Согласно предположению Леонида Ивановича Лаврова, термин «черкес» имел социальное значение. С чем я полностью согласен. Но есть «друзья-товарищи», которые полагают, что он имел этническое значение, и потому, по их мнению, черкесы XIII века имеют связь с каким-то современным этносом. Тут пошло и поехало, люди просто перестают замечать факты, противоречащие этой доктрине.
Они перестают замечать, что малороссийских казаков XVII веков называли черкесами. Есть также подразделение казахов – Шеркеш... Да бывают случаи, когда этноним переходит в соционим, но бывают и обратные случаи. Мы как раз имеем дело с соционимом, который позже стал использоваться как этноним. На чём основано такое убеждение? Дело в том, что одно из первых упоминаний черкесов, которое их связывает с каким-то конкретным обществом, это упоминание их в русских летописях в значении полиэтнической группировки «Черные Клобуки», состоявшей из торков, печенегов, берендеев и ковуев. А если посмотреть на это дело с точки зрения арСогласно предположению Леонида Ивановича Лаврова, термин «черкес» имел социальное значение. С чем я полностью согласен. Но есть «друзья-товарищи», которые полагают, что он имел этническое значение, и потому, по их мнению, черкесы XIII века имеют связь с каким-то современным этносом. Тут пошло и поехало, люди просто перестают замечать факты, противоречащие этой доктрине. Они перестают замечать, что малороссийских казаков XVII веков называли черкесами. Есть также подразделение казахов – Шеркеш... Да бывают случаи, когда этноним переходит в соционим, но бывают и обратные случаи. Мы как раз имеем дело с соционимом, который позже стал использоваться как этноним. На чём основано такое убеждение? Дело в том, что одно из первых упоминаний черкесов, которое их связывает с каким-то конкретным обществом, это упоминание их в русских летописях в значении полиэтнической группировки «Черные Клобуки», состоявшей из торков, печенегов, берендеев и ковуев.
А если посмотреть на это дело с точки зрения археологии?
Обратите внимание на заштрихованную область Северо-Восточного Приазовья – это как раз те самые места, на которых локализовался с XII века этно-соционим «черкесы». В хазарское время на этих местах жили булгары. В один из периодов этого времени они были оттеснены печенегами на запад к Днепру и на юг к Восточному Приазовью. С приходом половцев (кипчаков), население этих мест вошло в половецкий (кипчакский) племенной союз, и в источниках стало именоваться черкесами. При монголах, хотя данное население сильно пострадало, и уменьшилось в территориях, оно продолжало находиться на этих местах, сконцентрировавшись к югу, на Восточном Приазовье. Во времена хана Едигея, эти территории входят с состав Ногайской орды, и ряд обществ из этих территорий в последствии, вливаются в ногайскую народность. А с усилением Российского государства в XVII и XVIII веках эти территории подчиняются Москве, с заселением сюда казаков (пограничников того времени).
Иосафат Барбаро (XV век), описывая своё путешествие немного рассказал и о приазовских черкесах.
В степях Татарии в 1438 году правил хан по имени Улумахмет-хан, что значит «великий император Магомет». Правил он много лет. Когда со своей ордой, то есть со своим народом, он находился в степях, лежащих в сторону России, а военачальником у него был этот Науруз, сын Едигея, при котором Татария обратилась в магометанскую веру, возникли между Наурузом и его императором некоторые разногласия. Вследствие этого Науруз отделился от императора и ушел от него с тем войском, которое захотело за ним следовать. Он направился к реке Ледиль, где стоял некий Кезимахмет, что значит «малый Магомет», происходивший из рода татарских императоров. Оба они объединили как свои замыслы, так и военные силы и решили вместе идти против того Улумахмета. Пройдя около Астрахани, они пришли в Тюменские степи, затем, обогнув Черкесию, направились к Дону и к заливу Забакского моря; и море, и река были покрыты льдом. Ввиду того что и народу было много, и животных было немалое число, им пришлось двигаться широким фронтом, чтобы идущие впереди не уничтожили все сено и другую пищу, нужную для тех, кто шел сзади. Поэтому один головной отряд этого племени со стадами дошел до места, называемого Паластра, а другой — до реки Дон в том месте, которое называется Бозагаз, что значит «серое дерево». Промежуток между этими местами составляет 120 миль, на такое расстояние растянулся этот движущийся народ, хотя не все места были удобны для прохождения. За 4 месяца до прихода татар к Тане мы уже знали об этом. За месяц же до появления упомянутого царевича (Кезимахмета) начали приближаться к Тане отдельные сторожевые разъезды; разъезд состоял из 34 юношей на конях, причем каждый всадник имел еще одну лошадь на поводу. Когда царевич приблизился к Тане на расстояние 5-6 дней пути, они стали появляться в числе от 25 до 50 человек, в конном вооружении; когда же он подошел еще ближе, они насчитывались уже сотнями. Наконец, царевич прибыл и расположился около Таны на расстоянии выстрела из лука, в старой церкви. ... В то время жил в Тане некий брат Термо, францисканец. При помощи сети он устроил из двух обручей один большой обруч и укрепил в земле за городской стеной изогнутый кол. Таким образом он ловил от 10 до 20 куропаток сразу. Вокруг стен Таны было столько куропаток и дроф, что все эти места казались птичьими дворами. Местные мальчишки ловили этих птиц и продавали по аспру за пару, что по-нашему равно 8 богатинам за одну птицу. Термо выручил от их продажи столько денег, что купил на них черкесского мальчика, которому дал прозвище Куропатка и сделал его монахом. ...По поводу отваги татар расскажу, что однажды случалось при мне, когда я был в Тане. Стоял я как-то на площади. Пришли в город татары и сообщили, что в роще, мили за 3 отсюда, спрятались черкесы-всадники, числом около сотни, которые задумали совершить набег под самый город, как это было у них в обычае. Я сидел в лавке мастера по изготовлению стрел. Там же был один купец-татарин, пришедший туда с цитварным семенем. Услышав о черкесах, он встал и сказал: «Почему бы нам не отправиться захватить их? Сколько там этих всадников?» Я ответил: «Сто человек». — «Вот и хорошо, — сказал он, — нас пятеро, а у вас сколько найдется всадников?» Я ответил: «Сорок». — «Вот и хорошо, — сказал он. — Черкесы не мужчины, а бабы. Идем, схватим их!» Услышав это, я пошел искать мессера Франческо и рассказал ему об этих речах, он же со смехом спросил меня, хватит ли у меня духу пуститься туда. Я ответил, что хватит. И вот мы сели на лошадей, приказали нашим людям прибыть по воде и к полудню налетели на этих черкесов. Они стояли в тени, некоторые из них спали, но, к несчастью, случилось так, что немного раньше, чем мы достигли их, наш трубач затрубил. Поэтому многие успели бежать; тем не менее и убитыми, и плененными нам досталось около 40 человек. Но вся красота этого дела относится к тому, что говорилось о «безумных храбрецах». Тот татарин, который предлагал ехать хватать черкесов, не довольствовался добычей, он в одиночку бросился в погоню за беглецами, хотя мы все кричали ему: «Ты же не вернешься, никогда ты не вернешься!» Он возвратился спустя почти целый час и, присоединившись к нам, жаловался, говоря: «Горе мне, не смог я поймать ни одного!», и сильно сокрушался. Судите сами, каково было его безумство, ведь если бы хоть четверо из черкесов обернулись против него, они изрубили бы его на мелкие куски...Нужно понимать, что под именем татар - тюркизированные монголы, ногайцы, под именем черкесов тут выступают не адыги, а потомки остатков булгар. Черкессия - это Восточное Приазовье, что ясно из описания. Локализация этого топонима в этом же месте засвидетельствована автором «Зафар-намэ» («Книга побед») Низам ад-Дин Шами, (XIV-XV), согласно ему, территория от Азака (ныне город Азов, находящийся в устьях реки Дон) до Кубани – это область черкесов.
Адыгские могильники датируются XV веком на Кубани, и они никак не связаны с могильниками в Приазовье.
#хазары #черкесы #касоги #ногайцы #кипчаки #булгары #восточное причерноморье #монголы #приазовье
Свежие комментарии