На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

"Обыкновенно трусы": армия и оружие Китая в 1870 году по данным русского Генштаба

В основу статьи положены Публичные чтения (три лекции) "О современном состоянии современных сил и средств Японии и Китая по данным 1869 - 1870 годов", прочитанные в академии Генерального штаба русской армии в полковником М. Венюковым и опубликованные в 1871 году в "Военном сборнике". Китаю из них была посвящена последняя лекция.

В ней автор довольно подробно анализирует состояние китайских Вооруженных сил: численность, структуру, вооружение, боевую подготовку и морально-психологические качества...

В основу статьи положены Публичные чтения (три лекции) "О современном состоянии современных сил и средств Японии и Китая по данным 1869 - 1870 годов", прочитанные в академии Генерального штаба русской армии в полковником М. Венюковым и опубликованные в 1871 году в "Военном сборнике". Китаю из них была посвящена последняя лекция. В ней автор довольно подробно анализирует состояние китайских Вооруженных сил: численность, структуру, вооружение, боевую подготовку и морально-психологические качества.

О китайской армии европейского образца: "привилегия делать китайский книксен".

Части и подразделения "на европейский лад" были созданы в Китае для борьбы с тайпинами, после того, как сравнительно небольшие европейские отряды, постоянно громя инсургентов, получили в Китае титул "всегда-победоносной армии". В китайские регулярные части набирали добровольцев из местных жителей, в которых не было недостатка - жалование пехотного солдата могло достигать 11 рублей серебром в месяц (но казенными были только мундир, оружие и амуниция). Пехота была вооружена ударными ружьями ("в Пекине русские, подаренные нашим правительством, в Тяньцзине - английские"). При этом, даже при часто проводимых стрельбах, оружие содержится в порядке. Клинкового оружия солдатам не полагалось, только у унтер-офицеров были тесаки. "Выправка войск недурна, эволюции делаются отчетливо; только в рядах иногда слышатся разговоры. Приветствуют начальников солдаты и офицеры по-европейски (на-кара-ул и под козырек); но за батальонными командирами и высшими чинами осталась еще привилегия делать китайский книксен". Кавалерия выглядела хуже всего ("то и естественно, ибо образование этого рода войск всегда идет медленнее прочих"). Лошади монгольской породы, разношерстные, на уздечках, некованы. К европейскому сомкнутому строю приучены плохо. Кавалерист вооружен саблей, пикой и карабином.

О моральных качествах

К описываемому периоду регулярные китайские войска с серьезным противником не сталкивались, поэтому более или менее определенные выводы об их моральных качествах сделать было затруднительно. Однако, как полагал М. Венюков, "новое оружие и тактика пока мало принесли пользы сынам Срединного Царства, в смысле развития у них воинственности. Оно и понятно. Народ, который веками воспитан так, что для него первая добродетель есть отречение от личной самостоятельности и достоинства в пользу старших летами или чинами, народ, которому не дозволяется иметь оружие в мирное время, потому что гнусное его правительство ежеминутно боится вооруженного бунта притесняемых им подданных, такой народ не может иметь чувства чести, а оно главный моральный двигатель на войне". Однако в войне с тайпинами китайцы доказали, что способны мужественно сражаться, переносить неудачи и лишения, но при наличии у них "европейских вождей". Их же собственные начальники "за весьма редкими исключениями, обыкновенно трусы, которые держатся сзади и первые оставляют поле сражения в случае неудачи. Это относится не только к большинству их, но и к избранникам, украшенным собольими хвостами и павлиньими перьями".

О маньчжурской армии: "нарезали из него клинки".

Маньчжурская армия входила в состав Вооруженных сил Китая и в более ранние времена составляла наиболее боеспособную ее часть, ее "наступательную силу" в борьбе с кочевниками с Севера, беспокоившими Китай своими набегами. Однако к концу XIX века и на фоне европейских армий они выглядели весьма блекло: "Представьте себе, мм. гг., милицию, плохо обученную, совсем почти непрактикующуюся в своем деле и вооруженную стрелами, копьями, саблями или, самое большое, дрянными фитильными ружьями: вот туземная китайская армия. Да еще я не сказал, как она снабжена и этим оружием. В 1854 году мы видели маньчжурский гарнизон Айгуна с пиками, у которых лезвия были деревянные, окрашенные в серую краску под железо. В том же году, при приближении к Пекину инсургентов с юга, на смотр императору был выставлен весь пекинский гарнизон с саблями, по большей части из листового железа. Это произошло от того, что оружие, из опасения бунта солдат содержимое не на руках у войск, а в, магазинах, было распродано, и чиновники-воры не видели другого способа увернуться от гнева императора, как обманом. Для этого они скупили листовое железо, привезенное в Калган из России, и нарезали из него клинки, которые и прицепили к поясам солдат, шедших на смотр. Штука, как говорят, удалась: развращенный и на этот раз, вероятно, подпоенный опиумом, богдыхан Сянь-фынь не заметил обмана".

Китайское клинковое оружие: "дурно выкованная и еще хуже отшлифованная".

Любопытную, но в целом вполне соответствующую данным, приведенным в публичных чтениях в академии Генерального штаба, информацию о китайском оружии приводит В. Крестовский в своих "В дальних водах и странах" (1880 год): "Их сабли, мечи и алебарды щеголяют более отделкой эфесов, ножен и древков, чем выделкой и качеством железа. Вы видите иногда дивно инкрустированные лаковые ножны какого-нибудь обоюдоострого меча и думаете: вот, должно быть, прелесть! Вот, вероятно, дивный клинок! Но увы! - лишь только вынули вы меч из ножен, сейчас же полное разочарование: перед вами оказывается дурно выкованная и еще хуже отшлифованная полоса железа, годная разве колоть щепки на лучину. Стрелы их - то же самое: прекрасная отделка колчана и отвратительные наконечники мягкого железа и безо всякой закалки. Да и кроме того, даже самая форма оружия указывает на невоинственность и даже какую-то детскость китайцев на этот счет. Китаец как будто рассчитывает устрашить врага не столько боевыми качествами своего затейно-причудливого оружия, сколько его "страшным видом" (Крестовский В. В дальних водах и странах). Как представляется, это связано именно с "невоинственностью" китайского общества. Впрочем, она одинаково сказывается на любом оружии в любых культурах: невостребованность боевого функционала оружия всегда плохо отражается на качестве клинков, но всегда хорошо - на вычурности деталей и отделки. И наоборот: тот же В. Крестовский вполне четко отделяет китайское оружие от оружия, произведенного в Маньчжурии, указывая, что маньчжурские клинки "положительно хороши, с прекрасным отвесом для рубки и ловко сидят в руке", и это оружие "менее всего щеголяет отделкой ножен и тому подобного".

[img]"[/img]

Об оценке русской армии японцами перед началом Русско-японской войны, вы можете прочитать здесь.

О французах и англичанах времен Крымской войны глазами русского офицера вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации статей об оружии, тактике боя и военных эпизодах разных стран и разных веков. Подписывайтесь на канал читайте, делитесь, комментируйте и задавайте вопросы!

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх