На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

АУЛА ТХАГАПШ, что значит название?

ТХАГАПШ, аул в Лазаревском районе, Кировский сельский округ. Расположен примерно в 12 км от устья реки Псезуапсе (Псышу), на ее правом берегу, у подножия хребта Бгышу, в местах традиционного проживания шапсугов-хакучей Причерноморья. Комиссия Кавказского наместничества по обследованию земель на побережье (1866) обнаружила здесь, на склонах окрестных гор, много «хлебородных» участков, бывших террасных полей и почти полное отсутствие лесов, что говорило об активной хозяйственной деятельности населения. Старожилы аула рассказывали Л. И. Лаврову в 1930 г., что когда-то на месте аула Тхагапш жил прославленный и чуть ли не единственный род шапсугских пши (князей), носивший фамилию Шесхако. В этом роду якобы наблюдалось странное явление: когда сын вырастал настолько, что мог сам садиться на коня,- его отец умирал. Теперь из этого рода, говорится в предании, никого не осталось. Упоминание названной фамилии содержится и в достаточно информированном русском источнике первой трети XIX в. (JI. Я. Люлье). Из сообщения автора следует, что княжеская фамилия Шесхако действительно существовала, но затем пресеклась, сохранившись, однако, в названии селения (общества), подвластного в свое время этому роду и разбросанного по долинам pек Псышу, Копс (ныне Свирская Щель) и Дзешх (сейчас Куапсе). JI. Я. Люлье относит фамилию Шесхако к племени гоаие (гуайе), слившемуся затем с натухайцами и шапсугами. После окончания русско-кавказской войны и в ходе ее (1864) коренные жители побережья (шапсуги, в том числе хакучи, а также убыхи и абазины-садзы) подверглись массовой депортации в Османскую империю, частично на Кубань. Однако некоторой части населения, преимущественно хакучам, проживавшим в бассейнах верхних течений pек Аше и Псезуапсе или шапсугам и убыхам, успевшим скрыться от наступавших войск в высокогорных лесах, удалось ее избежать. Горцы не собирались покидать свои насиженные места и в дальнейшем. Для «выкуривания» их оттуда весной 1865 г. была послана особая военная экспедиция (охотники) под командованием полковника Кузьминского, которая в течение нескольких месяцев, до октября месяца, «зачищала» верховья названных выше рек от местных жителей. При этом жилища и хлеба сжигались, скот и имущество захватывались, а оставшиеся в живых люди сгонялись на берег моря близ Туапсе и насильственно, на фелюгах, отправлялись в Турцию. К этому времени относится народное предание, записанное в одном из шапсугских аулов летом 1939 г., о храброй девушке по имени Айшет, которая помогала в бою трем своим братьям, непрерывно заряжая для них ружья. В честь нее гора близ аула Тхагапш зовется Айшедаг. Однако в апреле-сентябре 1865 г. полковнику Кузьминскому не удалось полностью «очистить» горы от «упрямцев», не желавших покидать родину. (До него, в июне-августе и в октябре 1864 г., зимой 1864-1865 гг. против хакучей уже действовал отряд генерала Геймана). С октября 1865 г. тот же Кузьминский возглавлял одну из пяти колонн, продолжавших борьбу с хакучами уже одновременно с двух сторон. В 1866-1874 гг. на горной поляне, называемой русскими источниками Раушхатам («возвышенность (рода) Pay») или Божья Вода (в форме Тахопс, Тахапс), на месте современного аула Тхагапш размещался штаб 1-го Кавказского линейного батальона и одна из его рот. Целью войск было полное и окончательное выдавливание из горных укрытий остатков населения. Пленных и добровольно выходивших оттуда селили вблизи расположения войск, разбросанных небольшими отрядами по южным склонам гор. Так, летом 1866 г. несколько семей хакучей («пойманных недавно в горах») жило при 2-й роте на реке Хакучипс возле впадения ее в реку Псезуапсе. Они голодали и «ели лебеду» (траву). На левом же берегу реки Псезуапсе, «в урочище Божья Вода», напротив роты, было поселено 15 пленных семей. В конце 1869 г. место расквартирования войск стало официально именоваться селением Божья Вода (здесь «божья вода» - вода высокого качества, целебная; именно таковой нашли воду источника, бьющего и поныне из горы на краю аула Тхагапш, русские солдаты). В дальнейшем (после 1866 г.) численность горцев в этом урочище возрастала и в 1872 г. составила 345 чел. В русских источниках их селение также называлось Божья Вода. После ухода войск жители аула перебрались на освободившееся место. В 1877 г., во время русско-турецкой войны, вернувшиеся на Кавказ в составе турецких войск изгнанники-переселенцы из числа адыгов и абхазов, совместно с местными повстанцами, среди которых были жители аула Тхагапш, предприняли отчаянную попытку отвоевать свою родину. Неудача турецкого десанта повлекла за собой вторичное бегство аульчан в леса, откуда, по требованию властей, они были вынуждены уйти на Кубань, к уже жившим там родственникам. Спустя некоторое время в опустевшем ауле селятся восемь семей из долины р. Аше, вторично возвращаются немногие из его прежних жителей, скрывавшихся в горах, например представители фамилии Чачух. В 1891 г. в ауле числилось 105 жителей (16 дворов), на начало 1901 г. - 82 чел., по переписи населения 1920 г.-175 чел. (18 семей); в 1938 г. в Божьей Воде (Тхагапш) насчитывалось 35 дворов. В середине 1930-х гг. аул Божья Вода был переименован в аул имени С. М. Кирова. В конце 1930-1940-х гг. многие аульчане были репрессированы и высланы в Казахстан. В память об этом трагическом событии, по инициативе аульчан, в 1996 г. в центре селения была открыта стела с фамилиями 160 его жителей. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 1 марта 1993 г. аул имени Кирова был переименован в аул Тхагапш. Согласно Всесоюзной переписи 1989 г., в ауле числилось 146 жителей, на начало 2001 г.- 187 (76 хозяйств). Термин «Тхагапш» в литературе XIX в. имеет несколько вариантов написания и значений: Тагапк - священная роща в устье реки Шахе (С. Эсадзе); Тагапса - причерноморское шапсугское общество, проживавшее в верховьях одноименной реки и насчитывавшее от 100 до 120 семей (Ф. Ф. Торнау); Тхахапк - сельская община у населения Причерноморья, не принявшего ислам (JI. Я. Люлье), священная дубовая роща на реке Пшад (Г. И. Филипсон); Тххапшь - сельская община, священное место, урочище на южном склоне Кавказского хребта (Султан Хан-Гирей); Тхапши - языческий праздник жертвоприношения животных Тха (Богу, Всевышнему) у прибрежных жителей (Тебу де Мариньи); Тагапш - общество в верховьях реки Туапсе, управлявшееся «князем по фамилии Чилизах» (К. Ф. Сталь). У автора 1904 г. Тхагапш - одно из названий шапсугского аула на реке Псезуапсе, наряду с тождественными ему якобы по смыслу Тахопс и Божья Вода. Еще две формы названия аула зафиксированы в специальной литературе 1930-х гг.: Тхагапсе (И. И. Пузанов, 1938 г.) и Тхахапш (историко-этнографическая экспедиция под руководством профессора С. А. Токарева, 1939 г.). По утверждению русского исследователя Л. Я. Люлье и адыгского историка и писателя Султана Хан-Гирея, русским синонимом термина «тхагапш» является слово «приход» (низшая церковно-административная единица в христианстве). «Слово Тххапшь - пишет, к примеру, Султан Хан-Гирей,- соответствует слову приход. Во время язычества жители там сходились к известным рощам, пещерам, и другим замечательным местам, где и совершали жертвоприношения животных ». По сведениям многочисленных источников, в каждой долине Черкесии имелось по несколько священных (культовых) мест. Объектами поклонения могли быть леса, рощи, отдельные деревья, часто - почитаемые могилы. Среди особо чтимых деревьев были дуб, орех и пихта (для высокогорья). Могилы убитых молнией являлись святыней не только рода погибшего: здесь сходились для молебнов и жители соседних селений. Подобные святилища находились и в долине р. Псезуапсе, ее притоков. О них известно немного. Так, по этнографическим данным JI. И. Лаврова (1930), вверх по р. Псезуапсе, недалеко от аула Тхагапш, в местах обитания хакучей, росла группа деревьев, бывших прежде объектами поклонения. Роща носила название Хакуч-тхач. Материалы упомянутой экспедиции 1939 г. подтверждают это сообщение, а также говорят, в частности, о существовании близ аула Тхагапш (тогда им. Кирова) старинного священного дуба и каменной могилы человека, погибшего от удара молнии лет 200 назад, служивших молитвенными местами как для жителей этого аула, так и для населения, которое проживало здесь до своего изгнания. Таким образом, надо думать, территория аула, его окрестности издавна были тхахапшем или частью (скорее всего) более крупного по численности прихода, включавшего в свои границы какие-то ближние селения. Увековечение этого исторического факта путем переименования аула им. С. М. Кирова в Тхагапш (в среде шапсугов его иначе и не называли) стало возможным лишь в начале 1990-х гг. (первая попытка обратить бытовое название в официальное была предпринята в 1924 г.). Положительному исходу ходатайства способствовало создание в 1989 г. национально-культурной общественной организации причерноморских шапсугов «Адыгэ Хасэ». Итак, смысловое значение термина «тхахапш» - небольшая сельская община, имевшая свое священное место (места), куда сходились верующие для исполнения религиозных обрядов (молений, жертвоприношений домашних животных). Его дословный перевод - общинное языческое празднество, от слов «тхаха» - общее название этих древних богослужений (по Л. Я. Люлье) - и «пш» (род, община). В XVIII-XIX вв. сельская община (тхахапш) составляла основу традиционного социального устройства субъэтносов с народной формой управления, в том числе у шапсугов. Каждая такая община управлялась сходом мужчин, в перерывах между сходами - старейшинами, которые выполняли также функции сельских судей (на основе адата). Их называли присяжными судьями, так как они давали присягу честно выполнять свои обязанности. Судьи избирались народным собранием. При выборах учитывался принцип представительства отдельных родов и фамилий. Присяжные судьи являлись обычно их главами. Они разбирали дела своих родственников (соприсяжников), внутренние и внешние дела общины (селения), представляли тхахапш (и свой род) на межобщинных и племенных собраниях (съездах), являвшихся не только судебным, но и распорядительными органами.

АУЛА ТХАГАПШ, что значит название?ТХАГАПШ, аул в Лазаревском районе, Кировский сельский округ. Расположен примерно в 12 км от устья реки Псезуапсе (Псышу), на ее правом берегу, у подножия хребта Бгышу, в местах традиционного проживания шапсугов-хакучей Причерноморья.
Комиссия Кавказского наместничества по обследованию земель на побережье (1866) обнаружила здесь, на склонах окрестных гор, много «хлебородных» участков, бывших террасных полей и почти полное отсутствие лесов, что говорило об активной хозяйственной деятельности населения.
Старожилы аула рассказывали Л. И. Лаврову в 1930 г., что когда-то на месте аула Тхагапш жил прославленный и чуть ли не единственный род шапсугских пши (князей), носивший фамилию Шесхако. В этом роду якобы наблюдалось странное явление: когда сын вырастал настолько, что мог сам садиться на коня,- его отец умирал. Теперь из этого рода, говорится в предании, никого не осталось.
Упоминание названной фамилии содержится и в достаточно информированном русском источнике первой трети XIX в. (JI. Я. Люлье). Из сообщения автора следует, что княжеская фамилия Шесхако действительно существовала, но затем пресеклась, сохранившись, однако, в названии селения (общества), подвластного в свое время этому роду и разбросанного по долинам pек Псышу, Копс (ныне Свирская Щель) и Дзешх (сейчас Куапсе). JI. Я. Люлье относит фамилию Шесхако к племени гоаие (гуайе), слившемуся затем с натухайцами и шапсугами.
После окончания русско-кавказской войны и в ходе ее (1864) коренные жители побережья (шапсуги, в том числе хакучи, а также убыхи и абазины-садзы) подверглись массовой депортации в Османскую империю, частично на Кубань. Однако некоторой части населения, преимущественно хакучам, проживавшим в бассейнах верхних течений pек Аше и Псезуапсе или шапсугам и убыхам, успевшим скрыться от наступавших войск в высокогорных лесах, удалось ее избежать. Горцы не собирались покидать свои насиженные места и в дальнейшем. Для «выкуривания» их оттуда весной 1865 г. была послана особая военная экспедиция (охотники) под командованием полковника Кузьминского, которая в течение нескольких месяцев, до октября месяца, «зачищала» верховья названных выше рек от местных жителей. При этом жилища и хлеба сжигались, скот и имущество захватывались, а оставшиеся в живых люди сгонялись на берег моря близ Туапсе и насильственно, на фелюгах, отправлялись в Турцию. К этому времени относится народное предание, записанное в одном из шапсугских аулов летом 1939 г., о храброй девушке по имени Айшет, которая помогала в бою трем своим братьям, непрерывно заряжая для них ружья. В честь нее гора близ аула Тхагапш зовется Айшедаг.
Однако в апреле-сентябре 1865 г. полковнику Кузьминскому не удалось полностью «очистить» горы от «упрямцев», не желавших покидать родину. (До него, в июне-августе и в октябре 1864 г., зимой 1864-1865 гг. против хакучей уже действовал отряд генерала Геймана). С октября 1865 г. тот же Кузьминский возглавлял одну из пяти колонн, продолжавших борьбу с хакучами уже одновременно с двух сторон.
В 1866-1874 гг. на горной поляне, называемой русскими источниками Раушхатам («возвышенность (рода) Pay») или Божья Вода (в форме Тахопс, Тахапс), на месте современного аула Тхагапш размещался штаб 1-го Кавказского линейного батальона и одна из его рот. Целью войск было полное и окончательное выдавливание из горных укрытий остатков населения. Пленных и добровольно выходивших оттуда селили вблизи расположения войск, разбросанных небольшими отрядами по южным склонам гор. Так, летом 1866 г. несколько семей хакучей («пойманных недавно в горах») жило при 2-й роте на реке Хакучипс возле впадения ее в реку Псезуапсе. Они голодали и «ели лебеду» (траву). На левом же берегу реки Псезуапсе, «в урочище Божья Вода», напротив роты, было поселено 15 пленных семей. В конце 1869 г. место расквартирования войск стало официально именоваться селением Божья Вода (здесь «божья вода» - вода высокого качества, целебная; именно таковой нашли воду источника, бьющего и поныне из горы на краю аула Тхагапш, русские солдаты).
В дальнейшем (после 1866 г.) численность горцев в этом урочище возрастала и в 1872 г. составила 345 чел. В русских источниках их селение также называлось Божья Вода. После ухода войск жители аула перебрались на освободившееся место.
В 1877 г., во время русско-турецкой войны, вернувшиеся на Кавказ в составе турецких войск изгнанники-переселенцы из числа адыгов и абхазов, совместно с местными повстанцами, среди которых были жители аула Тхагапш, предприняли отчаянную попытку отвоевать свою родину. Неудача турецкого десанта повлекла за собой вторичное бегство аульчан в леса, откуда, по требованию властей, они были вынуждены уйти на Кубань, к уже жившим там родственникам.
Спустя некоторое время в опустевшем ауле селятся восемь семей из долины р. Аше, вторично возвращаются немногие из его прежних жителей, скрывавшихся в горах, например представители фамилии Чачух.
В 1891 г. в ауле числилось 105 жителей (16 дворов), на начало 1901 г. - 82 чел., по переписи населения 1920 г.-175 чел. (18 семей); в 1938 г. в Божьей Воде (Тхагапш) насчитывалось 35 дворов.
В середине 1930-х гг. аул Божья Вода был переименован в аул имени С. М. Кирова. В конце 1930-1940-х гг. многие аульчане были репрессированы и высланы в Казахстан. В память об этом трагическом событии, по инициативе аульчан, в 1996 г. в центре селения была открыта стела с фамилиями 160 его жителей.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 1 марта 1993 г. аул имени Кирова был переименован в аул Тхагапш. Согласно Всесоюзной переписи 1989 г., в ауле числилось 146 жителей, на начало 2001 г.- 187 (76 хозяйств).
Термин «Тхагапш» в литературе XIX в. имеет несколько вариантов написания и значений: Тагапк - священная роща в устье реки Шахе (С. Эсадзе); Тагапса - причерноморское шапсугское общество, проживавшее в верховьях одноименной реки и насчитывавшее от 100 до 120 семей (Ф. Ф. Торнау); Тхахапк - сельская община у населения Причерноморья, не принявшего ислам (JI. Я. Люлье), священная дубовая роща на реке Пшад (Г. И. Филипсон); Тххапшь - сельская община, священное место, урочище на южном склоне Кавказского хребта (Султан Хан-Гирей); Тхапши - языческий праздник жертвоприношения животных Тха (Богу, Всевышнему) у прибрежных жителей (Тебу де Мариньи); Тагапш - общество в верховьях реки Туапсе, управлявшееся «князем по фамилии Чилизах» (К. Ф. Сталь).
У автора 1904 г. Тхагапш - одно из названий шапсугского аула на реке Псезуапсе, наряду с тождественными ему якобы по смыслу Тахопс и Божья Вода. Еще две формы названия аула зафиксированы в специальной литературе 1930-х гг.: Тхагапсе (И. И. Пузанов, 1938 г.) и Тхахапш (историко-этнографическая экспедиция под руководством профессора С. А. Токарева, 1939 г.).
По утверждению русского исследователя Л. Я. Люлье и адыгского историка и писателя Султана Хан-Гирея, русским синонимом термина «тхагапш» является слово «приход» (низшая церковно-административная единица в христианстве). «Слово Тххапшь - пишет, к примеру, Султан Хан-Гирей,- соответствует слову приход. Во время язычества жители там сходились к известным рощам, пещерам, и другим замечательным местам, где и совершали жертвоприношения животных ».
По сведениям многочисленных источников, в каждой долине Черкесии имелось по несколько священных (культовых) мест. Объектами поклонения могли быть леса, рощи, отдельные деревья, часто - почитаемые могилы. Среди особо чтимых деревьев были дуб, орех и пихта (для высокогорья). Могилы убитых молнией являлись святыней не только рода погибшего: здесь сходились для молебнов и жители соседних селений. Подобные святилища находились и в долине р. Псезуапсе, ее притоков. О них известно немного.
Так, по этнографическим данным JI. И. Лаврова (1930), вверх по р. Псезуапсе, недалеко от аула Тхагапш, в местах обитания хакучей, росла группа деревьев, бывших прежде объектами поклонения. Роща носила название Хакуч-тхач.
Материалы упомянутой экспедиции 1939 г. подтверждают это сообщение, а также говорят, в частности, о существовании близ аула Тхагапш (тогда им. Кирова) старинного священного дуба и каменной могилы человека, погибшего от удара молнии лет 200 назад, служивших молитвенными местами как для жителей этого аула, так и для населения, которое проживало здесь до своего изгнания.
Таким образом, надо думать, территория аула, его окрестности издавна были тхахапшем или частью (скорее всего) более крупного по численности прихода, включавшего в свои границы какие-то ближние селения. Увековечение этого исторического факта путем переименования аула им. С. М. Кирова в Тхагапш (в среде шапсугов его иначе и не называли) стало возможным лишь в начале 1990-х гг. (первая попытка обратить бытовое название в официальное была предпринята в 1924 г.). Положительному исходу ходатайства способствовало создание в 1989 г. национально-культурной общественной организации причерноморских шапсугов «Адыгэ Хасэ».
Итак, смысловое значение термина «тхахапш» - небольшая сельская община, имевшая свое священное место (места), куда сходились верующие для исполнения религиозных обрядов (молений, жертвоприношений домашних животных). Его дословный перевод - общинное языческое празднество, от слов «тхаха» - общее название этих древних богослужений (по Л. Я. Люлье) - и «пш» (род, община).
В XVIII-XIX вв. сельская община (тхахапш) составляла основу традиционного социального устройства субъэтносов с народной формой управления, в том числе у шапсугов. Каждая такая община управлялась сходом мужчин, в перерывах между сходами - старейшинами, которые выполняли также функции сельских судей (на основе адата). Их называли присяжными судьями, так как они давали присягу честно выполнять свои обязанности. Судьи избирались народным собранием. При выборах учитывался принцип представительства отдельных родов и фамилий. Присяжные судьи являлись обычно их главами. Они разбирали дела своих родственников (соприсяжников), внутренние и внешние дела общины (селения), представляли тхахапш (и свой род) на межобщинных и племенных собраниях (съездах), являвшихся не только судебным, но и распорядительными органами.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх