Шаспсуги никогда не были обделены вниманием исследователей - игнорировать одно из крупнейших адыгских «племен» было просто невозможно. Однако характер и глубина этого изучения не всегда были одинаковы...
Шаспсуги никогда не были обделены вниманием исследователей - игнорировать одно из крупнейших адыгских «племен» было просто невозможно.
Однако характер и глубина этого изучения не всегда были одинаковы.До XVIII в. отдельнных упоминаний о шапсугах в письменных источниках нет, поэтому говорить об их специальном изучении в этот период не приходится. В XVIII - середине XIX вв. сведения о них носят в основном информативный характер разной степени полноты. К тому же, почти исключительно в связи с общей характеристикой Черкесии. Так, в 1770—1775 гг. академик Петербургской Академии наук И.А. Гюльденштедт совершил экспедицию на юг России и на Кавказ, в ходе которой в 1773 г. посетил Кабарду и другие адыгские земли. Результатом этих поездок стала изданная уже после его смерти энциклопедия «Путешествие через Россию и по Кавказским горам» [Гюльденштедт 1974]. В 1793—1794 гг. с той же миссией Кавказ посетил академик П.С. Паллас, его описание по тем временам представлялось наиболее обстоятельным [Паллас 1974] Такое вдумчивое и обстоятельное изучение Кавказа поставляло достаточно обширные и достоверные сведения, но они попадали, прежде всего, в специальную литературу, не сразу доходя до массового читателя. Хотя в 1795 г. и вышла книга «Описание обитающих в Российском государстве народов...» [Георги 1795], где есть две главы, посвященные отдельно черкесам и кабардинцам3, но сообщаемые там сведения крайне отрывочны.
Особым этапом стала Кавказская война. Необходимость учета местных условий диктовала царскому правительству привлечь людей для составления сводных описаний Кавказа. Такое поручение получил, например, в 1833 г. генерал-лейтенант Генерального штаба И.Ф. Бларам- берг, составивший «Этнографическое, топографическое, статистическое и военное описание Кавказа» - фундаментальное энциклопедическое сочинение, в котором сведено все, что могло быть доступно И.Ф. Бларамбергу по искомой теме; сведения самого автора, бывавшего на Кавказе, перемежаются со сведениями авторов других описаний [Блараиберг 1999]. Между тем, этот труд не предназначался для широкой публики.
Источник
Свежие комментарии