При установлении этнической истории какого-либо народа важно определить принадлежность множеств созвучий и даже тождеств в мире географических названий, которые могут оказаться в одной и той же историко-культурной области. К примеру, с корнем «Аджи» в алфавитном указателе к пятиверстной карте Кавказского края Д.
Д. Пагирева от 1913 г. были выявлены названия крупных физико-географических объектов, расположенных по всей территории Кавказа, от западных пределов до восточных...При установлении этнической истории какого-либо народа важно определить принадлежность множеств созвучий и даже тождеств в мире географических названий, которые могут оказаться в одной и той же историко-культурной области.
К примеру, с корнем «Аджи» в алфавитном указателе к пятиверстной карте Кавказского края Д. Д. Пагирева от 1913 г. были выявлены названия крупных физико-географических объектов, расположенных по всей территории Кавказа, от западных пределов до восточных.
За редким исключением, все они имеют антропонимическое происхождение от личных, родовых или фамильных имен, или названы по характеристике места расположения, или предназначению объекта, и принадлежат различным народам (абазинам, абхазам, адыгам, балкарцам, ингушам, кабардинцам, карачаевцам, кумыкам, лезгинам, лакцам, чеченцам и другим нахско-дагестанским народам).
В убыхском же языке корневое слово «Аджи/ Ажи» означает «снег / снежный / снежник», а в сочетании с иными элементами слова типа «хуа», «шха» (вершина, гора, хребет) дает название горным вершинам, хребтам - «Ажи + хуа» (снежная гора), «Ажи + шха» (Снежный хребет) или «Ажу» (Снежная, -ое - по отношению к горе, балке, долине, ущелью и т.п.).
Но указанное вовсе не дает оснований, к примеру, говорить об убыхском происхождении всех топонимических объектов по Кавказу с корневым элементом «Ажи» или «Аджи».
Убыхам могут принадлежать лишь те названия в местностях, где они жили и их бытие в регионе подтверждается рядом других историко-этнографических фактов.
Или вот еще один пример. По Северному Кавказу на картах субъектов Южного Федерального округа и сегодня можно насчитать по пять - десять одноименных названий таких населенных пунктов и районов, как Александровское (-екая, -вка), Ермоловское (-вка), Михайловское (-екая, -вка) или Павловское (-екая, -вка), именованные так в годы Кавказской войны или вскоре после ее окончания.
Населенные пункты, как правило, такие названия получали в честь царских особ или потому, что они здесь бывали или временно останавливались.
Известны названия топонимов в честь генералов и офицеров русской армии. Но такое объяснение топонимов не всегда правомерно.
Случалось, что такое наименование населенному или иному географическому пункту (укреплению, посту и т.п.) давалось по традиции в честь высших особ, как дань уважения к их заслугам перед Отечеством, но вовсе не потому что они основали или посещали эти места.
На упомянутой выше карте 1913г. только в Ейском округе Екатеринодарской области (совр. Краснодар. кр.) значилось четыре села с одинаковым названием - Зубово.
Все они были названы так по имени крупного землевладельца и военачальника - графа Зубова.
Эти примеры подтверждают тот факт, что топонимические объекты несут в себе самую разностороннюю информацию, и в каждом конкретном случае необходимо глубокое исследование вопроса, чтобы установить историческую правду.
Все это обязывает любого исследователя при изучении истории того или иного региона комплексного подхода к рассматриваемой проблеме, в том числе и к такому вопросу, как топонимика края.
При установлении исторических фактов очень важно разумное и обоснованное использование топонимических данных, учет не только лингвистических, но и исторических, этнографических и иных сведений.
В таком случае топонимы могут оказать существенную помощь в положительном разрешении той или иной историко-культурной проблемы.
Нельзя также забывать, что топонимика любого региона страны или историко-культурной области, как Кавказ, содержит в себе названия различных исторических эпох и народов.
Кроме этого, есть древние, античные, средневековые и относительно новые пласты топонимов, восходящие по своему происхождению как к языкам коренных народов, так и к языкам различного рода завоевателей, временно появлявшихся в изучаемом регионе, которые, как правило, оставляли «следы» в виде топонимов.
И у каждого из них существовали как свои традиции именования географических объектов, так и общие.
У абхазо - адыгских народов, например, до недавнего времени существовала традиция именовать населенный пункт в честь его владетеля.
Антропонимическое начало имели даже названия гор, ущелий, балок, дорог, лесных массивов и других объектов, расположенных возле поселений.
Свежие комментарии