Познакомим вас с удивительными обычаями и методами воспитания, насчитывающими не одно тысячелетие. Вся жизнь адыгов строилась на нормах Хабзэ. В основе этого "обычного права" - особая и неповторимая народная педагогика. В которой сплелись духовное и физическое воспитание. Сплелись настолько тесно, что отделить одно от другого просто невозможно.
Это настолько мудрая и всеохватывающая система, в которой надо родиться, жить и умереть, чтобы понять ее до конца. Поэтому рассказать можно только о некоторых ее элементах.Познакомим вас с удивительными обычаями и методами воспитания, насчитывающими не одно тысячелетие. Вся жизнь адыгов строилась на нормах Хабзэ. В основе этого "обычного права" - особая и неповторимая народная педагогика. В которой сплелись духовное и физическое воспитание. Сплелись настолько тесно, что отделить одно от другого просто невозможно. Это настолько мудрая и всеохватывающая система, в которой надо родиться, жить и умереть, чтобы понять ее до конца. Поэтому рассказать можно только о некоторых ее элементах.Забота о здоровье ребенка начиналась с заботы о здоровье матери. Выделим главное. Молодоженам запрещалось пить вино, ссориться, сквернословить. Нельзя было также в присутствии беременной женщине вынимать кинжал из ножен, сражаться, стрелять из ружья. А ей запрещалось долго лежать, сидеть, она должна была больше двигаться на свежем воздухе. Ее ограждали от всяческих отрицательных эмоций, например, запрещалось ходить на похороны: горе, слезы молодой женщины могли отразиться на здоровье будущего ребенка. Так, например, для увеличения количества молока у роженицы, ее кормили отваром из пшеничной и кукурузной муки, который готовился на молоке или на воде с добавлением небольшого количества масла
Раз заговорили о здоровье... Многие не знают о том, что после родов бабка-повитуха мазала новорожденному щечки и губы пуповинной кровью. Сегодня мы знаем - такая кровь прекрасное дезинфицирующее средство, к тому же стволовые клетки берутся как раз из пуповины. Интересным фактом является то, что к ребенку не давали подходить посторонним , ни брать , ни смотреть в том числе более месяца . Считали некие путешественники бывавшие в Черкесии, что это некий возможный «сглаз» ребенка , но нет . Адыги были очень мудры и осторожны ко всему, что касалось здоровья, а особенно здоровья детей . Детский иммунитет очень слаб и его организм восприимчив , чувствителен ко всему , что будет происходить рядом с ним , поэтому во избежание попадания инфекции в его слабенький организм Адыги не позволяли подходить, целовать и т.д. новорожденного ребенка .
Кстати весь мир считает, что способы лечения оспы открыл Дженер в 1796 году. Но ведь он после того предложил метод прививки, как познакомился с работой Абри де ла Мотре, который в начале XVIII века описал, как адыги (черкесы) уже сотни лет прививают от оспы своих детей. Впрочем, адыги (черкесы) умели вылечивать многие страшные болезни, даже бешенство, причем, задолго до того, как их победила «официальная» медицина. Поражаешься знаниям и народной мудрости, когда детально знакомишься с вековой адыгской медициной.
Но вернемся к нравственному воспитанию. Ребенка никто и никогда не мог оскорбить, категорически запрещалось физическое наказание. И, тем не менее, а может быть, именно поэтому вырастали мужественные войны. Адыгские воины составляли личную гвардию многих государей великих стран и империй.
Конечно, условия жизни вынуждали адыгов отдавать в воспитании предпочтение мальчикам как будущим защитникам. Но это не означало, что девочки, вообще женщины, не пользовались в обществе уважением. Старшие женщины в семье обучали девочек красноречию , умению вести себя в обществе, правильному логическому мышлению. Их даже учили красиво и правильно ходить: нескромно было делать длинный шаг, бегать по пустякам, поднимать высоко ноги.
Особое внимание еще задолго до совершеннолетия уделялось красоте будущих женщин.
Чтобы была стройная и правильная фигура, до замужества девушке запрещалось спать на мягкой постели, ей, как и мальчикам, запрещалось есть все, что способствовало бы ожирению. В десятилетнем возрасте надевался тесный корсет, который снимался только перед брачной ночью. Поэтому стройней и красивей адыгских девушек найти было трудно. Поговорим немного подробнее об адыгском корсете .
О корсете у адыгов упоминается в работах почти всех авторов XVII - первой половины XIX века. Образ жизни адыгов, их занятия влияли на их внешний вид, красоту, которой восхищались авторы всех времен. Они все пишут о ставшей всемирно известной красоте адыгских женщин-черкешенок.
у адыгских народов идеалом женской красоты считалась стройная фигура, плоская грудь, тонкая талия, «равная по объему завязке для ноговиц», т. е. 50—55 см. Для достижения такого идеала на девочку 10—12 лет, как только начинала формироваться фигура, надевали туго зашнурованный корсет ( къуэншыбэ ),что переводило ее в статус девушки . Его шили из сафьяна , козьей кожи или кожи более простой выработки. Он начинался очень высоко, почти от плечей и спускался до бедер. Спереди в корсет вставляли две довольно широкие деревянные пластинки, прижимавшие груди, препятствуя их росту. Сзади вдоль позвоночника также проходила деревянная пластинка. Корсет туго зашнуровывался спереди при помощи тонкого шнурка. Отдельные авторы ошибочно пишут, что девочки с 10-12 лет и до замужества находились в одном и том же корсете. На самом деле с ростом девочек корсеты подбирались или шили по размерам. Для этого существовали определенные правила. Например, когда на девочку первый раз делали корсет, она должна была обхватить своими большим и указательным пальцами запястье. Если запястье обхватывалось легко, то два обхвата запястья должны были ровняться объему шеи, а два объема шеи или же четыре обхвата запястья должны были соответствовать объему талии. В тех случаях, когда (у девочки большим и указательным пальцами не обхватывалось запястье) запястье было толще требуемого объема, то девочку заставляли голодать, давая ей малокалорийную пищу. Это повторялось и тогда, когда меняли корсет на соответствующий росту девочки новый корсет.
В коллекциях музеев имеются всего три корсета. Два, приобретенные у адыгов в конце XIX — начале XX в., хранятся в ГМЭ.Один из адыгских корсетов сделан из тонкого красного сафьяна и украшен галуном.
Девушки носили корсет постоянно, в нем они спали и снимали его, только когда мылись. Снимал его, уже навсегда, муж в первую брачную ночь. Женщины, одевавшие невесту, старались запутать шнуровку. Новобрачный, сняв корсет, отдавал его своим друзьям, а те — девушкам, которые тщательно осматривали шнурок, и если выяснялось, что он разрезан или разорван, подсмеивались над нетерпеливостью молодожена. Таким образом, корсет носили именно в годы роста и развития молодого организма. Он деформировал грудную клетку и талию, нарушал свободное развитие внутренних органов, вызывал раздражение кожи, натирал ее иногда до крови, способствовал образованию опрелостей ,но не наносил тяжкого вреда и никак не влиял на репродуктивное здоровье юной черкешенки , что не скажешь о европейских корсетах .
Черкесские женщины были очень плодовиты и выносливы , редки были семьи ,где женщина рожала меньше 4-5 детей , часты были семьи где семье женщина дарила 7-9 детей. Рождение мальчика и девочки , в отличие от многих народов Кавказа здесь было равноценным . Радовались одинаково сильно . Но мальчиков высших сословий никогда не воспитывали в семьях .Этим занималась доверенная семья , которая становилась Быф унагъуэ(более известное ,как Атылычество) этому мальчику и равнялось это аталычество родственным отношениям . Юношу учили не только наездничеству , владеть искусно холодным оружием , вырабатывать у него выносливость, отвагу, но и прививал ему нравственные ценности. Воспитывали, как своего сына .
Аталык для своего воспитанника был непререкаемым авторитетом. Аталыки выступали посланцами на различных дипломатических переговорах. Связь нравственная и духовная воспитателя и воспитанника была священной. Она обязывала обе стороны относиться друг к другу как к самым близким родственникам. Дети воспитателя были молочными братьями и сестрами воспитанника. О браке между ними не могло идти и речи.
Надо сказать, что систему воспитания адыгов многие сравнивают со спартанской системой. Если взять ту же систему воспитания мальчиков, то она и у спартанцев, и у адыгов почти одинакова. В основе воспитание выносливости, храбрости, решительности. И спартанцы, и адыги (черкесы) приучали своих детей переносить долгое время холод, голод, зной. Особое внимание уделялось выработке у них терпимости, в том числе по отношению к своему противнику. Толерантность у адыгов - особенность их характера. Именно поэтому настоящий адыг редко терял чувство самообладания и делал поспешные выводы. Такая терпимость считалась одним из главных достоинств адыга. А закладывалась она как раз испытанной веками системой воспитания.
.А когда юноша достигал возраста , то его родной отец одаривал Аталыка землей , подарками , всевозможными животными и забирал сына в семью.
Вернемся к корсету . Иногда молодая женщина, после того как переставала носить корсет, начинала горбиться, так как слаборазвитый позвоночник, лишенный деревянной опоры, деформировался. Чтобы не полнеть, девушки не только носили корсет, но и старались меньше есть, спали на жесткой кровати, подостлав одну циновку. Большинство свидетельств указывает, что корсет имели лишь девушки высших сословий. И. Ф. Бларамберг прямо писал, что крестьянские девушки корсетов не носят. Но некоторые историки указывают на то ,что в первой половине 19 в. Корсеты носили многие девушки из крестьянских семей . Но другое дело, что от социальной принадлежности зависел материал, из которого приготовлялся корсет . Тот же Хан-Гирей писал, что знатные девушки шьют корсеты из красного сафьяна или бархата, обшивают серебряными и золотыми галунами, в таком случае он бывал с короткими полами и серебряными застежками на груди. Такой корсет одевался сверх рубашки, под верхней одеждой и был праздничный, следовательно, не так часто носился.
Свежие комментарии