Свежие комментарии

  • Alex Немо
    И не плохо бы автору для начала позаниматься русским языком. Ну так, просто чтобы стыдно не было за то что он постит.Черкесы во Второй...
  • Алексей Сафронов
    ...по страданиям о поражениям и потерям Чуркесов, ещё остались те, кто произошедшее в те времена с ними, хочет приотк...К 250-летию начал...
  • Алексей Сафронов
    Наверняка, это многословное словоблудие, отражает точку зрения адептов из остатков вымершего народа на северном Кавка...К 250-летию начал...

Обрядовые схемы «Хъуромэ» у черкесов

Известные фольклористы и этнографы, которые в разные времена обращались к исследованию символики, обрядовой схемы «Хъуромэ», З.М. Налоев, З.П. Кардангушев, С.Х. Мафедзев отмечают морфологию обрядовой системы «Хъуромэ». В этнографическом дискурсе обращает на себя внимание гипотетический подход З.М. На-лоева. По его данным, «Хъуромэ» обнаруживает интегративную, а в некоторых аспектах и синкретическую сущность. Он рассматривает праздник как солярное обрядовое действие, совершаемое молодежью в день зимнего солнцеворота. Отмечая функциональную сущность «Хъуромэ» в рамках праздничной культуры черкесов, автор писал: «Хурома - адаптированное христианством языческое обрядовое действо». З.М. Налоев подчеркивает, что и обряд, и песня могут быть результатом влияния или заимствования русских колядок. На сегодняшний день не существует календарно выверенной периодичности празднования «Хъуромэ» и ключевая фраза исследователя о некой адаптивности обряда к христианскому празднику может оказаться точной

Обрядовые схемы «Хъуромэ» у черкесов

Известные фольклористы и этнографы, которые в разные времена обращались к исследованию символики, обрядовой схемы «Хъуромэ», З.М. Налоев, З.П. Кардангушев, С.Х. Мафедзев отмечают морфологию обрядовой системы «Хъуромэ».

В этнографическом дискурсе обращает на себя внимание гипотетический подход З.М. На-лоева. По его данным, «Хъуромэ» обнаруживает интегративную, а в некоторых аспектах и синкретическую сущность. Он рассматривает праздник как солярное обрядовое действие, совершаемое молодежью в день зимнего солнцеворота. Отмечая функциональную сущность «Хъуромэ» в рамках праздничной культуры черкесов, автор писал: «Хурома - адаптированное христианством языческое обрядовое действо». З.М. Налоев подчеркивает, что и обряд, и песня могут быть результатом влияния или заимствования русских колядок. На сегодняшний день не существует календарно выверенной периодичности празднования «Хъуромэ» и ключевая фраза исследователя о некой адаптивности обряда к христианскому празднику может оказаться точной в календарном и смысловом отношениях.

Немного абстрагируясь от взглядов З.М. На-лоева о приуроченности «Хъуромэ» ко дню зимнего солнцеворота и возможности одностороннего влияния сакральной дохристианской обрядности, можно сказать, что обряд позиционируется как имманентный черкесской сакральной культуре классический по своей структуре и последовательности проведения обряд перехода с явно солярной символикой. Исследуя стихотворное строение центральной песни «Хъуромэ», он писал следующее: «В строфовой композиции песен Хуромы особенно отчетливо выступает свойственный древнейшим песням многих народов строй синтаксического параллелизма: второй стих каждой строфы обязательно повторяет синтаксическую структуру первого». Автор навлекает на мысль о том, что в уже в мифоэпической традиции черкесов «Хъуромэ» мог занимать свое место, что при подведении необходимой доказательной базы может стать немаловажным подспорьем в обосновании гипотезы не только об аутентичной, но и о глубокой архаической природе обряда.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх