На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

АДЫГИ И ХЕТТЫ

Выше было выяснено, что слово «ант» является тюрк¬ским термином, «зих» — адыгским, «булгар» — итальянским (volgare), термин «алан» —тюркским, и что все они имеют одинаковое смысловое значение. Но исстари в Прикаспии и на Северном Кавказе были широко распространены иранские языки. Каким иранским словом именовались адыги (черкесы) при сказанных условиях?

Таким был термин «арт, арда». Этот термин являлся одним из важнейших религиозных понятий иранского мира, культовым термином, «божеством», олицетворе¬нием света, правды; др. перс, «арта — арт» — клятва, «аве-стин, asa» — осетин. «Арт» — первоначально — божество, которым клянутся. Термином «ард» именовались адыго-кабар-дино-черкесы. Иосафата Барбаро (XV в.) восточную часть адыгов называл термином «chevertei». Он писал, что «народ кевертей» проживает на Северном Кавказе между темиргоевцами и осетинами.

АДЫГИ И ХЕТТЫВыше было выяснено, что слово «ант» является тюрк¬ским термином, «зих» — адыгским, «булгар» — итальянским (volgare), термин «алан» —тюркским, и что все они имеют одинаковое смысловое значение.
Но исстари в Прикаспии и на Северном Кавказе были широко распространены иранские языки.
Каким иранским словом именовались адыги (черкесы) при сказан¬ных условиях? Таким был термин «арт, арда». Этот термин являлся одним из важнейших религиозных понятий иран¬ского мира, культовым термином, «божеством», олицетворе¬нием света, правды; др. перс, «арта — арт» — клятва, «аве-стин, asa» — осетин. «Арт» — первоначально — божество, ко¬торым клянутся1. Термином «ард» именовались адыго-кабар-дино-черкесы.
Иосафата Барбаро (XV в.) восточную часть адыгов назы¬вал термином «chevertei». Он писал, что «народ кевертей» проживает на Северном Кавказе между темиргоевцами и осетинами.
В этом сообщении выражение «кевертей» состоит из двух слов — тюркского «кев» и иранского «ерт» (кев + ерт), где «кев» — это «кеб» — «много», «ерт» — «арт» — «соклятвен-ники». В целом выражение «кёберт-ей» означает «много соклятвенников (побратимов)». Термин «арт», «арта» содержится в названий «Кабарда» — «каб» + «арда» (каб + + арт), где «каб (кау, гау)» означает — поселение, страна, и «арда» — клятва. В целом термин «Кабарда» иранский и означает «страна соклятвенников».
На абхазо-черкесском побережье обитало многолюдное общество под названием «арт» с пристанью Артлар.
Это название состоит из Арт + лар, где «арт» — соклятвенник, «лар» — суффикс, показатель множествен ного числа в тюркских языках.
Вышеперечисленные факты, посвященные значению тор-мина «арт», «арта», «арда», обобщает генуэзец Дортеллы Д'Асколи. Он говорит, что на черкесском языке термин «арда (арт)» означает «побратим» 3.
Как видим, наряду с тюркским названием «ант» адыго-кабардино-черкесы именовались иранским словом «арт», «арда». Имея в виду, что адыги (черкесы) были известны под этим названием, обратимся к событиям, происходившим в VII в.
Выше было сказано, что в VII в. адыгским племенам под руководством Кубрата-объединителя удалось вытеснить со своей территории тюрко-пришельцев (огхондор-булгар).
По поводу этого происшествия писатель VII в. Моисей Хоренскнй писал: «Большие смуты происходили в цепи Великой горы Кавказской, в земле Булгар» 4.
Эти смуты происходили с большими потрясениями: раз-рывались старые племенные союзы, создавались новые, адыг-ские племена заключали между собой военные союзы.
Армянский историк Каганкатваци писал, что «гуннские» племена Северного Кавказа любят заключать военные сою¬зы клятвой «по закону неба» и что они крепко ее соблю-дают 5.
Возникает вопрос: как должны были называться воен¬ные союзы, заключавшиеся адыгскими племенами?
Эти союзы обозначались двумя иранскими словами — «нар» и «арт», где «нар» означает — воин, «арт» — соклят¬венник.
Из выражения «нар арт» в результате стяжения зву¬ков (ар) возникло слово «нарт», которое означает «воин-присяжник». (Нарт — человек, давший божественную клят¬ву, или присягу, по адыгски — тхьэрыIуэгъу).
Исходя из такого вывода, мы можем дать ответ на вопрос, который волнует многих. Это вопрос о том, кому при¬надлежит ядро общекавказского эпоса «Нарты»?
Ядро эпоса «Нарты» возникло у арыго-кабардино-черке-сов, так как среди народов Северного Кавказа только они первыми создали военный союз под названием «нар арт», и только они стали термином «нарт» именоваться первыми.
Для обозначения адыгских племен (касогов) с XIII в. в источниках появляется термин «черкес».
К 30-м годам XV в. этот термин прочно утверждается в источниках как название всех адыгских племен. С этого же времени вся территория, принадлежавшая адыгам, получает названия Черкесия.
Что же означает этот термин? Этот термин состоит из двух слов — «чер» + «кес», где по-тюркски «чер» озна¬чает — военный, «кес» — соплеменник, сородич — от слова «касог» в монгольской передаче «серкесут»)
Термин «черкес» соответствует названию «нар арт». Термины «нарт» и «черкес» имеют одинаковую смысловую нагрузку («нарт» —иранский термин, «черкес» — тюркский; являются эквивалентами).
Термин «черкес» употребляется и сейчас некоторыми на-родами Северного Кавказа для обозначения всех адыгов: ногайское — шеркеш, карачаевское и балкарское — черкесли, чечено-ингушское — черси, черкезо. Данный факт свидетель-ствует о том, что перечисленные народы (ногайцы, карача¬евцы, балкарцы, чеченцы и ингуши) сами не являлись чер¬кесами и формировались, находясь за пределами адыгского (черкесского) племенного союза (нар арт).
В условиях Северного Кавказа черкесом мог именоваться только тот, кто был касогом (соплеменником, сородичем) — воином-соприсяжником (тхьэрыIуэгъу), т. е. нартом — боже-ственным соприсяжником, соклятвенником.
Многие полагают, что каждый человек, наряженный (одетый) в черкесскую форму (носящий черкеску), явля¬ется якобы черкесом. Однако это не так. Ношение европей¬ской одежды не превратило русских в англичан, французов и т. п.
С приходом на Северный Кавказ татаро-монгол и устано-влением их господства военный союз адыгских племен «нар арт» распался.
После падения Золотой Орды адыгские племена под наз-ванием «черкесы» оказались разъединенными и представля¬ли собой огромный стан разобщенных племен.
«Здесь, — сказано в одном из источников той поры, — сколько местечек, столько и князей, из которых никто не считает себя подданным другого. Здесь постоянная войнакнязя с князем, местечка с местечком; во время пахоты все люди одного местечка отправляются вооруженными на поле, вместе косят на смежных участках и вообще не могут вы-ходить в безопасности из своих местечек небольшими груп-пами зачем бы то ни было» 6.
Как видим, в рассматриваемое время у адыгов не было объединяющей власти. Шла междоусобная война.
Кавказоведы говорят, что попытки отдельных лиц к объединению адыгских земель вызывали упорное сопроти-вление мелких князей и правителей, хотя некоторым вож¬дям и правителям удавалось на какое-то время объединить значительные адыгские группы под своей властью.
Ссылаясь на предания, к числу таких правителей кавка-зоведы относят Инала и Кабарда Тамбиева 7.
«Легендарный Инал, — говорит предание, — вышел из Мсыра (Египта), покорил кабардинских, бесланеевских и темиргоевских князей и создал Иналово государство...» В легенде об Инале говорится, что после похода в Абхазию, находясь на р. Бзыбь для заключения мира с абхазскими племенами, Инал скончался. Еще в XIX в. на территории абазинского общества Псху (в горах Абхазии) было почи¬таемое общество, где, по преданию, похоронен Инал. Оно на¬зывалось Инал-Кубе, т. е. Иналов мавзолей.
А что стало с государством, которое было создано Иналом?
Считая, что это государство было создано «на какое-то время» (см. выше), должного внимания истории этого госу-дарства кавказоведы не уделяют. Кроме того, время жизни и деятельности Инала кавказоведы относят к VIII в. и тем самым сводят на нет роль Инала в истории адыгов.
Приведем небольшую историческую справку.
Ближневосточные правители содержали наемные войска. Но надежды покупателей не всегда оправдывались. Такие войска (мамлюки) осуществляли дворцовые перевороты, беря власть в свои руки. Так, мамлюки тюркского происхож¬дения (половцы), со временем оттеснив курдов, взяли власть и сделались господствующей прослойкой феодальной ари¬стократии. Чтобы обезопасить себя от дворцового переворота, египетский царь Калаунид (из тюркской династии) в 1381 г. купил 12 тысяч мамлюков кавказского происхождения (ады-го-черкесов, абазехов, менгрельцев), обучил их и вскоре имел корпус самых неустрашимых и самых воинствующихсолдат в Азии. Но они, спустя время, поняли, что могуще¬ство властителей находится в их руках. И, низвергнув их, выбрали султанов из своих товарищей и дополнили ряды свои тем же способом, каким сами были сформированы пер-воначально.
Мамлюки кавказского происхождения, большей частью адыги (черкесы) (черкесы), с 1382 г. по 1517 г. (135 лет) являлись царями Египта.
Настоящие правители из их числа были, по большей части, хорошими полководцами.
Царствование адыго-черкесов в Египте началось с сул¬тана Баркука (по-адыгски Бэрокъуыкъуэ) в 1382 г., который сверг с престола Салиха Хаджи (1381—1382), находившегося в младенческом возрасте. Весной 1382 г. войско Баркука было разбито восставшими сирийскими наместниками Мин-ташем и Иельбогой; они взяли Каир и снова возвели на пре-стол юного Калаунида. Но уже в июне 1382 г. Баркук снова ВСТУПИЛ в Каир...
Следует сказать, что в это время цари с необыкновенной быстротой свергали друг друга.
В 1422—1428 гг. султаном Египта был Бурсь-Бей. Его СЫНУ наследовал Чакмак (1438—1453). Сын Чакмака — Осман — через 41 день был свергнут в пользу эмира Инала (1453—1461). В 1468—1496 гг. царствовал Каит-Бей, самый великий из султанов-черкесов. Сын его, Эн-Насир Мухаммед, был убит в 1498 г., а правившие после него султаны Кансух (по-адыгски — Къанщауэ гъур), Джамбулат и Туман I быстро свергали друг друга. В 1501 г. на египетский престол вступил 60-летний Эльгури (Къансух Альгури, 1501 — 1516гг.).
В августе месяце 1516 г. Кансух Альгури на равнине Маредж-Дабик, около г. Алеппо (в Сирии), встретился с ту-рецким султаном, и произошла битва между мамлюками-черкесами и тюрками.
Во время этого сражения старый черкесский султан Кан-сух АЛЬГУРИ был убит. ТЮРКИ под предводительством Се-лима I вошли в Дамаск. В Каире же был выбран султаном оставшийся там Туман-Бей (октябрь 1516 г.). На требова¬ние Селима I подчиниться и остаться в стране в качестве турецкого наместника Туман-Бей ответил казнью послов.
Большое войско турок-османов в середине декабря 1516 г. ДВИНУЛОСЬ ИЗ Дамаска в Каир. В январе 1517 г. завязалась последняя битва черкесских мамлюков и турок-османов. Черкесские воины у горы Маккатам, близ Каира, сражались с отчаянным мужеством, и их новый султан выказал себя достойным преемником ряда храбрых царей-воинов.. Кровопролитие под Каиром и в самом городе кончилось лишь через неделю. Туман-Бей с остатками своего войска отсту¬пил и бросился к Дельте. Селим I предлагал ему прилич¬ные условия сдачи, но напрасно.
Мелкие стычки, в которых Туман-Бей еще не раз дока¬зал свое личное мужество, вскоре сменились преследо¬ванием, и войско черкесов-мамлюков совершенно растаяло. Туман-Бей, взятый в плен Селимом I, был казнен 13 апреля 1517 г. в воротах Зувейлэ в Каире.
Из приведенной исторической справки видно, что с 1453-го по 1461 г. эмиром Египта был Иная. Это тот самый легендарный Инал, на которого ссылается предание, говоря, что он вышел из Египта (Мсыра) и создал «Иналово госу¬дарство».
Имея девятилетний опыт правления Египтом, вернув-шемуся на Северный Кавказ Иналу удалось объединить разобщенные адыгские племена.
Деятельность Инала предание характеризует следующи¬ми словами: «Инал был щедро одарен природой, он имел все качества великих и добродетельных людей. Под его твердым управлением прекратились смуты и беспорядки между адыгскими племенами. Приобретя доверенность на¬рода, он упрочил свою власть и успел примирить враждую¬щие стороны и соединить разъединенные силы. Благородная душа его, ненавидя насилие и беспорядки, предприняла строгими мерами истребить вкоренившееся буйство.
Первым попечением его было наказать виновных в бес-порядках князей и их подданных. Некоторых он подвергнул телесному наказанию, а более важных преступников казнил смертью; добрых же ласкал и старался отмечать... Успех увенчал его предприятия. Он имел удовольствие видеть, что им водворенное устройство начало упрочиваться... Прямо¬душие и высокие дарования Инала приобрели ему любовь и уважение адыгейских племен... Мудрые постановления упро¬чили возникающее спокойствие. Сорок судей, поставленных над народом, заботились о его благосостоянии и поддержи¬вали тишину и благоденствие... Инал пользовался в народе большим уважением, и подданные нарекли его великим и мудрым и любили его как отца... Он был наименован святым, и впоследствии вошла в употребление поговорка: «Дай, Боже. Иналов день!».
(По другим преданиям народ называл его Инал-наф. т. е. Инал сиятельный. Грузинские источники называют его Инал Великий).
Из приведенных слов предания, к которому трудно что-либо добавить, следует, что бывший эмир Египта князьИная, вернувшись на Северный Кавказ, создал государствен¬но-племенное объединение.
После смерти Инала это объединение продолжало суще¬ствовать. Об этом свидетельствует Джеймс Белл. Он в на¬чале XIX в. указывал, что по всей Черкесии имеются «брат¬ства» и обширные союзы, или объединения, таких небольших братств... Каждому братству присвоено особое имя или на¬звание. Братства связаны узами «соприсяжничества» (при¬сягой, клятвой) друг с другом и установить, где кончалась цепь этих связанных искусственным родством союзов невоз¬можно. Являясь одним из основных социальных учреждений, позволявших поддерживать взаимную связь против внутрен¬них и внешних врагов, братства у черкесов в то же время были формой правления в Черкесии — «Иналово государ¬ство» продолжало жить.
Некоторые авторы утверждают, что «адыги (черкесы) составляли население двух территориально-политических объединений Северного Кавказа — Черкесии и Кабарды». По их мнению, область расселения западных адыгов называлась Черкесией, а восточных — Кабардой.
Но как понять такое суждение, если, как указывалось выше, «Иналово государство» было создано на территории, которая принадлежала всем адыгским племенам от Терека до восточных берегов Азовского и Черного морей и называ¬лась Черкесией?
Почему при этих условиях восточная часть Черкесии стала называться Кабардой? И откуда взялся этот термин?
Происхождение названия «Кабарда» кавказоведы изла-гают неубедительно.
Во-первых, восточных адыгов они считают переселен-цами (с западного Кавказа). «Формирование кабардинского народа, — говорят они, — началось до их переселения на ны¬нешнюю территорию» 8.
Но Этокский памятник 375 г. свидетельствует о том, что в действительности никакого переселения адыгов с запад¬ных областей Северного Кавказа на восток не было.
Во-вторых, кавказоведы утверждают, что впервые наз-вание «Кабарда» (как название восточной части адыгов) встречается в середине XV в. у венецианца Иосафата Бар-баро в форме «Chevertei» (Кевертей) (см. выше).
Но итальянцы (генуэзцы, венецианцы) термин «Кабарда» фиксировали иначе — в форме «Cabardi». На Каталонской карте 1375 г. термин «Кабарда» зафиксирован в форме «Cabardi», no не в форме «Chevertei».Термин «Кабарда» в источниках встречается еще рань¬ше — в VIII—IX веках н. э. в усеченной форма Кабар(т) — (без «т») (у Константина Богрянародного).
В-третьих, термин «Chevertei» и «Cabardi» имеют совер-шенно разное значение.
Выражение «Chevertei» (Кевертей) состоит из тюрко-иранских слов — и означает «много артов» (см. выше). Что касается названия «Cabardi», то это слово состоит из чисто двух иранских слов «Каб + ард», где «Каб» — означает страна, поселение, «ард» — соклятвенник, в целом «Страна соклятвенников». Таким образом, рассматриваемые термины имеют разное значение и утверждение, что восточная часть Черкесии носила название «Chevertei», является необосно-ванным.
Происхождение самого названия (термина) «Кабарда» кавказоведы связывают с именем некоего князя Кабарда Тамбиева. Они говорят: «Существует несколько легенд, по-вествующих о появлении термина Кабарда, но во всех слу¬чаях это название связывается с именем князя Кабарда Тамбиева, который проявил себя во время войны черкесов с генуэзцами. По одной из этих легенд Кабард Тамбиев уни¬чтожил отряд генуэзцев и спас жену адыгского владетеля Инала. Обрадованный Инал созвал своих сыновей и объ¬явил: «Отныне все земли, которыми владеют тлякотлеши Тамбиевы, я называю «Къэбэрдей»... и пусть никто и после моей смерти не меняет это название. Имя такого человека, как Кабард, нельзя предать забвению».
После смерти Инала сыновья не посмели заменить дан¬ное отцом название. Оттуда и пошло название «Къэбэрдей».
По поводу вышеприведенного предания в «Истории Ка-бардино-Балкарии» (Нальчик, 1995 г.) читаем: «Предание связывает происхождение термина «Къэбэрдей» с именем адыгского владетеля Кабарда, что является наиболее прав-доподобным... Окончание -ей в слове «Къэбэрдей» является показателем принадлежности и соответствует русскому -ов, -ево. «Къэбэрдей» — то, что принадлежит Кабарду (т. е. Кабардово). Первоначально название «Къэбэрдей» (Кабар¬да) относилось к одному из феодальных уделов восточной части адыгов и служило только в качестве его географиче¬ского обозначения. Этот удел соответствует той территории, которая значительно позже стала известна в русских источ¬никах как «Большая Кабарда». Таким образом, с самого начала этот термин обозначал территорию, а не жителей, ее составляющих».
Мы уже указывали на то, что предание может превратиться в достоверный источник в том случае, если он содер¬жит факты, позволяющие сделать выводы, которые убеди¬тельно датируются и этнически локализуются. Отвечает ли этим требованиям вышеприведенное предание? Какого Инала имеют в виду кавказоведы, ссылаясь на предание? Бывшего эмира Египта или другого? Если другого, то где и когда он жил и сколько жен было у него? Если Инал имел две жены, то какую из них спасал Кабард Тамбиев?
Самое интересное — это вопрос в том, когда и где проис-ходила война адыгов с генуэзцами?
Главным и настоящим врагом истории, как науки, явля¬ется вымысел, басня, фантазия, с которыми ей приходится бороться с самых древнейших до самых новейших времен. Этот элемент так переплетается с источниками собственно историческими, что нужны серьезные усилия, чтобы выде¬лить его. Но у науки есть и другие неприятели — недоста¬ток свидетельств, предвзятость, субъективизм...
Значение термина «Кабарда» следует искать не в бессо-держательном предании о Кабарде Тамбиеве, а в самом тер-мине «Кабарда» (см. выше).
Этот термин не этнический. В своем труде «Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа» Я. Рей-неггс говорит, что «Кабарда является страной, которая изве¬стна иод названием Великая Кабарда...9
Почему страна (поселение) адыгов на Северном Кавказе назывались Великой Кабардой? Потому что по своим раз¬мерам это поселение являлось огромным союзом племен, являвшихся соклятвенниками, что передается названием «Кабарда» (см. выше).
Исторически Великой Кабардой называлось поселение адыгов от Терека до Азовского моря.
Но позже Великая Кабарда стала называться Большой, а позже — просто Кабардой...
Таким образом, появление в свет термина «Кабарда» сле-дует связать не с мифическим именем никому не извест¬ного князя Тамбиева, а с историей формирования адыгского народа как самостоятельного этноса.
Или иначе. Происхождение термина «Кабарда» можно понять, связав его с происхождением самоназвания самих адыго-кабардино-черкесов — термином «адыга».
Рассмотрим происхождение термина «адыга». Многочисленные племена Северо-Западного Кавказа с давних веков были известны под общим собирательным названием меоты. И обозначались по-ирански двояко с помощью двух иранских слов «хе» и «арт».
Для наглядности изложим это в виде таблицы:

Вариант Название Значение
1 арт хе соклятвенников много
2 хе арт много соклятвенников
Выражения «арт хе» и «хе арт» являются идентичными, имеют одинаковое значение, но в то же время они отли¬чаются друг от друга.
В первом случае (вариант 1) показатель множественного числа слово «хе» следует за термином «арт». Во втором случае (вариант 2) слово «хе» предшествует термину «арт».
В варианте 1 с поглощением звука «р» выражение «арт хе» превращается в этнический термин и выступает в качестве самоназвания целого народа: арт хе — атхе — ад(ы)хе — адыге.
Во втором случае (вариант 2) выражение «хе арт» с вы¬падением из него «ар» превращается в новое слово — хет(т).
Как видим, в зависимости от того, какое место занимает слово «хе» (показатель множественного числа) один и тот же термин «арт» выступает в разных формах (атхе, хетт), но с одинаковым значением, т. е. термины «атхе» и «хетт» являются превращенной формой «арт хе» и «хе арт».
Возможность превращения «арт хе» в другой термин — «атхе» — можно проиллюстрировать на позднейшем фактиче¬ском материале. Так, выше мы упоминали термин «артлар» (арт +лар).
Если в этом термине заменить тюркский суффикс «лар», показатель множественного числа, адыгским суффиксом «хе» — показателем множественного числа в адыгских язы¬ках, то термин «артлар» превращается в «артхе». С погло¬щением звука «р» это слово (артхе) превращается в «атхе» — ат(ы)хе — адыге — в самоназвание адыго-кабардино-чер-кесов.
Чтобы термин «атхе» превратился в этническое название в «адыге», он должен был постоянно находиться в употребле¬нии. Так как заключение клятвенных союзов являлось одним из религиозных обрядов, то этот обряд требовал присутствия имени божества «арт» («арта») в формулах клятвы. На уча¬стника обряда клятва налагала обязательства самого священного характера, который подкреплялся каждодневным опы¬том ее преимущества.
Адыгские племена оставались верными «божественной» клятве «арт» — «тхъэрыIуэ» «тхьэрыIуэгъу» (тхъэ — бог, 1уэ — клятва).
Итак, самоназвание адыго-кабардино-черкесов, термин «адыга», следует выводить из иранских слов «арт» и «хе» — арт хе — атхе — адыге.
Обратимся теперь к выражению «хе арт». Мы уже говорили о том, что из выражения «хе арт» образовался термин «хетт» (см. выше).
Как название адыго-кабардино-черкесов этот термин в источниках не встречается. Однако это вовсе не означает, что этим термином не могли называться древние и поздней¬шие адыги (черкесы).
Приведем пример. В «Слове о полку Игореве» говорится: «Се бо готьскыя красныя девы въспеша, на брезе Синему морю: звоня русским златом, поют время Бусово, лелеют месть Шароканю...» (И вот готские красные девы запели на берегу синего моря, звеня русским златом, воспевают время Бусово, лелеют месть за Шарокана).
Сопоставив приведенные строки из «Слова о полку Игореве» с адыгским преданием «Повесть о Баксане, сыне Дауове», мы обнаруживаем, что «время Бусово»—это время адыгского князя Баксана, погибшего в IV в. (см. выше).
Из этого факта следует, что девушки, вспоминавшие «время Бусово», (т. е. время Баксана) сидели на берегу Синего моря, т. е. Азовского моря. «Слово о полку Игореве» называет их готскими, т. е. гетскими, девушками.
Но в рассматриваемое время на восточном берегу Азов-ского моря проживали адыги (черкесы). А кто такие были геты? Это хетты — которое является иным названием адыгов!
Таким образом, сопоставление фактов показывает, что (во времена князя Игоря) арты-адыги (черкесы) назывались «хе арт», т. е. хеттами (хе арт — хетт).
То, что в прошлом адыги (черкесы) именовались термином «хет (т)», находит подтверждение в писаной истории.
Так, в 1927 г. в Бухаресте был издан труд Г. И. Братиа-ну «Генуэзские нотариальные акты из Перы и Каффы в кон¬це XIII в.». В этом труде зихи-адыги (черкесы) именуются «коварными гетами», т. е. хеттами. Кроме того, итальянские источники XIII—XV вв., посвященные торговым сделкам в Копе, Мат-рике (Тмутаракань) и других местах Западного Кавказа, упоминают имена многих зихских (адыгских) вождей и князей под названием геты (т. е. хетты) и называют их:«владетель Копы Берзебох (Бельзебук), Бельзебок, Барса-бок, муж Боронды (1446); владетель Метреги Берзох, кото¬рый отдал свою дочь, наследницу Бика-Ханум, в жены гену¬эзцу Симону де Гизольфи (1419); князь Костомок (XV в.); князь Кадибельди (XV в.); владетель Керчи князь Мил-лен (1330); Биберди, владетель области Кремук (XV в.); князь Зихии Петрезок (1449); князь Верзахт (1333); прави¬тель Копы Павибек, прозванный Гетикусом (1455), и др.
Таким образом, термин «хетт» сохранился в форме «геты» как название адыгов в писаной истории. Термины «геты» и «хетты» — это одно и то же. Под этим названием еще в XIII—XV вв. были известны зихи-адыги (черкесы). Следовательно, термины «хетт» и «адыге» — это название адыго-кабардино-черкесов.
Если проанализировать термин «меот», то идентичность (эквивалентность терминов «адыге» и «хетт» находит под-тверждение).
Что же означает этот термин? Ученые считают, что на-звание «меоты» произошло от слова «Меотида» — эллинизи-рованного названия побережья Азовского моря с заболочен-ными берегами (болото), на которых и жили местные племена в середине I тысячелетия до н. э.
Существуют и другие взгляды по поводу происхождения этого термина, но до сих пор нет единства мнений в отноше-нии его интерпретации.
Рассмотрим данный вопрос.
Термин «меот», как название местности на берегу Чер¬ного моря, итальянские географы упоминают в форме «Мау-ро зега» и «Мауро Зихия». Древние греки, как и другие народы, имели традицию называть племена по их географическому положению: название местности Мауро Зихия со¬ответствует термину «адыге». В свою очередь, термин «адыге» равнозначен названию «хетт».
Исходя из этих соответствий, название «Мауро Зихия» можно выразить в форме «мауро хетт». С поглощением в нем «хе» это выражение превращается в «маут» (мауро хет — маухет — маут).
Но в названиях Мауро Зихия и Маут первая часть пред-ставлена в форме «мау». Что же означает здесь слово «мау»?
Слово «мау» является именем исторической личности. Он жил во II тыс. до н. э. и являлся царем хеттов.


© Информационный портал "Адыги.RU"
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх