При основании станицы Николаевской в 1825 году в ней было водворено 150 семей казенных крестьян-однодворцев, проживавших до этого в селе Николаевском, а также 50 семей линейных казаков, выходцев из станицы Темнолесской. Первоначально станица вошла в Кубанский линейный казачий полк, а с 1833 года - в Ставропольский.
В 1845 году Ставропольский полк был развернут в двухполковую 3-ю бригаду Кавказского казачьего линейного войска - 1-й и 2-й Ставропольские казачьи полки, штаб бригады находился в Николаевской. В 1849 году число ее жителей было увеличено переселенцами из Черниговской и Полтавской губерний из числа крестьян, бывших малороссийских казаков. После расформирования Ставропольских казачьих полков в 1870 году, станица, в конечном итоге, к началу XX века снова попала в Кубанский казачий полк, Лабинский отдел Кубанской области.
Жители станицы Николаевской преимущественно крепкого телосложения, стройны, выше среднего роста, черты лица правильны, преобладающий цвет волос на голове и усах светло-русый, хорошо развиты физически, благодаря постоянной мускульной работе, ловки в действиях и поворотливы, за исключением малороссов.
Голос резкий, говор преимущественно медленный и певучий. По темпераменту николаевцы большей частью сангвиники, постоянно веселы и доверчивы, говорливы, впечатлительны и легко поддаются гневу. Холостых в станице сравнительно с общим числом населения мало; это почти исключительно малолетки в 18-19 летнем возрасте. Средним числом у женатых, бывает не более 5 душ детей. Примеры рождения двойни и тройни редки. Примеров бесплодия весьма мало. Половые способности развиваются рано и уже в 15-16 летнем возрасте бывает их удовлетворение. У обоих полов способность к деторождению сохраняется иногда 50 лет. В период от 14 до 19 лет многие занимаются онанизмом. Людей со слабым болезненным сложением мало, чаще всего встречаются болезни простудные. Разновременно на жителях станицы были повальные болезни, унесшие немало людей - оспа в 1863 году, холера в 1866 году, дифтерит в 1878 году. Между жителями попадаются больные сифилисом. Болезнь эта теперь встречается значительно реже, благодаря упразднению штаба бывшей 3-й казачьей бригады, который раньше находился в станице Николаевской.
Уважение к старшим выражается поклоном при встрече, внимательным слушанием говорящего, именованием старших по имени и отчеству, начальству выражается почтение смирением, обнажением головы, низким поклоном, молчанием, когда оно говорит и вставанием с мест, когда оно проходит. Народ вообще любит при всяком случае титуловать начальствующих «Ваше благородие» и прочее. Кроме упомянутых приемов почета, при встрече со священником жители подходят под благословение, обнажая голову. Презрение выражается неприятием известного лица в свое общество, с ним не говорят. Лиц привилегированных (офицеров и др.) при столкновении обыкновенно передразнивают, искажая их выговор, осмеивают их костюм, если он не казачий, называя «куцкой» (то есть, в отличие от длинной черкески и бешмета, куцый, неприлично короткий).
Над своим же собратом, казаком, смеются, называя его «синепузым, чугунным, зыком, лопухом, шилом» и другими именами, данными или в насмешку, или же по физическим недостатками. Малороссов величают «хохлацкими ноздрями и мазницами», а белорусов «мужицкими образинами». Расположение и любовь выражают приглашением в гости на дом, угощением, помощью в нужде, ненависть - мстительностью, стараются везде подорвать репутацию такого человека, тайными путями вредить его хозяйству, клеветать на него перед начальством и при удобном случае (а они всегда бывают в кабаках) поколотить его.
Кокетство выражается (особенно распространено среди женщин-проституток) поцелуем, обниманием, соблазнительными телодвижениями, употреблением в разговоре эпитетов «душка, душенька, миленький, родненький, голубчик, мамочка, соколик» и прочее. Ссора всегда сопровождается сильной бранью; здесь особенно в употреблении сквернословие и скверноматерные слова; перечисляя за человеком недостатки и пороки, пересыпая все это сквернословием, называют его: «вором, клещеногим, косым, горбатым, мошенником, живодером, разбойником, чертом, чумой, сукиным сыном» и так далее. Замечательна брань между бабами. Они друг друга величают «шкурами барабанными, ведьмами, холерой, чумой страшной» и прочее. Насколько разнообразна брань, настолько же разнообразны выражения божбы и клятвы. Вот самые употребительные их них: «убей меня Бог, ей Богу, гром меня убей, дай мне провалиться сквозь землю, клянусь моим создателем (при этом крестятся, молятся на икону или на церковь), тресни моя утроба, будь я проклят трижды, пусть полопаются мои глаза» и прочее. Казаки-великороссы весьма легко раздражаются: достаточно сказать несколько обидных слов, как самолюбие задето, великоросс начинает браниться, придираться и драться. Чаще всего такие драки возникают в кабаках между пьяными, причем зачастую употребляют колья, рубленые дрова и камни.
Обыкновенный костюм казака составляют: черкеска, бешмет, бурка, жилетка, штаны, сапоги, чевяки, башмаки (чирики), шапка, башлык, фуражка или картуз; к ним украшения: газыри, перевязь с натруской, пояс с жирничкой, отверткой и кинжалом. В летнее и весеннее время мужчины носят черкеску (без газырей) или чекмень, который надевается на одну рубашку, или же легкий бешмет, на ногах - юфтяные башмаки, на голове - шапку, чаще фуражку; в дождливое время прибавляется бурка и башлык.
Зимой под черкеску надевается шуба, а под нее бешмет. Во время работы летом казаки постоянно бывают в одном нижнем белье с непокрытой головой или же делают из полсти шляпу. В праздничное время казак щеголяет: на нем хороший, часто атласный бешмет, оправленный серебром; опойковые со скрипом сапоги, суконные форменные штаны, на голове красивая шапка; препоясан он ременным поясом, украшенным серебряными пуговицами с кинжалом, оправленным в серебро. Летом казаки редко надевают черкески, ходят в бешметах. Для костюма казаки приобретают покупкой только фабричное сукно на черкески, брюки, материю на бешметы и сапоги. Будничный же наряд почти весь бывает из самодельного материла: черкески делается из толстого сукна, приготовляемого казачками, нижнее белье у многих - из холста домашнего приготовления, шапки также, а для обуви берется только товар в лавках.
Дети казаков от 8 до 14 лет ходят в теплое время в башмаках, зимой надевают шубы, а в 16 лет и дальше носят полный казачий костюм. Старики почти постоянно ходят в чекменях, под ними бешметы, на голову надевают шапку. Красота и богатство костюма заключается в том, чтобы в нем было больше серебра (серебряной тесьмы) и шелку.
Будничный костюм казачки, замужней женщины или девушки незатейлив: в теплое время кофточка легкая или на вате, пальто тоже на вате, шуба овечья и крытая юбка, на голове пестрый платок, зимой такой же, но теплый, на ногах простые башмаки. В праздник казачки любят пощеголять: платья надевают ситцевые, шерстяные и даже шелковые, у многих они сшиты по моде, на голове красивые, иногда шелковые платки, на ногах щегольские полусапожки в 3 и даже 5 рублей, на руках золотые и серебряные кольца, на шее у многих янтарные намисты, в ушах золотые и серебряные серьги. Девушки в косы вплетают дорогие шелковые ленты, женщины употребляют гребешки. Между замужними казачками и девушками в ходу разные косметические средства: румяны, белила, помада, спуск и обыкновенное свечное сало. К двум последним они прибегают летом, и редкая казачка, уезжая на работы в степь, не запасается этими средствами, употребляемыми от загара. Некоторые «стравливают» лицо. Для этого употребляется мазь, в состав которой входит сало и сулема. Сначала лицо пухнет, шелушится, а потом очищается.
Среди населения еще крепок дух прежнего казачества. Это видно из того, что казак не любит никакой службы кроме военной, никогда не расстается со своим костюмом, оружием и лошадью. На Масленицу до сих пор в ходу стрельба, удальство и джигитовка. Малолетние - и те любят верховую езду и хорошо ездят. Мстительность у казаков развита в высшей степени, она постоянно является результатом ссоры, брани и разных столкновений по делам общественным или же частным. Она выражается иногда в воровстве у человека, которому мстят, скота, разных вещей, поджоге, побоях, напрашиванием на оскорбления с целью затянуть тяжбу, доносами и клеветой начальству, но чаще всего выражается в распространении между обывателями слухов, позорящих человека.
Полный текст очерка Ф.Ф. Арканникова «Николаевская станица: статистико-этнографическое описание», опубликованный в 1-м томе «Кубанского сборника» (Екатеринодар,1883) - в присоединенном файле.
Пост от 9 декабря 2020 года из архива интернет-журнала «Вдоль по Линии Кавказа...»
Свежие комментарии