» обнаруживает интегративную, а в некоторых аспектах и синкретическую сущность. Он рассматривает праздник как солярное обрядовое действие, совершаемое молодежью в день зимнего солнцеворота. Отмечая функциональную сущность «Хъуромэ» в рамках праздничной культуры черкесов, автор писал: «Хурома - адаптированное христианством языческое обрядовое действо». З.М. Налоев подчеркивает, что и обряд, и песня могут быть результатом влияния или заимствования русских колядок. На сегодняшний день не существует календарно выверенной периодичности празднования «Хъуромэ» и ключевая фраза исследователя о некой адаптивности обряда к христианскому празднику может оказаться точной в календарном и смысловом отношениях.

Немного абстрагируясь от взглядов З.М. На-лоева о приуроченности «Хъуромэ» ко дню зимнего солнцеворота и возможности одностороннего влияния сакральной дохристианской обрядности, можно сказать, что обряд позиционируется как имманентный черкесской сакральной культуре классический по своей структуре и последовательности проведения обряд перехода с явно солярной символикой. Исследуя стихотворное строение центральной песни «Хъуромэ», он писал следующее: «В строфовой композиции песен Хуромы особенно отчетливо выступает свойственный древнейшим песням многих народов строй синтаксического параллелизма: второй стих каждой строфы обязательно повторяет синтаксическую структуру первого». Автор навлекает на мысль о том, что в уже в мифоэпической традиции черкесов «Хъуромэ» мог занимать свое место, что при подведении необходимой доказательной базы может стать немаловажным подспорьем в обосновании гипотезы не только об аутентичной, но и о глубокой архаической природе обряда.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх